Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Цели финансовой политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики могут находиться в определенном противоречии: первые предполагают направленность на ежегодную сбалансированность доходов и расходов бюджета государства, а вторые, наоборот, часто предполагают наличие бюджетного дефицита при стимулировании экономического роста и занятости. При этом данная ситуация временна, так как после обеспечения положительного… Читать ещё >

Цели финансовой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лаффера (рис. 12.1).

Кривая Лаффера.

Рис. 12.1. Кривая Лаффера.

Содержание закона состоит в следующем. Вначале увеличение налоговой нагрузки ведет к росту доходов государства, и в определенный момент достигается точка оптимума изъятия средств, характеризующая лучший уровень налогового бремени, с одной стороны — соответствующий интересам налогоплательщиков, а с другой — позволяющий государству получать максимум доходов.

В дальнейшем с ростом налогового изъятия сверх оптимума доходы государства начинают сокращаться и стремятся к нулю при 100%-ной налоговой нагрузке. Данное уменьшение доходов государства имеет объективный характер за счет снижения интересов плательщиков в развитии свой экономической деятельности и субъективно связано с сокрытием объектов обложения и уклонением от уплаты налогов. Такая взаимосвязь между налоговой нагрузкой и доходами бюджета устанавливается только в рыночной экономике, в условиях которой любой налогоплательщик свободен в выборе собственного экономического поведения.

Для директивной плановой экономики закон Лаффера не применим, так как все решения об управлении движением финансовых ресурсов принимаются государством единолично и мотивы поведения налогоплательщика связаны не с объемом денежных средств, оставшихся у него, а с полнотой и своевременностью выполнения директивных планов-заданий.

Закон показывает объективные взаимозависимости в поведении государства и налогоплательщиков, но не устанавливает конкретный оптимум налогового изъятия, который зависит от разнообразных факторов, характерных для каждого отдельного государства. Среди них можно определить экономические, политические, социальные, психологические, конкретноисторические и другие факторы. Бюджетное равновесие доходов и расходов государства может также достигаться за счет сокращения расходов. Однако такие мероприятия достаточно сложны, потому что затрагивают интересы больших социальных групп населения и приводят к серьезным проблемам, возникающим в развитии общества. Одновременно с этим снижение расходов, как правило, не дает быстрого фискального эффекта, так как оно первоначально приводит к увеличению смежных потребностей у государства.

Кроме фискальных целей, финансовая политика предполагает осуществление регулирования экономических процессов. Необходимость финансового регулирования связана с тем, что рыночные механизмы не могут обеспечить полностью сбалансированное социально-экономическое развитие общества. Возникающие в связи с этим «провалы» рынка являются основным объектом финансового регулирования, которое осуществляет государство. Такое регулирование становится возможным потому, что государство имеет соответствующие инструменты, влияющие на интересы экономических субъектов: налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы и т. п. С их помощью государство воздействует на величину финансовых ресурсов, которые находятся в собственности и распоряжении экономических субъектов, и тем самым происходит влияние на различные экономические процессы: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей, организаций и домашних хозяйств. Такое регулирование может быть стихийным или организованным государством сознательно. В первом случае государство не предполагает постановку специальных целей регулирования, главным направлением финансовой политики является фискальное.

Вместе с тем изменение финансовых ресурсов у экономических субъектов всегда влияет на их интересы. Положительный или отрицательный результат такого регулирования всегда связан вероятностными факторами сочетания интересов экономических субъектов и государства. В современных условиях регулирование стало обязательной составной частью финансовой политики государства и сознательно применяется для обеспечения установленных целей экономического развития.

В практической деятельности у государства есть два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный (сдерживающий). Стимулирование направлено на рост финансовых ресурсов экономических субъектов через уменьшение налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов с целью обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное регулирование, наоборот, связано с уменьшением объема финансовых ресурсов в экономике, которое достигается за счет усиления налогового бремени и уменьшения бюджетного финансирования, для сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения. В этом случае возникают определенные проблемы, связанные с выбором приоритетных целей регулирования, потому что один и тот же механизм регулирования нельзя применять для воздействия на все экономические процессы для получения одновременного положительного результата. Однако проблема выбора целей в нормальной экономической ситуации возникает перед государством достаточно редко, так как экономический спад и рост инфляции обычно не происходят одновременно.

Сложным регулирование становится при стагфляции, когда сочетается уменьшение экономической активности и депрессия с высокими темпами инфляции. В этих условиях государство должно сделать непростой выбор: либо проводить регулирование денежного обращения для стабилизации цен и одновременно жертвовать экономическим ростом, либо осуществлять стимулирование деловой активности и тем самым усиливать инфляцию. Имеющиеся у государства механизмы финансового регулирования могут обеспечивать только выработку среднесрочных и долговременных тенденций развития экономических процессов, что связано с необходимостью иметь значительный временной период для изменения действующего законодательства и адаптации экономических субъектов к новым механизмам финансовой деятельности.

Для оперативного влияния на экономические процессы государство использует дополнительно к финансовым кредитно-денежные механизмы: ставки центрального банка, прямые операции на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в центральном банке.

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики могут находиться в определенном противоречии: первые предполагают направленность на ежегодную сбалансированность доходов и расходов бюджета государства, а вторые, наоборот, часто предполагают наличие бюджетного дефицита при стимулировании экономического роста и занятости. При этом данная ситуация временна, так как после обеспечения положительного результата повышения деловой активности достигается равновесие бюджета, в ряде случаев — образование бюджетных профицитов и их накопление в бюджетных резервах. Такая ситуация представляет собой циклическое балансирование доходов и расходов бюджета государства, основанное на финансировании бюджетных дефицитов за счет ранее накопленных бюджетных профицитов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой