Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы финансового анализа как инструменты принятия управленческого решения

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты — относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или… Читать ещё >

Методы финансового анализа как инструменты принятия управленческого решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Финансовое состояние — важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

В настоящих условиях финансовый менеджер становится одним из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа решения принятого руководством предприятия, и предложения наиболее приемлемого варианта действия.

Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов финансового анализа, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.

Объектом дипломного исследования является коммерческое предприятие ООО «Челябинскмазсервис», осуществляющее услуги по ремонту автомашин, продаже промышленной и сельскохозяйственной техники.

Предметом исследования является сама методика анализа финансовой деятельности и практика применения её в управленческой деятельности.

Анализируемый период охватывает три года работы предприятия: с 2004 г. по 2006 г.

Основные задачи, решаемые в ходе выполнения работы:

— обследование действующего предприятия и его финансовое положения, установление реального положения дел на предприятии; выявление изменений в финансовом состоянии и факторов, вызвавших эти изменения;

— предложить рекомендации, позволяющие оптимизировать финансово-экономическую деятельность рассматриваемого предприятия;

— предложить рекомендации, позволяющие повысить конкурентоспособность предприятия.

1. В процессе подготовки дипломной работы использовались материалы бухгалтерской отчётности и различные методические источники (бухгалтерский баланс с приложениями, статическая отчётность утверждённые Минфином и Госкомстатом Российской Федерации и другая литература, посвященная данной тематике авторства Балабанова И. Т., Васиной А. А., Грачева А. В. и др.), а также материалы официальных сайтов Минского автозавода и ООО «Челябинскмазсервис», разработчиков программного обеспечения для финансового анализа предприятия (http://www.expert-systems.com.

В соответствии с поставленными задачами дипломная работа разделена на 4 главы, которые посвящены решению поставленных выше задач, 136 страниц; использованы 36 источников литературы, 12 таблиц, 4 схемы, 1 диаграмма, 16 формул.

1. Теоретические и методологические основы финансового анализа деятельности предприятия

1.1 Экономическая сущность, цель и значение финансового анализа в современных условиях

Финансовый анализ в своем традиционном понимании представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ — это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующем определении: «Финансовый анализ представляет собой оценку финансово — хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем».

В экономике, составным элементом которой являются финансы, анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций и оценки экономических и социальных процессов, изучения финансово-хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах воспроизводства.

С этой точки зрения цель финансового анализа — определить состояние финансового здоровья предприятия, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые предприятие может сделать ставку.

Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных и информационных возможностей проведения анализа.

Если рассматривать финансовый анализ как процесс оценки финансового состояния предприятия на основе изучения его бухгалтерской отчетности, то в качестве его основных целей мы можем выделить следующие:

1) Отслеживание текущего состояния предприятия;

2) Анализ способности предприятия финансировать инвестиционные проекты;

3) Анализ способности возврата кредитов;

4) Предупреждение банкротства;

5) Формирование прогнозов финансовой деятельности предприятия;

6) Оценка стоимости предприятия при его продаже или слиянии;

7) Отслеживание динамики финансового состояния.

При оценке финансового положения предприятия к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о его деятельности. К ним относятся:

1) Внутренние — менеджмент, акционеры, учредители, ликвидационная или ревизионная комиссия.

2) Внешние — госорганы, кредиторы, инвесторы, аудиторы.

Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит предприятию, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности предприятия. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельно предприятие и какова степень риска потери вклада при его инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства предприятия или же убедиться в его стабильности.

Финансовый анализ является частью общего экономического анализа организации, а также частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: внешнего финансового анализа и внутрихозяйственного управленческого анализа. Приблизительная схема финансового анализа выглядит следующим образом (см. рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Приблизительная схема финансового анализа [10]

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. В интересах дела оба вида анализа дополняют друг друга информацией.

Внутренний финансовый анализ — анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства), и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Основных различий между ними два:

1. Широта и доступность привлекаемого информационного обеспечения;

2. Степень формализованности аналитических процедур и алгоритмов.

В рамках внутреннего анализа возможно привлечение практически любой необходимой информации, в том числе не являющейся общедоступной, в частности для внешних аналитиков.

Методики внешнего анализа основаны на предположении об определенной информационной ограниченности анализа.

Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы, в сущности, всегда одни и те же. Его главный инструмент — выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья предприятия.

Приступая к анализу, следует иметь в виду три основных момента:

· Необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки информационного и нормативного обеспечения.

· Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному» .

· Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться.

В процессе комплексного финансового анализа определяется потенциал коммерческой организации. Выделяют две стороны экономического потенциала: имущественное положение коммерческой организации и ее финансовое положение.

Имущественное положение характеризуется величиной, составом и состоянием долгосрочных активов, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своей цели.

Финансовое положение может быть охарактеризовано как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликвидности и платежеспособности коммерческой организации, во втором случае — о ее финансовой устойчивости.

Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны.

Аналитические расчеты выполняются либо в рамках экспресс-анализа, либо углубленного анализа.

Цель экспресс-анализа — наглядная и несложная по времени и трудоемкости реализации алгоритмов, оценка финансового благополучия и динамики развития коммерческой организации.

Углубленный анализ конкретизирует, расширяет или дополняет отдельные процедуры экспресс-анализа.

Подавляющая часть коэффициентов рассчитывается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках; причем расчет может выполняться либо непосредственно по данным отчетности, либо при помощи уплотненного баланса.

Итак, финансовый анализ дает возможность оценить [35]:

ь имущественное состояние предприятия;

ь степень предпринимательского риска;

ь достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

ь потребность в дополнительных источниках финансирования;

ь способность к наращиванию капитала;

ь рациональность привлечения заемных средств;

ь обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Финансовый анализ деятельности предприятия включает [33]:

— анализ финансового состояния;

— анализ финансовой устойчивости;

— анализ финансовых коэффициентов:

— анализ ликвидности баланса;

— анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Жизнь предприятия составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т. д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности.

Таким образом, финансовый анализ для управленческого персонала предприятий, финансово-бухгалтерских работников и специалистов-аналитиков — это важнейший инструмент определения финансового состояния предприятия, выявления резервов роста рентабельности, улучшения всей финансово-хозяйственной деятельности и повышения ее эффективности. Он служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования и управления экономическими объектами.

1.2 Виды финансового анализа

По содержанию процесса управления выделяют:

ь перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, ь оперативный анализ, ь текущий (ретроспективный) ь анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа — объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Рисунок 1.2 — Классификация видов финансового анализа [4]

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующего аналитического периода. В этом виде анализа имеется существенный недостаток — выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. относятся к прошлому периоду.

Текущий анализ — наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта.

Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей [4]:

ь отгрузка и реализация продукции;

ь использование рабочей силы, ь использование производственного оборудования и материальных ресурсов;

ь себестоимость;

ь прибыль и рентабельность;

ь платёжеспособность.

При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.

В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.

Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным.

1.3 Классификация методов и приемов финансового анализа

Основу любой науки составляют ее предмет и метод.

Под методом финансового анализа понимается диалектический способ подхода к изучению финансового состояния и финансовых процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов, приемов и используется определенный инструментарий.

Способы применения методов финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические (количественные).

Главенствующие способы, применяемые для финансово-экономического анализа — это применение количественных методов. Их классификация может быть представлена следующим образом [34]:

· статистические методы, включающие:

ь метод статистического наблюдения — запись информации по определенным принципам и с определенными целями, ь метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов),

ь метод расчета средних величин — средних арифметических простых, взвешенных, геометрических, ь метод рядов динамики — определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста, ь метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам, ь метод сравнения — с конкурентами, с нормативами, в динамике, ь метод индексов — влияние факторов на сравниваемые показатели, ь метод детализации, ь графические методы.

Наиболее простой метод — сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод — группировки, когда показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок или элиминирования заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

· Бухгалтерские методы, включающие:

ь метод двойной записи, ь метод бухгалтерского баланса, ь прочие методы.

· Экономико-математические методы, включающие:

ь методы элементарной математики, ь классические методы математического анализа — дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление, ь методы математической статистики — изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей, ь эконометрические методы — статистическое оценивание параметров экономических зависимостей, ь методы математического программирования — оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование, ь методы исследования операций — теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики, ь эвристические методы, ь методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

Наиболее часто при проведении финансового анализа применяют статистические и бухгалтерские методы. В последнее время широкое распространение получило проведение факторного анализа финансово-экономических показателей предприятия, основанного на применении экономико-математических методов.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и другие вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа (см. рисунок 1.3).

К традиционным методам относятся основные методы анализа финансовой отчётности:

q горизонтальный анализ,

q вертикальный анализ,

q трендовый,

q метод финансовых коэффициентов,

q сравнительный анализ,

q факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ — сравнение каждой позиции отчетности за текущий период с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ — это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ — анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных, и стохастических приёмов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты — относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния. Такими критериями являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Определены их нормальные ограничения, т. е. предельные размеры. Финансовый анализ предприятия выполняется с использованием определенных алгоритмов и формул.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне. В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Однако, несмотря на многообразие методов финансового анализа (см. рисунок 1.3), процесс финансового анализа осуществляется исходя из общих принципов, применение которых является важной предпосылкой обеспечения его высокого уровня.

Рисунок 1.3 — Классификация методов финансового анализа

Общими принципами финансового анализа являются [7]:

ь последовательность;

ь комплексность;

ь сравнение показателей;

ь использование научного аппарата (инструментария);

ь системность

Последовательность анализа предполагает использование двух приемов: дедуктивного и индуктивного.

Дедукция — один из принципов анализа, означающий последовательность его проведения от общего к частному. В процессе анализа последовательно выявляются сначала общие показатели, затем частные.

Индукция — принцип анализа, означающий последовательность его проведения от частного к общему, от причин к следствию.

Комплексность анализа предполагает выполнение финансового анализа во взаимосвязи всех финансовых процессов (комплексный анализ).

Сравнение показателей — способ изучения динамики финансовых показателей. Сравнение позволяет дать оценку любому финансовому показателю за фактический (отчетный) период по отношению к базисному периоду или другому предприятию, или совокупность предприятий.

Однако следует отметить, что не все из перечисленных методов экономического анализа могут найти применение во всех случаях финансового анализа, поскольку их применение во многом зависит от аналитика.

1.4 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия

Финансовая деятельность — это рабочий язык бизнеса, и практически невозможно анализировать операции или результаты работы предприятия иначе, чем через финансовые показатели.

Финансовые показатели характеризуют пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирования влияния инфляции.

Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Правда, дополнительный анализ может не подтвердить негативную оценку в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики предприятия. Финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Необходимо понимать ограничения, которые накладывают их использование, и относятся к ним как к инструменту анализа.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами и кредиторами. Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.

Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:

— балансовая прибыль;

— рентабельность активов:

Ra = Пб/Аср, (1.1)

где Пб — = балансовая прибыль;

Аср стоимость активов;

— рентабельность реализации:

Rр = Пб/ В, (1.2)

где Пб — балансовая прибыль;

В — выручка от реализации;

— балансовая прибыль на 1 рубль средств на оплату труда.

Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.

Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, то есть о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.

Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.

Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия можно подразделить на три основные составляющие:

Оценка имущественного положения организации

Оценка финансового положения организации Оценка результативности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Необходимо отметить, что эти составные части тесно взаимосвязаны межу собой и их дифференциация необходима лишь для более четкого разделения и понимания выводов по аналитическим процедурам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации в целом.

Оценка имущественного положения складывается из следующих компонентов:

Анализа интегрированного уплотненного баланса — нетто Оценки динамики имущества Анализа формализованных показателей имущественного положения К показателям имущественного положения относятся [17]:

1. «Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятий» — это показатель обобщенной стоимости оценки активов, числящихся на балансе предприятия.

2. «Доля активной части основных средств». Согласно нормативным документам под активной частью основных средств понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Рост этого показателя оценивается положительно.

3. «Коэффициент износа» — обычно используется в анализе как характеристика состояния основных фондов. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является «коэффициент годности».

4. «Коэффициент обновления» — показывает, какую часть от имеющихся на конец отчётного периода основных средств составляют новые основные средства.

5. «Коэффициент выбытия» — показывает, какая часть основных средств выбыла из-за ветхости и по другим причинам.

Анализ интегрированного уплотненного баланса — нетто основывается на построении упрощенной модели баланса, в которой интегрируются абсолютные и относительные (структурные) показатели статей. Этим достигается интеграция «горизонтального» и «вертикального» анализа баланса, что позволяет более полно проследить динамику по статьям баланса. Многие специалисты предлагают проводить «вертикальный» и «горизонтальный» анализ обособленно. Однако некоторые из них признают целесообразность проведения и такого интегрированного анализа статей баланса.

При оценке динамики имущества прослеживается состояние всего имущества в составе иммобилизованных активов (I раздел баланса) и мобильных активов (II раздел баланса — запасы, дебиторская задолженность, прочие оборотные активы) на начало и конец анализируемого периода, а также структура их прироста (снижения).

Оценка финансового положения состоит из двух основных составляющих:

· Анализ ликвидности и платежеспособности фирмы

· Анализ финансовой устойчивости.

Для оценки ликвидности и платежеспособности фирмы применяют следующие показатели [17]:

1. «Величина собственных оборотных средств» — характеризирует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов. Величина собственных оборотных средств численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.

2. «Манёвренность функционирующего капитала» — характеризирует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств. Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1.

3. «Коэффициент покрытия» (общий) — даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств, это рассматривается как успешно функционирующее.

4. «Коэффициент быстрой ликвидности» по смыслу аналогичен «коэффициенту покрытия», однако из расчёта исключены производственные запасы. В западной литературе он ориентировочно принимается ниже 1, но это условно.

5. «Коэффициент абсолютной ликвидности» (платёжеспособности) — показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно.

6. В международной практике считается, что значение его должно быть больше или равным 0,2 — 0,25

7. «Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов» — характеризирует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, рекомендуется нижняя граница 50%.

8. «Коэффициент покрытия запасов» — рассчитывается соотношением величин «нормальных» источников покрытия запасов, и суммы запасов. Если значение показателя < 1, то текущее финансовое состояние неустойчивое.

Для оценки финансовой устойчивости фирмы применяют следующие показатели [17]:

1. «Коэффициент концентрации собственного капитала» — характеризирует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво предприятие.

2. «Коэффициент финансовой зависимости» — является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает заемных средств.

3. «Коэффициент манёвренности собственного капитала» — показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства.

4. «Коэффициент структуры долгосрочных вложений» — коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих вне оборотных активов профинансирована внешними инвесторами.

5. «Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств» — характеризирует структуру капитала. Чем выше показатель в динамике, тем сильнее предприятие зависит от внешних инвесторов.

6. «Коэффициент отношения собственных и привлечённых средств» — он даёт общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости от внешних инвесторов.

Нужно сказать, что единых нормативных критериев для рассмотренных показателей не существует. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств и др.

Поэтому приемлемость значений этих показателей лучше составлять по группам родственных предприятий. Единственное правило, которое «работает» — владельцы предприятия (инвесторы и другие лица, сделавшие взносы в уставной капитал) предпочитают разумный рост в динамике заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большей финансовой автономностью.

Анализ деловой активности характеризует результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности фирмы. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся следующие показатели:

ь «Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала)» — характеризует объём реализованной продукции на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия.

ь «Коэффициент устойчивости экономического роста» — показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие.

Качественными критериями для анализа деловой активности являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:

ь степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

ь уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

В частности, оптимально следующее соотношение [24]:

Тнб > Тр > Так > 100%, (1.3)

где Тнб, Тр, Так, — соответственно темп изменения финансовой прибыли, реализации, авансированного капитала.

Эта зависимость означает, что:

а) экономический потенциал возрастает;

б) объём реализации возрастает более высокими темпами;

в) прибыль возрастает опережающими темпами.

Это — «золотое правило экономики предприятия».

Важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является анализ рентабельности. К основным показателям этого блока, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Могут быть рассчитаны и другие аналогичные показатели.

Анализ финансового состояния предприятий осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчётности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.

Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды.

Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические основы финансового анализа, то есть виды, приёмы и методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового состояния, их структура и коэффициенты их определяющие, а также факторы, от которых зависят данные показатели.

2. Финансовый анализ деятельности предприятия

2.1 Характеристика предприятия ООО «ЧелябинскМАЗсервис»

Объектом исследования данного дипломного проекта является общество с ограниченной ответственностью «ЧелябинскМазсервис».

ООО «ЧелябинскМАЗсервис» — официальный дилер минского автозавода в Южно-Уральском регионе.

Товарооборот Белоруссии и Челябинской области растет ежегодно. Серьезной составляющей белорусского экспорта являются грузовые автомобили, тракторы, комплектующие и узлы крупнейших производителей республики ММЗ, МЗКТ, МТЗ, и, конечно, легендарного МАЗа. Поставку минских машин осуществляет одно из самых известных предприятий Челябинской области — совместное российско-белорусское предприятие «ЧелябинскМАЗсервис». Именно совместная работа государственных органов и деловой элиты позволяет достигать поистине впечатляющих результатов, и вносит свой немалый вклад в развитие торгово-экономического сотрудничества между Челябинском и Минском, а также России и Белоруссии в целом.

В ходе недавнего рабочего визита в Челябинск Правительственная делегация Республики Беларусь во главе с премьер-министром Сергеем Сидорским посетила выставочный павильон СП «ЧелябинскМАЗсервис», успешно торгующего всей номенклатурой минской техники.

Закрепленная территория ответственности совместного предприятия — Челябинская, Оренбургская, Курганская области. Но рынок челябинского дилера практически необъятен: напряженный трафик федеральной трассы, близость Казахстана позволили открыть на транспортных магистралях два магазина и производственные базы, создать филиалы в Магнитгорске и Екатеринбурге. Для оперативного реагирования и возможности комбинаторных поставок все филиалы объединены системой компьютерной связи. Работа в режиме он-лайн делает возможной незамедлительную доставку заказчику необходимого оборудования, запчастей, техники. Строя долгосрочные отношения с минскими партнерами, челябинцы значительные средства вкладывают в оборудование, оснастку, обучение персонала.

Кроме того, «ЧелябинскМАЗсервис» способен решать задачи любого уровня, работая с лизинговыми компаниями, банками, государственными структурами.

В результате проведенных официальной белорусской делегацией встреч, в том числе и на самом высоком областном уровне, намечены программы конкретных действий в интересах дальнейшего сотрудничества в сельском хозяйстве, в обеспечении технического сопровождения поставляемой техники, создании регионального склада запчастей, в развитии товаропроводящей сети для эффективного гарантийного и сервисного обслуживания белорусской техники в регионе.

Российско-белорусские отношения находятся сейчас на ответственном этапе создания крупных заделов для выхода на качественно новый уровень. Ведь история, настоящее, а главное будущее отношений между народами, — процесс непрерывного сближения. И подтверждением этого очевидного факта является активное и действенное участие в экономической интеграции двух стран крупнейших представителей деловых кругов, таких, как «ЧелябинскМАЗсервис» .

Общество с ограниченной ответственностью «ЧелябинскМазсервис» (далее по тексту ООО «ЧелябинскМАЗсервис») является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «ЧелябинскМАЗсервис» (далее по тексту ООО «ЧелябинскМАЗсервис»), именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено 30 января 2002 года на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и учредительного договора решением собрания учредителей, Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании законодательства, действующего на территории Российской Федерации, учредительного договора и устава Общества.

Общество является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке — «Общество с ограниченной ответственностью «ЧелябинскМАЗсервис». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке — ООО «ЧелябинскМАЗсервис». Общество имеет полное фирменное наименование на белорусском языке:

«Таварыства з абмежаванай адказнасццю «ЧалябинскМАЗсэрвю».

Сокращенное фирменное наименование на белорусском языке:

ТАА «ЧалябинскМАЗсэрвю».

Место нахождения Общества:

Российская Федерация, 454 010, г. Челябинск, ул. Енисейская, дом 37

Почтовый адрес Общества:

Российская Федерация, Челябинск, 454 010, ул. Енисейская, 37.

Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные, в том числе валютный, счета от своего имени самостоятельно выступает участником гражданского оборота, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать в качестве истца или ответчика в суде, арбитражном или третейском суде.

Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли.

Основными видами деятельности общества являются:

оптовая, комиссионная и розничная торговля транспортными средствами, а также всеми комплектующими к транспортным средствам, включая номерные агрегаты;

оптовая, комиссионная и розничная торговля автотракторной техникой, узлами и агрегатами, в том числе номерными узлами, оформление справок-счетов к ним и ведение специальных журналов;

автосервис, ремонт автотранспорта, дорожно-строительной и специальной техники;

предпродажная подготовка, диагностирование, техническое и гарантийное обслуживание автомашин;

производство запчастей к транспортным средствам;

производство резинотехнических изделий;

конструкторские работы;

оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами, нефтепродуктами, продуктами нефтепереработки.

ООО «ЧелябинскМАЗсервис» является официальным представителем Минского автозавода в Челябинске.

Производственное республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод» — это крупнейшее государственное предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

2.2 Продукция компании ООО «ЧелябинскМАЗсервис

Торговая марка МАЗ вот уже почти 60 лет широко известна на просторах СНГ и за рубежом. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки.

Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Колесные формулы вышеперечисленной автотехники представлены вариантами: 4×2, 4×4, 6×4, 6×6. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники, более 50 модификаций автобусов. В автомобилях МАЗ воплотились современные конструкторские решения, передовые отечественные и зарубежные технологии, позволившие получить максимально возможные грузовместимость и грузоподъемность при минимальных значениях снаряженных масс транспортных средств, высокую среднетехническую скорость, удобство и низкую трудоемкость технического обслуживания, топливную экономичность, проходимость, надежность в сочетании с минимальными эксплуатационными затратами.

Минский автомобильный завод производит и прицепной состав. Это позволяет поставлять тягачи, полностью унифицированные с полуприцепами, а бортовые автомобили — с прицепами. Прицепная техника (одно-, двух-, трехосная) может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами; прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой.

В настоящее время большегрузные автомобили МАЗ — это автомобили, соответствующие требованиям Евро-2 и Евро-3. Это новое поколение автомобилей, в которых воплотились наиболее современные, прогрессивные конструкторские решения, позволившие получить новые потребительские качества грузовиков.

Минский автозавод ежегодно поставляет потребителям более 16 000 автомобилей, 4 000 прицепов и полуприцепов, более 500 автобусов.

Продукция Минского автозавода представлена следующим товаром (рис. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7):

Рисунок 2.1 — Фронтальный погрузчик «Амкодор 333В» одноковшовый колесный ТО-18Б3. Двигатель Д-260.2 Минский. Грузоподъемность 3,4 т, ковш 1,9 м3, высота погрузчик 2,9 м. Цена 1812 000 р.

Рисунок 2.2 — Автомобиль МАЗ-437 040 с изотермическим фургоном; 30 м3

Рисунок 2.3 — Автокраны Ульяновец МКТ-25.8 на базе МАЗ-630 303. Грузоподъемность 25 т, длина стрелы 21,7 м, 3-секционный, 6×4, радиус поворота 13 м Рисунок 2.4 — Крано-манипуляторная установка Palfinger PK 10000A, на базе МАЗ-533 603−220. Максимальный грузовой момент — 9,5 тм. Максимальный гидравлический вылет — 8,2 м. Собственная масса КМУ с аутриггерами — 1129 кг. Двигатель ЯМЗ-236БЕ2, 250 л.с., грузоподъемностью 9 т., длина платформы 5,5 м (с учетом установленной КМУ). Цена 2380 000 р.

Рисунок 2.5 — Бетоносмесители АБС-7 ДА на шасси МАЗ-630 303−245. Полезный объем смесительного барабана 7 м3, автономный привод. Редуктор Чехия, КОМЗ-Экспорт Рисунок 2.6 — Уборно-погрузочная машина ПФС-075 БКУ. Фронтальный погрузчик ПФС-075, на базе МТЗ-82.1, двигатель Д-243, 81 л.с. Тип оборудования: щетка, поворотный уборочный отвал Рисунок 2.7- Фронтальный погрузчик «Амкодор» одноковшовый колесный ТО-28А в наличии. Двигатель Д-260 Минский. Грузоподъемность 4 т, ковш 2,2 м3, высота погрузчик 3,07 м, пневмотормоза. Цена 1 950 000 р.

Автобусы МАЗ Начало производства автобусов МАЗ (МАЗ-103).

В 1992 году МАЗ приобрел лицензию на производство автобусов у германской фирмы Neoplan. Сравнение различных технологий доказали жизненность и перспективность конструкторско-технологических решений, применяемых фирмой Neoplan. После того, как минчане собрали 6 лицензионных машин, началась переработка конструкции. Надо отдать должное минчанам — сроки освоения производства автобусов на МАЗе удивили самих «неоплановцев».

Вылепливание «низкопалубника» МАЗ из низкопольного автобуса Neoplan оказалось делом нелегким. Первой моделью стал автобус МАЗ 101, отличавшийся компоновкой, имевший измененные свесы, планировку салона, панель приборов, облицовку передней части и еще кое-какие мелочи. Использовались двигатели ММЗ и Renault, однако ММЗ-Д260.5 вызывал нарекания частыми поломками. Кстати, силовой агрегат у этого автобуса находится сзади слева по ходу движения, в так называемой шахте моторного отсека. Такая схема является, пожалуй, оптимальной для низкопольных автобусов, в том числе и МАЗ. Кроме того, подобная компоновка позволяет использовать практически любой двигатель.

После того, как изготовили около четырех десятков автобусов МАЗ 101, пришла пора заменить его более совершенной машиной. Разрабатывая ее, переработали конструкцию ведущего моста, приблизив его по схеме к мосту грузового МАЗа, подняли на 80 мм пол — так появился автобус МАЗ 103, внешне являющийся двойником 101-го, вместе со своим «пригородным» братом 104-С.

Городские и пригородные автобусы МАЗ сегодня

В настоящее время филиал АМАЗ Минского автозавода производит автобусы в городском (МАЗ-103, МАЗ-104) и пригородном (МАЗ-103С, МАЗ-104С) исполнении. Различаются все они уровнем пола, расположением двигателя и планировкой салона. Из них низкопольным является лишь автобус МАЗ 103. Семейство городских автобусов пополнилось в прошлом году сочлененной машиной МАЗ 105. В модельном ряду нашлось место и для «высокопалубного» туристического автобуса МАЗ 152, происходящего от NEOPLAN 316 SHD. Выпускается он под заказ как в трех-, так и в четырехзвездочном исполнении.

Все автобусы МАЗ спроектированы в соответствии с современными требованиями директив ЕЭС и правил ЕЭК ООН. Это чуть ли не единственные автобусы, отвечающие всем жестким требованиям, действующим на территории России. Учтен лучший зарубежный опыт, в частности, машиностроителей Германии, Франции и Швеции.

Общая особенность всех автобусов МАЗ — гибкая бесштамповая технология производства кузовов. Такой подход позволяет быстро и с минимальными финансовыми затратами переходить от одной модели к другой, выпускать различные модификации в соответствии с требованиями заказчика.

Части каркаса устанавливаются на стапеле и свариваются в одну пространственную конструкцию (на «хелинге»), после чего следует рихтовка на стенде и совмещение контрольных точек. Далее следует антикоррозионная обработка — все внутренние полости труб прямоугольного сечения, из которых и сварен каркас, заполняются полимерным составом. Потом — наружный антикор, грунтовка, установка некоторых элементов. Затем каркас «надевается» на мосты. Готовый каркас обтягивается стальным листом с двусторонним цинковым покрытием и приваривается к нему точечной сваркой. Кузов автобуса дополнительно приобретает свойства напряженной конструкции, лучше противостоящей вибрациям и скручиванию.

После этого готовый кузов обрабатывается антикором, грунтуется и красится. Минчане утверждают, что технология покраски уникальна и не имеет аналогов в СНГ. Они используют полиуретановые двухкомпонентные краски, которые готовятся непосредственно перед нанесением. Процесс полимеризации происходит при нормальной температуре, то есть используется холодная сушка. Очень большая цветовая гамма автобусов.

После окраски монтируются силовой агрегат, системы управления, электрооборудование, вклеиваются окна. После проверки всего и вся готовый автобус отправляется потребителю.

Двигатели автобусов МАЗ Автобусы МАЗ могут комплектоваться силовым агрегатом по выбору заказчика: избавившимся от детских болезней двигателем ММЗ Д260.5, ЯМЗ 236 М2/236Н, Renault MIDR 06.02.26Х/06.02.26.Y41 и MAN D 0826 LOH-07/LOH15. Все моторы — рядные шестерки, кроме ярославского двигателя — он V-образный. Он же самый большой по литражу, к тому же в безнаддувной версии проигрывает своим собратьям порядка 50 лошадиных сил.

Автобусы МАЗ могут комплектоваться шестью коробками передач, отечественными — МАЗ-306, КамАЗ-14, ЯМЗ-236П, все механические, и импортными — Renault G406.0 (механика), ZF4HP500 Ecomat и Voith Diwa2851.2 (гидромеханические автоматы). Автоматические коробки снабжены тормозом-замедлителем и работают только с импортными двигателями.

Укомплектованный минским силовым агрегатом автобус практически полностью состоит из деталей, производимых в Белоруссии и СНГ.

Низкопольные автобусы МАЗ

Одно из новых решений для городских маршрутов — длиннобазный низкопольный МАЗ-107, который относится к классу 15-метровых автобусов. Автобусы имеют интересные технические решения, ставшие нормой для Европы, но пока непривычные для России. Из всех отечественных производителей подобной техники МАЗ одним из первых начал изготовлять низкопольные машины для города. Их передняя подвеска — независимая, на поперечных рычагах с двумя пневмобаллонами.

Задний мост представляет собой жесткую балку с двойной разнесенной передачей. Она-то и не дает сделать пол абсолютно ровным, в задней части его пришлось немного поднять, из-за чего у третьей двери появилась небольшая ступенька. Кстати, конструкция пола весьма интересна — стальные соты, находящиеся между двумя слоями фанеры, пропитанной специальным составом. Это обеспечивает неплохую шумои виброизоляцию. Для упрощения контроля состояния тормозной системы все диагностические выводы и большая часть датчиков пневмосистемы собраны снаружи слева под панелью кузова. Блок реле и предохранителей находится на перегородке внутри пассажирского салона. Вентиляцию салона обеспечивают три люка в крыше и открывающиеся форточки.

Довольно благоприятное впечатление оставили салоны машин. Пригородный автобус МАЗ-103С внутри смотрится строже низкорамника из-за более удачного подбора цветов. Однако его двигатель прячется под полом в задней части, из-за чего пол пришлось поднимать, и наличие трех, пусть маленьких, но ступенек, портит все впечатление.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой