Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-правовые воззрения И. Г. Фихте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все остальные — ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Что выступает основанием для разделения труда, возникновения формальной культуры, образования различных сословий и формального права — задается вопросом Гегель… Читать ещё >

Философско-правовые воззрения И. Г. Фихте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философско-правовые взгляды другого представителя немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814) созвучны идеям И. Канта. Он разрабатывал философско-правовую концепцию двумя десятилетиями позже Канта в условиях, когда Германия подверглась «политическому цивилизаторству» со стороны наполеоновской Франции, поэтому в основе этой концепции лежит идея свободы. Человек, утверждал И. Фихте, должен подчиняться законам, но не слепо, не под принуждением, а потому что осознал необходимость подчиняться им. Кроме того, подчинение должно осуществляться с помощью собственного государства. Обращаясь к проблеме принуждения, Фихте ставит следующие проблемы: 1) справедливости карательной; 2) преступления и наказания, их меры; 3) свободы личности; 4) роли естественного права в развитии правоотношений.

Он объясняет «справедливость карательную» через определение меры в сопоставлении преступления и наказания. Такой мерой является свобода. Поэтому принуждение должно иметь правовой характер.

Для гарантии свободы необходима сила закона, т. е. сила права. Средством правового принуждения, а, следовательно, и гарантом свободы Фихте считал государство, понимаемое как «коллективная воля» граждан. Государство в лице правителей, чиновников несет ответственность перед народом, и народ вправе менять правителей, если они не обеспечивают свободу подданным. Причем эта «смена» может осуществляться, в том числе, и насильственным, т. е. революционным путем.

Таким образом, эпоха XVI — первой половины XVIII веков положила конец теологическим правовым концепциям. В соответствии с интересами нового класса была разработана философско-правовая теория, в основе которой принципы либерализма, гуманизма, просвещения, согласия. Многие идеи этой эпохи оказались утопичными, но именно они заложили фундамент философии права как научной дисциплины.

Философия права Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770−1831) является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» — одна из основных работ, в которой автор реализовал применительно к праву свою главную философскую концепцию — учение о диалектике как наиболее полном развитии.

Гегель подразделял дух на три части: субъективный дух (антропология, феноменология духа и психология), объективный дух (право, моральность и нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия).

Триаду пронизывает идея философии свободы. Под субъективным духом Гегель понимал свободу личности «в себе»; под объективным — свободу не только «в себе», но и «для себя», т. е. как наличное бытие. И если свобода «в себе» — лишь идея права, то свобода «в себе» и «для себя» — это правовая реальность как инобытие идеи права.

Поэтому Гегель рассматривал философию права как науку о свободе, философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.

Право, согласно триаде, существует в трех ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право — права социальных субъектов: личности, семьи, государства; и позитивное право — закон.

Предметом философии права Гегель считал только первую его ипостась, т. е. идею права. В процессе диалектического развития идея права проходит три ступени: абстрактное право, моральность и нравственность.

Абстрактное право — это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право»[1] абстрактного лица. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лица». Личность реализует свободу в отношениях собственности. Идет дальнейшее развитие идеи права — к договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще говоря — неправо. Зачастую люди считают неправо правом, ошибочно считают правом то, чего хотят получить. К основным формам неправа Гегель относил непреднамеренное нарушение права, обман, преступление.

При обмане воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву. То, что представляется подлинным правом, на самом деле лишь кажущееся право, объективно оно не является им, а представляет собой лишь нечто субъективное.

Преступление, с точки зрения Гегеля, есть нечто неразумное, неистинное, потому что оно противоречит понятию человека как существа разумного, способного действовать свободно.

Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и открыто ставит на место права «в себе». В связи с этим Гегель писал, что вор не создает внешней видимости права, как при обмане. Кто совершает преступление, например ворует, тот отрицает не только особенное право другого лица на украденное, но и его право вообще. Поэтому вора обязывают не только отдать назад украденную им вещь, но и подвергают наказанию.

Наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, согласно Гегелю, — это конкретизация понятия права и морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Закон, говорит Гегель, — это конкретная форма выражения права. Он отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, которое не соответствует понятию права вообще. Нельзя забывать, что предметом гегелевской философии являлось лишь идеальное, с чем связан его вывод: право и закон едины по идеальной природе.

Однако Гегель выдвигает такие важнейшие идеи, как:

  • — в законах отражается национальный характер народа;
  • — в законах заложены особенности исторического развития жизни народа;
  • — в законах отражаются естественные условия жизни народа.

Так, по мере развития права обнаруживается различие между абстрактным правом и субъективной волей, которое «снимается» на следующей ступени — моральности.

Моральность проявляется уже не в мыслях, а в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и делать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зла.

Третья ступень развития идеи права — нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства. Это уровень развития свободы, ставшей природой (семьей), формальной общностью (гражданским обществом) и, наконец, органической действительностью (государственным устройством)[2].

В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность основывается на нравственном интересе. 1.

Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все остальные — ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Что выступает основанием для разделения труда, возникновения формальной культуры, образования различных сословий и формального права — задается вопросом Гегель. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, целей, интересов, духовного развития личности — отвечает он.

Гражданское общество, по Гегелю, возможно тогда, когда среднее сословие с высоким уровнем правосознания составляет большинство населения. В таком обществе личность полагается на силу закона, который является известным и значимым для всех.

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности. Право в государстве может быть внутренним (конституция), внешним и всемирным. Всемирное право выступает как абсолютное, как народный дух, подлинная нравственность[3].

Сферу права Гегель рассматривал через призму свободы: право — это свобода; произвол — это «смешение свободы и несвободы»; а закон — это разум и свобода. Любые проявления свободы (в том числе и право) имеют различные степени абстрактности. Однако в совокупности посредством своего «снятия» проявления свободы дают возможность реализовать свободу как «благо в его определенной особенности». Именно во благе в итоге аккумулируется и воплощается любое проявление свободы — свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства.

Право и свобода у Гегеля неразрывны и зависят от устоев общества. Более того, право отражает состояние общества. Если положение общества нестабильно, то суровые наказания призваны укрепить его, а если экономически и политически благополучно, общество снисходительно относится к правонарушениям. Отсюда следовал вывод: право необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами, т. е. диалектически.

  • [1] Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. М., 1977. С. 328.
  • [2] См.: Гегель. Указ. соч. С. 341.
  • [3] См.: Гегель. Указ. соч. С. 370−373.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой