Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследования культурного многообразия этносов как начало этнопсихологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тейлор разрабатывает две наиболее важные с точки зрения понимания культуры темы: происхождение религии и происхождение и функции мифов; обе он считает тесно взаимосвязанными. Он считает анимизм (одушевление природы) — начальной формой религиозного миропонимания. Анимизм возник как попытка понять два явления человеческой жизни: явление сна и снов и явление смерти. Оба явления считались… Читать ещё >

Исследования культурного многообразия этносов как начало этнопсихологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этнопсихология начала развиваться под дискриминирующим названием «Психология народов, стоящих на низших ступенях развития цивилизации». Несмотря на то, что европейцам мир культуры других народов открылся во времена Колумба, а, возможно, и еще раньше, к середине XIX в. эти знания достигли порогового значения, и ученым открылась картина многообразия культур населяющих землю народов. Появились первые попытки осмыслить новую феноменологию. Первые работы по этнопсихологии представляли исследования, проведенные на основе методов сравнительного и типологического анализа. Изучались обряды, ритуалы, верования, мифы различных народов, которые назывались первобытными. В качестве объекта исследования выступали народы Северной Америки (племена североамериканских индейцев), Южной Америки, островов Океании, Новой Зеландии и Австралии. При этом предполагалось, что европейцы стоят на вершине цивилизации и, глядя на эти «первобытные» народы, они как бы смотрят на себя в начальной точке своего цивилизационного развития. Исследовательские выводы делались исходя из аксиомы человечества как единой целостности, при этом считалось, что многообразие культур определяется условиями проживания, соседствующими культурами и традицией данного народа.

К первым попыткам сравнительного исследования народов принадлежат работы английских этнографов Эдуарда Тейлора («Первобытная культура», 1871) и Джеймса Фрэзера («Золотая ветвь», 1890; «Фольклор в Ветхом завете», 1918). Эту традицию спустя 10 лет продолжил В. Вундт («Психология народов», 1900—1920).

Эдуард Тейлор.

Рис. 7.13. Эдуард Тейлор.

Эдуард Тейлор[1] (1832—1917) — первый ученый, который использовал идеи эволюционизма для анализа материала находок археологических и антропологических экспедиций, а также частных коллекций. Отец готовил его к карьере мелкого промышленника, но Тейлор (рис. 7.13), побывав в путешествии на Кубе и в Мексике, заинтересовался археологией и этнографией.

Он освоил суть этих дисциплин самостоятельно и начал научную работу с публикации «Исследования в области древней истории человечества» (1860). Через 11 лет в 1871 г. Тейлор издал самую знаменитую свою работу «Первобытная культура».

За научные заслуги он был избран членом английского Королевского общества, получил дворянский титул и должность хранителя антропологического музея при Оксфордском университете. Основу музейной коллекции составили экспонаты оружия, расположенные в «ряды нарастающей сложности» на основе их функциональных характеристик (целей использования) и сложности оружейного механизма. В 1896 г. Тейлор стал первым профессором кафедры антропологии в Оксфорде[2].

Тейлор разрабатывает две наиболее важные с точки зрения понимания культуры темы: происхождение религии и происхождение и функции мифов; обе он считает тесно взаимосвязанными. Он считает анимизм (одушевление природы) — начальной формой религиозного миропонимания. Анимизм возник как попытка понять два явления человеческой жизни: явление сна и снов и явление смерти. Оба явления считались взаимосвязанными, и их суть объяснялась тем, что некая невидимая внутренняя субстанция может покидать тело и существовать отдельно от него. Эта субстанция получила именование души (анима), а знаками ее существования стал процесс дыхания, вздохов, чиханий и всего остального, что связано с процессом дыхания. Дальнейшее развитие анимизма связано с представлениями о том, где помимо человеческого тела может локализоваться субстанция души. Человек помещал ее в неодушевленные предметы, одухотворял их и поклонялся им, обращая к ним просьбы о защите — эта форма религиозного сознания получила название фетишизм. Также люди осознавали свое родство и душевное сродство с некоторыми объектами природы, считая их своими родовыми предками (прародителями) — это был тотемизм. Магические обряды понимались как форма обмена душевной энергией с объектами поклонения. «Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и исполняют предназначенные им в мире функции»[3]. На этих основаниях сформировались начальные политеистические верования, которые со временем преобразовались в современные монотеистические религии. Тейлор приводит множество примеров возврата к прежним формам верований, которые у современного человека принимают форму спиритуализма, хиромантии, гадания на картах и астрологии.

Тейлор считает, что миф порождается воображением, которое заменяет отсутствие знания. Аллегории, олицетворения, басни и легенды, которые трансформируются в исторические повествования, представляют собой объективированный в речевой форме процесс наделения значениями того, что остается непонятым человеком.

Джеймс Фрэзер (1854—1941), старший из четверых детей, родился в семье фармацевта. Получил юридическое образование в Глазго (Шотландия), филологическое, философское и дополнительное юридическое образование в Кембриджском университете. Фрэзер (рис. 7.14) начал исследования по антропологии и культурологи под влиянием книги Э. Тейлора «Первобытная культура». Был антропологом эволюционистом и свои исследования основывал на сравнительном методе. За заслуги в пауке в 1914 г. получил титул рыцаря, а в 1920 г. стал членом Королевского общества.

Джеймс Фрэзер.

Рис. 7.14. Джеймс Фрэзер.

Работа «Золотая ветвь» получила свое нехарактерное название по аналогии с названием картины раннего английского импрессиониста У. Тернера, на которой изображено место ритуального захвата власти. Этот сюжет открывает книгу, служит основой для объяснения метода Фрэзера, составляет нить всего повествования книги. Арицийский жрец на картине должен погибнуть молодым человеком во цвете сил, иначе у его народа начнется мор и падеж скота. Его власть должна быть захвачена молодым честолюбивым соперником в кровопролитной схватке, что обеспечивает жизнеспособность всего народа Неми.

Автор пишет, что если ему удастся найти близкие по содержанию виды ритуалов у других народов и проследить их причины, формы и модификации до периода классической античности, то можно будет считать, что одни и те же причины действовали в большинстве человеческих обществ, побуждая их к созданию единых ритуалов. К перечню тем, разрабатываемых в «Золотой ветви», относятся тема власти, наделения власти магическими свойствами и передача власти, тема магии и ее видов (симпатическая, гомеопатическая и контагиозная виды магии); тема анимации объектов окружающей природы (деревьев); формирование табу, виды табу, обряды плодородия и др. Работа «Фольклор в Ветхом Завете» помимо сравнительного анализа обрядов пародов мира (обряды порога жилища, обряды, связанные с деревьями и др.) исследует ветхозаветные сюжеты и корни этих сюжетов в творчестве народов мира, тем самым доказывая истоки происхождения библейского текста в мифологическом народном творчестве.

Фрэзеру принадлежит идея поступательной триады «магия — религия — наука», с помощью которых он обозначает путь становления европейской цивилизации.

  • [1] Существуют разночтения в переводе этой фамилии — Тейлор и Тайлор.
  • [2] Першиц Л. И. Предисловие // Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.С. 5—16.
  • [3] Тайлор Э. Первобытная культура. С. 129.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой