Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Административное задержание (ст. 27.3−27.6 КоАП) — кратковременное ограничение свободы физического лица в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Данная мера административно-процессуального обеспечения состоит в принудительном препровождении и содержании физического… Читать ещё >

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (или меры административнопроцессуального обеспечения) представляют собой систему принудительных действий, совершаемых уполномоченными органами (должностными лицами) исполнительной власти для сбора и закрепления доказательств по делу об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, исполнения принятого по делу постановления.

Меры административно-процессуального обеспечения создают необходимые условия для установления истины по делу, рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, исполнения принятого по делу постановления.

Основанием для применения мер административно-процессуального обеспечения служит административное правонарушение.

Данные меры направлены:

  • • на пресечение административного правонарушения;
  • • установление лица, совершившего правонарушение;
  • • сбор и закрепление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении;
  • • составление протокола об административном правонарушении;
  • • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • • исполнение постановления, принятого по делу об административном правонарушении.

Особенностью мер административно-процессуального обеспечения является то, что их перечень установлен КоАП, является исчерпывающим и их применение ограничено необходимостью соблюдения ряда условий, указанных в КоАП.

Применение указанных мер, например, возможно при условии, если исчерпаны иные меры воздействия, если требуется составление протокола об административном правонарушении, а составить его на месте не представляется возможным.

К мерам административно-процессуального обеспечения относятся:

  • 1) доставление;
  • 2) административное задержание;
  • 3) личный досмотр;
  • 4) досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
  • 5) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
  • 6) досмотр транспортного средства;
  • 7) изъятие вещей и документов;
  • 8) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  • 9) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • 10) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  • 11) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
  • 12) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  • 13) залог за арестованное судно;
  • 14) помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации;
  • 15) привод;
  • 16) временный запрет деятельности.

Меры административно-процессуального обеспечения различаются по направленности, характеру и условиям применения.

Доставление (ст. 27.2 КоАП) — принудительное препровождение физического лица в служебное помещение исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или иное служебное помещение, установленное КоАП, для составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Основанием для доставления является совершенное административное правонарушение.

Условиями доставления являются обстоятельства, препятствующие составлению протокола об административном правонарушении па месте совершения правонарушения или па месте обнаружения нарушителя. Например, у правонарушителя нет документов, удостоверяющих личность, он отказывается сообщить о себе сведения и своим поведением препятствует составлению протокола.

Доставление производится:

  • 1) военнослужащими внутренних войск, военнослужащими пограничных органов, военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • 2) должностными лицами: органов внутренних дел (полиции), ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, военной автомобильной инспекции, уголовноисполнительной системы;
  • 3) должностными лицами органов, осуществляющих надзор и контроль: в сфере миграции, за соблюдением правил пользования транспортом, законодательства об охране окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, правил охоты и рыболовства;
  • 4) судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов; должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию; лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы РФ.

Доставление осуществляется в служебное помещение соответствующего органа в возможно короткий срок.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Административное задержание (ст. 27.3−27.6 КоАП) — кратковременное ограничение свободы физического лица в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Данная мера административно-процессуального обеспечения состоит в принудительном препровождении и содержании физического лица, совершившего административное правонарушение, в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных производить административное задержание согласно КоАП, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.

Основанием для административного задержания служит совершаемое административное правонарушение.

Условием применения административного задержания является наличие достаточных данных полагать, что лицо продолжит противоправное деяние и стремится уклониться от ответственности.

Административное задержание уполномочены производить:

  • 1) военнослужащие: внутренних войск, пограничных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • 2) должностные лица: органов внутренних дел (полиции), ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, военной автомобильной инспекции, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • 3) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию.

Административное задержание осуществляется на срок, необходимый для установления личности, выяснения обстоятельств правонарушения, но не более трех часов, за исключением случаев, предусмотренных КоАП.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного ареста, может быть подвергнуто административному задержанию на срок нс более 48 часов.

Па этот же срок может быть подвергнуто административному задержанию лицо, совершившее административное правонарушение, посягающее па установленный режим Государственной границы РФ, порядок пребывания на территории РФ, таможенный режим, режим территориального моря и исключительной экономической зоны РФ, в случае необходимости установления личности или для выяснения обстоятельств правонарушения.

Об административном задержании составляется протокол.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства (ст. 27.7, 27.9 КоАП) — принудительное обследование соответственно тела человека, его одежды и вещей, транспортного средства, осуществляемое в целях обнаружения вещи, явившейся орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Перечисленные меры осуществляются в присутствии двух понятых лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии понятых того же пола.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого находится данное транспортное средство. В случаях, не терпящих отлагательств, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства составляется соответствующий протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании или в протоколе о доставлении.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов (ст. 27.8 КоАП) являются мерами административно-процессуального обеспечения, направленными на обнаружение вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, а также имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, документов, которые находятся на территории или в помещении, принадлежащих на законных основаниях юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП) осуществляется лицами, уполномоченными согласно ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении.

Указанная мера осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол.

Изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.10, 27.14 КоАП) представляет собой принудительное задержание вещей, в том числе товаров, транспортных средств, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, а также документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, до рассмотрения дела по существу.

Изъятие вещей и документов осуществляется в присутствии владельца вещи и двух понятых лицами, уполномоченными осуществлять доставление, административное задержание, а также лицами, уполномоченными согласно ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении.

Изъятию подвергаются вещи и документы, обнаруженные на месте совершения административного правонарушения либо обнаруженные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, а также при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) сохранность их может быть обеспечена без изъятия.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, уполномоченными производить административное задержание, а также должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещи и двух понятых.

В случае, не терпящем отлагательств, арест производится в отсутствие владельца товара, транспортного средства и иных вещей.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей заключается в том, что должностное лицо, уполномоченное осуществить арест, составляет опись товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, и объявляет об этом лицу, в отношении которого применена данная мера.

Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.12, 27.13 КоАП) являются мерами административно-процессуального обеспечения, применяемыми в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Перечисленные меры осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а также должностным лицам военной автомобильной инспекции.

Условием для отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направления на медицинское освидетельствование является достаточное основание полагать, что лицо находится в состоянии опьянения.

Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежит лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписываются должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление па медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации служат такие административные правонарушения:

  • 1) управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения;
  • 2) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
  • 3) управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • 4) управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения;
  • 5) передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
  • 6) нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств;
  • 7) остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле;
  • 8) невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Задержание транспортного средства производится лицами, уполномоченными составлять протокол об указанных выше административных правонарушениях.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных КоАП, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных КоЛП, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

Если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем в близлежащее место, где оно не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных КоАП, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных КоАП, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства.

О задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.

Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортных средств осуществляются до устранения причин задержания в порядке, определенном Правительством РФ.

Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

О задержании судна составляется протокол. Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа. По истечении срока задержания судно подлежит освобождению либо аресту в порядке, предусмотренном КоАП.

О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации.

Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством РФ.

Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации (ст. 27.14.1 КоАП), является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая осуществляется в соответствии со ст. 27.14 КоАП. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата арестованных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством РФ.

Залог за арестованное судно (ст. 27.18 КоАП) состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Залог за арестованное судно может применяться в отношении российских и иностранных судов, зарегистрированных в Российской Федерации или иностранном государстве и явившихся орудием совершения одного из административных правонарушений, административная ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 8.17 и ст. 8.18−8.20 КоАП.

Ходатайство о применении залога за арестованное судно в письменной форме направляется в суд или должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Решение о применении залога за арестованное судно и размере указанного залога принимается судом в срок не более 10 дней со дня получения ходатайства. Такое решение судьи о применении залога за арестованное судно выносится в форме определения, которое может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными КоАП.

Размер залога за арестованное судно определяется судом с учетом размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи КоАП. При этом размер залога за арестованное судно не может быть менее размера ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, и максимального размера административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи КоАП.

Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП), заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные законодательством РФ, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Содержание в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления их, применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или решения должностного лица пограничного органа в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства по административным правонарушениям в области защиты Государственной границы РФ.

В специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта РФ, помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства на основании постановления судьи, которое подлежит немедленному исполнению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

В специально отведенное для этого помещение пограничного органа помещается иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение в области защиты Государственной границы РФ, на основании постановления судьи или решения соответствующего должностного лица пограничного органа.

Привод как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАП) — принудительное препровождение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется основное производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основанием для привода является определение органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении.

Условием привода служит уклонение лица либо законного представителя юридического лица или несовершеннолетнего, а также свидетеля от рассмотрения дела об административном правонарушении, когда участие указанных лиц в рассмотрении дела обязательно.

Привод по делу об административном правонарушении осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении, в порядке, установленном МВД России.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществлении отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Основанием для применения временного запрета деятельности является совершаемое административное правонарушение, влекущее административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Данная мера административно-процессуального обеспечения может применяться на срок до пяти суток в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, эпизоотий, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обязательств другими способами невозможно.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

О временном запрете деятельности составляется протокол.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой