Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средовой репортаж. 
Техника и технология сми. 
Подготовка текстов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предварительное ознакомление с темой. Подготовка средового репортажа начинается с предварительного ознакомления с темой. Если при подготовке событийного репортажа предварительное ознакомление с темой желательно, хотя и не всегда возможно, то при подготовке средового репортажа предварительное ознакомление с темой обязательно. Иначе репортер рискует и написать банальность либо глупость… Читать ещё >

Средовой репортаж. Техника и технология сми. Подготовка текстов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предварительное ознакомление с темой. Подготовка средового репортажа начинается с предварительного ознакомления с темой. Если при подготовке событийного репортажа предварительное ознакомление с темой желательно, хотя и не всегда возможно, то при подготовке средового репортажа предварительное ознакомление с темой обязательно. Иначе репортер рискует и написать банальность либо глупость, и недостаточно использовать потенциал темы, раскрыв ее крайне поверхностно, и подвергнуть себя опасности из-за незнания среды, в которую он собрался погружаться.

Предварительное ознакомление с темой рекомендуется систематизировать, чтобы провести его максимально эффективно. Для этого можно рекомендовать такую схему:

  • — основные персонажи и их цели;
  • — юридические рамки происходящего;
  • — финансовая сторона;
  • — предыстория происходящего;
  • — взгляд экспертов.

Пользуясь этой схемой, можно быстро понять для себя, в чем суть происходящего, кто чего добивается, насколько он прав, и каковы его шансы получить желаемое. В голове у журналиста сложится матрица происходящего, после чего можно приступать к наблюдению.

Иногда возможности для наблюдения у журналиста крайне ограничены. Например, он может находиться в исследуемой среде крайне ограниченное время или может только фрагментарно наблюдать за происходящим и общаться с людьми. Тогда глубина предварительного ознакомления с темой будет определяющей для качества репортажа, потому что журналисту придется извлекать максимум информации из того немногого, что ему удастся увидеть и услышать.

Наблюдение за происходящим. Наблюдение при подготовке средового репортажа нужно планировать. Например, отправляясь в поселение сектантов, журналист должен предположить, куда стоило бы зайти и с кем поговорить. План наблюдения в таком случае может выглядеть так:

  • — дом лидера сектантов;
  • — дом обычной семьи;
  • — главная улица;
  • — место проведения религиозных ритуалов;
  • — школа;
  • — медпункт;
  • — магазин;
  • — детская площадка;
  • — спортивная площадка;
  • — огород;
  • — кладбище.

Такой план позволит избежать перекосов, когда журналист избыточно много времени тратит в одних местах и забывает про другие. Например, долго сидит в гостях у лидера сектантов, но забывает посетить школу и медпункт, тогда как эти места для понимания жизни сектантов очень важны.

Желательно также составить план общения с персонажами, продумать ключевые вопросы для каждого из них. Например, лидера сектантов хорошо бы спросить, как соотносится проповедуемый им аскетизм с его личным богатством и роскошью, в которой он живет. Обычных сектантов можно поспрашивать, что они едят, во что одеваются, чему учат детей, как их лечат, и какое будущее для них видят. Ответы на эти вопросы могут быть весьма красноречивыми.

В остальном наблюдение при подготовке средового репортажа проводится по тем же правилам, как и при подготовке событийного репортажа. Журналист выявляет конфликт, фиксирует сцены, диалоги и характерные детали, которые этот конфликт раскрывают и развивают, и определяется с началом и концом репортажа, прежде чем покинет среду и отправится писать текст.

Подготовка текста. Работа над текстом средового репортажа начинается с композиции. Журналист должен определиться, какие именно эпизоды пойдут б текст, и в каком порядке они будут располагаться. Включать в репортаж все, что увидел журналист, и строго в том порядке, в каком он это видел, не следует. Порядок можно менять при условии, что он не противоречит «правде жизни». Например, если журналист вначале посетил школу, потом медпункт и только потом попал к лидеру сектантов, то допустимо вначале написать про визит к лидеру сектантов, а потом — про школу.

Начало и конец репортажа также не обязательно должны совпадать с началом и концом погружения в среду. Репортаж про сектантов можно начать как с входа в поселение, так и с поиска дороги к этому поселению, а также с яркой сцены уже в процессе общения с сектантами. Закончить же текст можно как на яркой сцене внутри поселения, так и на выходе из поселения, а также возвращением журналиста домой или в редакцию.

Если журналист побывал в нескольких поселениях сектантов, но пишет об этом один репортаж, текст выстраивается схожим образом. Начало репортажа может как совпадать с приходом журналиста в первое из поселений, так и сдвигаться в обе стороны, как и концовка относительно ухода из последнего поселения. Эпизоды же самого текста располагаются в порядке, обусловленном логикой развития конфликта. Если журналист фокусируется на противоречии между стремлением сектантов казаться самыми счастливыми людьми на свете и их очень трудной и серой жизнью, тогда в репортаже описывается то, как сектанты изображают из себя счастливых людей, несмотря на трудности и серость, и в какой момент персонажи уже не смогут играть свои роли или, по крайней мере, играть качественно.

Смонтировав сцены и определившись с началом и концом текста, журналист переходит к насыщению текста бэкграундом. В бэкграунде будет прежде всего поясняющая информация о той сфере, которую описывает журналист, а также раскрытие смысла действий, диалогов и характерных деталей. Например, журналист не просто описывает, как сектанты во время религиозного ритуала прыгают и машут руками, а поясняет, что так они отпугивают вертолеты, чтобы те не летали над их поселением, потому что это считается плохой приметой, и что начался этот ритуал после того, как над деревней однажды летел вертолет, один из жителей запрыгал и замахал руками, а вертолет после этого развернулся и улетел прочь.

Далее представлен разбор средового репортажа[1] с пояснениями по поводу использованных журналистом приемов.

Репортаж.

  • — Мама, я есть хочу!
  • — Возьми фрукты.
  • — Я не хочу фрукты.
  • — Тогда орехи.
  • — Я не хочу орехи!
  • — Но у нас есть только орехи и фрукты.

Худенькая девочка лет четырех со светлыми косичками начинает хныкать, потом успокаивается и набирает в кулачок фундук. За орехами она подбегает еще несколько раз — это единственная белковая еда, которую ей дают.

(Вводная сцена, погружающая в происходящее и вводящая конфликт.)

Концепция сыроедения основана па утверждении некоторых целителей-натуропатов, что сырая растительная пища естественна для человека, поэтому организм сыроеда практически совершенен, остальное же человечество хворает потому, что варит и жарит, а главное — потому что ест мясо. Вокруг этих гуру собираются общины сектантов как в Интернете (самая крупная сыроедческая группа «ВКонтакте» объединяет более 12 тыс. человек), так и в реале.

(Репортажный бэкграунд, поясняющий происходящее и показывающий масштаб

явления.)

К примеру, сейчас я нахожусь в Анапе, где проходит конференция сторонников нетрадиционного питания «Сыроединение».

{Возврат к вводной сцене.)

Сюда приехали семьи сыроедов-родноверов и анастасийцев из нескольких регионов страны, многие из них живут в экопоселениях. Родноверы — это язычники, а анастасийцы — поклонники книг Владимира Мегре о сибирской целительнице Анастасии, живущей в тайге. Писатель придумал рай на земле: у него в тайге всегда солнечно, а животные прислуживают людям, потому что те не хотят их есть. Питается Анастасия ягодами и травой, пророчествует про инопланетян, призывает горожан брать себе гектары земли, строить на них своими руками дома, рожать на этой земле детей и воспитывать их, опираясь на силы природы, без медицинской помощи и образования.

  • (Снова поясняющая информация про собравшихся и их идеи.)
  • — Что ты любишь из еды больше всего? — шепотом спрашиваю я девочку, когда мать не слышит.
  • — Хлеб с маслом. Но мне его нельзя.
  • (Продолжение вводной сцены.)

Девочку зовут Олеся, на самом деле ей не четыре, а почти шесть.

(Поясняющая информация про персонажа.)

Она так худа, что с тонких ножек сползают носки, но маму Свету это не пугает.

  • — В материнском молоке всего 1% белка — и как же дети растут первый год? Значит, им хватает. Во фруктах столько же белка, — говорит мне Светлана, блондинка лет тридцати в очках. Она тоже выглядит истощенной.
  • — Но во фруктах неполноценный белок, там нет незаменимых аминокислот, — возражаю я.
  • — В чистом организме, каким является организм сыроеда, все витамины и незаменимые аминокислоты микрофлора кишечника производит сама.
  • (Сцена, развивающая конфликт между стремлением оздоровиться через сыроедение и реальным состоянием здоровья сыроедов.)

Враги токсинов Чистота организма — одно из главных сыроедческих наваждений, но начинается оно не сразу: коварность сект ЗОЖ в том, что человек не замечает своего превращения в экозомби. Здоровый образ жизни одобряется обществом, телевизор рассказывает про вред промышленного мяса и молока. Обычно все начинается с безобидного вегетарианства. Потом становится стыдно есть, например, хлеб или сметану — это уже начало болезни под названием орторексия: пищевого невроза, который характеризуется навязчивой идеей, что привычные продукты питания вредны и опасны. Следующий шаг — отказ от большинства продуктов, голодание и «чистка кишечника». Наступившего в результате диеты истощения человек не замечает, потому что истово верует, что так его организм «очищается».

  • (Поясняющая информация описание того, как человек погружается в сыроедение.)
  • — А с чего вы взяли, что вареная пища вредна? — спрашиваю я у организатора конференции Дмитрия Волкова.
  • — Вареная пища нс расщепляется, она откладывается в виде шлаков, на вареную пищу организм реагирует как на яд — лейкоцитозом.
  • — Стало быть, у сыроедов другие анализы крови?
  • — Ну да, другие! У нас в крови нет шлаков. А у тех, кто ест варенку, в крови гной.
  • — Кто это сказал?
  • — Так ученые разные говорят. Шелтон, Брегг…
  • — Но эти люди не ученые, у них даже не было медицинского образования.
  • — Они известные натуропаты и излечили сотни людей!
  • (Диалог с характерными высказываниями персонажа.)

Друзья микробов На обеденном столе сыроедов арбуз, пророщенная зеленая гречка с авокадо, салат из зелени, помидоров и огурцов без масла, сыросдский майонез на основе молотых семечек и морская капуста. Меня смущает, что морская капуста сырая. Но я пробую.

Вы же не едите соли, а капуста соленая.

  • — Это потому, что мы ее не мыли, а только размочили. Иначе смоется естественная морская соль, — поясняет пенсионерка Татьяна Георгиевна. Я бледнею.
  • — А чего ты боишься? Микробы — наши друзья. Ты читала Чупруна? Микробы выводят из нашего организма токсины.

Дети налегают на морскую капусту.

  • — Мама говорит, что в капусте много йода, — объясняет девочка лет десяти из семьи родноверов.
  • (Сцена, развивающая конфликт между стремлением к оздоровлению и в действительности глубоко нездоровым образом жизни.)
  • — Все эти элементы существуют только в голове у ученого! Никаких йодов и кальциев нет, в живой пище есть только энергия жива, — возражает Георгий Левшунов, известный теоретик сыроедения. — Она сама образует те элементы, которые тебе нужны. В нашем кругу знающих людей всем ясно, что слова «кальций» и «магний» используют темные силы для того, чтобы пудрить нам мозги.
  • (Характерная цитата.)

Левшунов — автор популярных книг по оздоровлению. Он глядит исподлобья, и взгляд кажется волчьим из-за выступающих надбровий и обтянутых кожей скул. Георгий всегда ходит босиком. Он одет в косоворотку, подвязанную пояском. У него длинные русые волосы. Чувствуется, что он много работал над имиджем: налицо явное сходство с иконописным Христом — ведь для своих последователей он словно мессия.

(Поясняющая информация.)

В личной беседе Левшунов признается, что информацию ему сообщают некие «рептилоиды». На семинаре Георгий рассказывает слушателям, что если ходить босиком, земля сообщит «просветленным» о своем намерении учинить где-нибудь стихийное бедствие и уведет «своих» в безопасное место.

  • — Сейчас наступает эпоха Велеса, надо выходить в поля и пробовать десятки разных трав. Не бойтесь отравиться, для чистого организма сыроеда все ядовитые травы съедобны…
  • (Сцена с характерным высказыванием персонажа.)

Через месяц на форуме supersyroed.mybb.ru, на котором собрались «всеядные сыроеды эпохи палеолита», т. е. идеологические противники веганосыроедов, пожирающие сырое мясо, появится сообщение о кончине 46-летнего Игоря Романенко, отравившегося на сыросдческом съезде в Крыму ягодой белладонны. На том же сайте есть информация о 28-легней веганосыроедке Елене Никитиной, умершей в августе от инсульта. Инсульт в столь раннем возрасте мог быть вызван недостатком витамина В12, который содержится только в продуктах животного происхождения.

(Поясняющая информация.)

Обратите внимание на выбор сцен, которые сфокусированы на конфликте между стремлением оздоровиться через сыроедение и тем, что из этого получается. Кроме того, внимания заслуживает репортажный бэкграунд. Он подается небольшими порциями между сценами, поясняя то, что показывает журналист. Также примечательны вопросы журналиста, свидетельствующие о глубоком погружении в тему. Именно за счет этого журналисту удалось получить яркие характерные высказывания персонажей.

  • [1] Донская Л. Голодный образ жизни // Русский репортер. 2011. 26 дек. URL: http://www.rusrep.ru/article/2011/12/26/siroedenie (дата обращения: 06.01.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой