Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Репортаж. 
Стилистика и литературное редактирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Репортажное время чрезвычайно динамично. Показывая сегодняшнее состязание, автор сравнивает его с предшествующими (сообщение о прежних успехах вводится типичным для повествования когда-то), оценивает результаты, достигнутые спортсменами на тех и других. Такой экскурс в прошлое помогает читателю оценить значимость сегодняшнего события. Центральный эпизод в тексте изложен с помощью типичных для… Читать ещё >

Репортаж. Стилистика и литературное редактирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В творческой практике репортаж предстает по крайней мере в двух речевых жанрах (композиционных формах): как повествование о событии или как описание ситуации.

Если, например, военкор пишет о ходе боя, значит, он выбирает повествование о событии, если описывает лагерь беженцев, значит, он выбирает описание ситуации.

Отличие репортажного изложения от «заметочного» — в характере детализации сообщения и в тональности изложения. В первом случае воссоздается ход события (характер действий, их последовательность, интенсивность, указывается на участие в них действующих лиц, уточняется образ действий), во втором случае характеризуются место ситуации, участники, их состояние, положение.

Композиционные схемы развития репортажного изложения различны в повествовании и описании, но в обоих случаях важен эффект присутствия, который в разных композиционных вариантах реализуется по-разному. В сообщении о событии репортер обращает внимание на действия, их последовательность и образ, гемпоритм. В описании ситуации показывается место ситуации, количество людей, их состояние и т. п.

Рассмотрим композиционный вариант репортажа, где главным является ответ на вопрос: «Каковы действия?» Предметом отображения в таком случае становится образ действий, непосредственным свидетелем которых стал журналист. Ценность такого репортажа — в авторской субъективности сообщения, помогающей автору стать «глазами и ушами» читателя: увидеть внешние проявления события, почувствовать его темпоритм, а порой услышать звучание каких-то действий.

Обычно первый речевой шаг — это сообщение о месте, где происходит событие, о «точке, откуда событие получает развитие». Не останавливаясь подробно на описании места события, журналист дает представление о нем несколькими штрихами, но так, чтобы читателю стало ясно, где и как происходит событие. Важное место отводится в репортаже предыстории события. Коммуникативный центр текста — это рассказ о том, что происходит на глазах у журналиста; это ответ на вопрос: «Какова последовательность действий, составивших событие?».

Репортаж — это часто описание атмосферы события. Жанр предполагает отражение динамики развития события, что отражается и в динамике речевых шагов автора. Журналист использует все средства, чтобы сделать свою речь не только динамичной, но и максимально эмоциональной, личностно окрашенной. В результате репортаж представляет собой динамичную структуру со сменой типов речи.

Рассмотрим небольшой спортивный репортаж (для удобства анализа пронумеруем предложения).

  • (1) «Адлер Арена» ждала медали от кого-то из российских мужчин. (2) Не дождалась, но не обиделась. (3) Трибуны вновь были заполнены. (4) Хотя настроение болельщиков прежним оптимизмом не отличалось. (5) Словно заколдовал кто-то стайерский бег в России.
  • (6) Былое и думы.
  • (7) Когда-то Виктор Косичкин обыграл в конькобежном марафоне норвежцев. (8) Это настолько потрясло весь мир, что Никита Сергеевич Хрущев лично выдал триумфатору добро на брак с иностранной гражданкой (!) (9) Потом были у нас великие стайеры, мужчины и женщины. (10) Л дальше — как сглазили. (И) В минувшем сезоне Катя Шихова завоевала бронзу на первенстве мира в классическом многоборье. (12) Такой успех пришел к нам тридцать лет спустя. (13) Столько времени у нас не было подиумов в многоборье только из-за отставания в стайерских дисциплинах.
  • (14) Но сегодня и 5000 бегут. (15) Катя Шихова к столь длинной дистанции явно не готова. (16) У нас со стайерами по-прежнему проблемы. Катя и Юлия Скокова готовятся бежать дистанции 1000 м и 1500 м. (17) Но, как говорится, надо же кому-то постоять за Россию. (18) У нас одна конькобежка любит длинные дистанции — Ольга Граф. (19) Но выступать-то троим.
  • (20) Время Шиховой в итоговом протоколе окажется лишь 21-м. (21) Бежала Катя тяжеловато. (22) Конечно, это не ее дистанция, и она это прекрасно понимала. (23) Но прежней Катиной легкости, стремительности видно не было.
  • (24) Возможно, Шихова подошла к Олимпиаде не в лучшей форме. (25) Впрочем, ее «коронка» еще впереди. (26) Юля Скокова выглядела получше. (27) Девятое место для нее — хороший результат. (28) Вот она, похоже, готова отменно. (29) Юля даже лидировала какое-то время. (30) Пока в бой не пошла «тяжелая артиллерия».
  • (31) Очевидно было, что в призах в этот день Скоковой не быть.
  • (32) Ее время улучшают норвежка Ида Ньотун, голландка Антуанетта де Йонг…
  • (33) А затем на лед выходит Ольга Граф. (34) Ей тридцать лет, никакими достижениями прежде не отметилась. (35) Да, лучший стайер России, но… (36) Признаюсь честно, особых надежд

на медаль с ней не связывали. (37) Хотя прогресс в ее результатах в этом году заметен.

(38) На «Адлер Арене» Ольга Граф превзошла себя — 4.03.47. (39) Позади легендарная немка Клаудиа Пехштайн. (40) Да, та пятый десяток разменяла, но ведь по-прежнему очень сильна! (41) Ждем, удержится ли Оля на подиуме? (42) Великолепный стайер Мартина Сабликова из Чехии превосходит время Ольги — 4.01.95. (43) На «Адлер Арене» очень много голландцев, они начинают скандировать. «Ирен» — и выходит Вюст. (44) Великая Рыжая выигрывает свою очередную, третью золотую олимпийскую медаль. (45) Но у нас-то первая медаль России в Сочи (46) Пока бронзовая (Спорт день за днем. 10.02.2014).

У этого события есть предыстория, которая обозначается указателями на прошедшее время (вновь — настроение прежним оптимизмом не отличалось — когда-то — потом — дальше — в минувшем сезоне). С позиции сегодняшнего дня дается краткая характеристика положения дел в стайерском спорте в России.

Композицию репортажа о событии (спортивном состязании) определяет прежде всего рассказ о том, как оно проходило. Центральная часть репортажа предваряется внутренним заголовком и состоит из нескольких коммуникативных шагов, рассказывающих о том, как было раньше, каковы успехи сегодня у каждой из участниц (Кати Шиховой, Ольги Греч})). Большую роль в построении повествовательного репортажа играют маркеры времени.

Репортажное время чрезвычайно динамично. Показывая сегодняшнее состязание, автор сравнивает его с предшествующими (сообщение о прежних успехах вводится типичным для повествования когда-то), оценивает результаты, достигнутые спортсменами на тех и других. Такой экскурс в прошлое помогает читателю оценить значимость сегодняшнего события. Центральный эпизод в тексте изложен с помощью типичных для репортажа глагольных форм настоящего времени, подчеркивающих одновременность самого события и рассказа о нем (например, предложения 41—44). Однако вполне закономерно и употребление временных единиц со значением прошедшего (тридцать лет спустя — сегодня — по-прежнему — готовятся — время окажется — прежней стремительности видно не Сняло — подошла к Олимпиаде — даже лидировала какое-то время — пока в бой не пошла — в этот день — затем).

Для спортивного репортажа типично прогнозирование. Отсюда — «указатели» будущего времени {"коронка" еще впереди и т. д.). Значение времени передано разнообразными средствами — наречиями, глаголами, прилагательными, существительными с предлогами и т. д. Как видим, событийное повествование без излишней конкретизации очерчивает основные вехи спортивной истории. Обратим внимание, что в тексте не называются точные даты, это создает иллюзию свободного разговора-припоминания.

Характерна для репортажного изложения «игра» с темпоритмом события. Например, в предложении 29 употребление глагола длительного действия и указания на неопределенность времени действия {даже лидировала какое-то время) замедляют изложение. Но уже в предложении 30 с помощью глагола завершенного действия {пока в бой не пошла), демонстрации движения во времени в предложениях 32 {улучшают) и 33 {затем на лед выходит) его удается ускорить. В предложении 38 представлен уже известный итоговый результат спортсменки, ускоряет изложение отсутствие предиката в предложении 39, а в предложении 41 замедляют темп глагол длительного состояния ждем и вопрос. Затем в предложении 42 действие вновь ускоряется благодаря сообщению о лучшем результате, достигнутом соперницей и т. д.

Вместе с изменением темпоритма события меняется, нарастая, эмоциональность изложения, что усиливает впечатление от события. Отметим экспрессивность синтаксиса: эллипсис, усечения (36), парцелляцию (36— 37), большое количество восклицательных предложений, которые помогают передать взволнованность автора, его ощущение динамики происходящего. Все это имитирует «рассказ взахлеб», свойственный разговорной речи. Интрига спортивного состязания поддерживается благодаря вопросительной конструкции (41), замедляющей повествование.

Использование оценочной лексики также помогает передать эмоциональный накал. Немало средств прагматической, утилитарной оценки — прямой и косвенной {великие стайеры; дальше — как сглазили; Катя Шихова… явно не готова; со стайерами по-прежнему проблемы; бежала тяжеловато; прежней Катиной легкости, стремительности видно не было; Шихова подошла не в лучшей форме, ее «коронка» еще впереди; Юля Скокова выглядела получше, девятое место для нее — хороший результат; вот она,.

похоже, готова отменно; никакими достижениями прежде не отметилась; особых надежд на медаль с ней не связывали; Ольга Граф превзошла себя, легендарная немка; великолепный стайер; великая Рыжая).

Отношение автора к описываемым событиям выражается и использованием модальности необходимости (Но, как говорится, надо же кому-то постоять за Россию) и сменой способа именования спортсменок (Оля вместо Ольга Граф), что сокращает дистанцию между читателем и персонажами текста.

Личное присутствие автора обозначается местоимениями, глагольными формами 1-го лица, парцеллятом, вводными словами (Признаюсь честно; Но у нас-то первая медаль России в Сочи Пока бронзовая). Солидаризация с читателем создается благодаря употреблению местоимения нас в значении «нас с вами» и устойчивого выражения постоять за кого-то/что-то.

Использование конструкций экспрессивного синтаксиса, обращение к тропам является отражением авторского отношения к предмету речи: чувствуется его неравнодушие, сопереживание. Кульминация развития события совпадает с концовкой материала.

Диалогичность — основа репортажа, который создается, чтобы удовлетворить читательскую потребность в детализированной информации. Основной интенцией журналиста является вовлечение читателя в процесс знакомства с материалом, поддержание интереса к изложению. Средства создания динамики изложения, фигуры речи, направленные на создание образа события, зримого представления о происходящем, повышают диалогический тонус текста.

Разговорный синтаксис, к которому можно отнести неполные предложения, малораспространенные синтаксические единицы, поддерживает эффект непосредственной беседы с автором текста. Такой эффект подкрепляется обращением к сокращенным формам имен (Катя). Обратим внимание на неодинаковое представление конькобежек: одну из них автор репортажа называет уменьшительным именем, двух других — полным именем и фамилией. Это привносит оттенок субъективного отношения к персонажам, является выражением авторского присутствия в тексте.

Сочетание средств выражения развития действия и средств выражения эмоциональности рождает ту специфику репортажного повествования со свойственным ему эффектом соучастия, сопереживания, которая помогает журналисту показывать мир в динамике.

Обратимся к другому композиционному варианту репортажа — описанию ситуации. Здесь вопросы, на которые должен дать ответ журналист, те же, что и в стандартной заметке: «где происходит действие?», «кто участник?», «какова последовательность действий?». Однако, поскольку в центре внимания журналиста находится сама ситуация, в тексте существенную роль играют средства представления статики и детализация описания.

Рассмотрим еще один спортивный репортаж, посвященный различным видам боевых искусств (для удобства анализа также пронумеруем предложения):

  • (1) Двое в комнате. (2) Я и Влад — тренер по таэквондо в «Планете Фитнес». (3) Гигантское — во всю стену — зеркало отражает реалистичную и лишенную блеска картину, там в мятых спортивных штанах я — с сутулой спиной и трусливой улыбкой. (4) Тут же — огромная боксерская груша. (5) Она слегка покачивается в ожидании чудовищных разящих ударов. (6) Но пока я рядом, ей ничего не угрожает!
  • — (7) Первый раз на таэквондо? — догадливо спрашивает Влад. —
  • (8) А вообще чем занимаетесь?
  • — (9) Ну-у, сайкл, аэробика, степ… — мне хочется как-то оправдаться.
  • (10) Профессионалу все ясно. (11) И по его топу я понимаю, что на следующие Олимпийские игры наша сборная поедет без меня. (12) Но настоящие спортсмены великодушны. (13) Влад дружески протягивает мне «лапу». (14) «Лапа» — не то, что вы подумали, а кожаное приспособление, немного напоминающее теннисную ракетку, по которому нещадно лупят ногами таэквондисты. (15) Чтобы показать, как это происходит, Влад обрушивает па нас с «лапой» серию ударов… (Pulse).

Репортаж начинается с описания места — обстановки, в которой происходит встреча спортсмена и тренера. Место встречи, ее участники, их отношение к спорту — вот что интересует журналиста. Погружение в действительность происходит благодаря вниманию к деталям: в центре внимания — люди, предметы. Действия нет, но есть разговор между участниками встречи. Отсюда — особый отбор языковых средств: активны слова с предметным значением (3,4), глаголы в большинстве предложений отсутствуют (1,2,4). Использованные либо глаголы состояния, либо речи-мысли (напоминают, показать, понимаю). Синтаксис рассчитан на создание статичной картины происходящего.

Присутствуют портретные детали (3, 4), пронизанные в данном примере самоиронией (3, 5, 6). Уже здесь ярко проявляется субъективность восприятия: читатель может солидаризироваться в оценке с автором или противопоставить себя ему.

Особенностью репортажа является описание хода диалога. Это придает тексту достоверность, разнообразит структуру, создает речевые характеристики персонажей. Если в информационной заметке обращаются к прямой речи персонажа, чтобы получить авторитетное мнение, то в репортаже цель включения чужой речи — показать характер действующих лиц.

Очень популярная в современных СМИ ироническая интонация, пронизывающая текст, является частью стратегии создания эффекта авторского присутствия в повествовании. Мягкая и незлобивая ирония «включает» действие множества фатических смыслов. Ироничности способствуют языковая игра (Влад дружески протягивает мне «лапу») и троны (обрушивает на нас с «лапой» серию ударов). Эта интонация, поддержанная разговорным синтаксисом текста, не только облегчает восприятие репортажа, но и создает впечатление неторопливой приятельской беседы. Такой репортаж, освещающий интересную для читателей тему, позволяет отдохнуть от плотного негативного информационного потока наших дней.

Итак, жанровый стиль репортажа составляют две схемы развертывания.

1. Повествование о событии — динамическая композиционная модель: с чего началось — что происходит — чем завершится.

Создать динамику помогают:

  • — видо-временные формы акциональных глаголов, прежде всего движения;
  • — темпоральная лексика.

Представить динамику помогают:

— сочетания существительных с предлогами;

наречия и прилагательные со значением динамики и образа действия.

2. Описание ситуации — статическая композиционная модель: где и с кем случилось — каково положение дел или состояние — что может случиться.

Создать картину положения дел помогают:

  • — предикаты состояния;
  • — наречия;
  • — сочетания «существительное + прилагательное со значением признаков состояния»;
  • — средства экспрессивности.

Мастерство в создании репортажа включает умение создать эффект присутствия адресата в том месте, откуда автор ведет наблюдение. Для этого журналист должен уметь использовать множество языковых изобразительных средств передачи самопредставления, восприятия и эмоциональности.

Ш Выявите в тексте жанрообразующие черты и способы речевого воплощения коммуникативных действий. Используйте полученные данные для определения жанра текста.

Рыбохозяйства исчезают, берега отдают под дачи, за нашим сомом приезжают из Китая, а жители приволжских городов давно привыкли покупать браконьерскую рыбу.

Рынок. В городе Дубне четыре рынка, везде можно купить рыбу. Она на выбор здесь — привозная или пойманная, браконьерская. Отличить такую просто: вся чешуя у нее в крови, режется о сети. Свежие браконьерские лещи раскупаются быстрее нездешней мороженой сельди — к трем часам дня торговца со своим уловом уже не найдешь.

— Свежачка хотите? — спрашивает лысый мужчина лет шестидесяти, он покупатель из местных. — Погодите.

Не теряясь, достает мобильный телефон и быстро набирает номер.

— Здоров! У тебя рыба осталась? — звонок его знакомому, продавцу с другого рынка.

Василий Егорыч. Ясное небо, тепло. Браконьер Василий Егорыч едет проверять рыболовные сети.

— Вишь, как солнце выглядывает, как красиво. Каждый человек по своему характеру выбирает профессию. Я в 42 года ушел на пенсию военную, и возможность была в ментовку пойти работать. Я не смог.

Он припарковывает свой старый Ford у семиметрового каменного Ленина на берегу Иваньковского водохранилища. Выходит, не закрывая двери, оставляя радио звучать на всю улицу. Отрывисто напевает русский шансон и даже пританцовывает. В спешке надувает резиновую зеленую лодку, кладет мешки для пойманной рыбы и новую китайскую сеть…

— Все на нервах. Дочь моя вышла замуж. Сейчас у него девять судимостей. Она думала его перевоспитать — не получилось. По я ее не осуждаю, потому что не каждому дано любить. Идти на риск. Все рассуждают как? По финансам «подходит — не подходит». А ведь не все решают деньги.

У Василия Егорыча густые седые волосы, загорелая кожа и много глубоких морщин в уголках глаз, потому что всегда на солнце. Руки от сетей в мелких царапинах.

— Муж ее сидит сейчас в тюрьме, но ей оставил наследство — полмиллиона рублей кредитов. Я ей должен помочь, это же мой ребенок. — Он снимает леску с окровавленного леща и кладет рыбу в мешок. Лодка немного спускает и постепенно тяжелеет от затекающей воды и добычи…

Он снова заводит мотор и едет назад с мешком улова на тринадцать килограммов.

— Вот в Конаково есть нормальный рыбхоз, там ребята торгуют рыбой. Они се воруют и продают, пользуются своей лицензией. Вроде как туда, а немножко сюда. Потому что продавать там свое здоровье за пятнадцать тысяч в месяц — да гори оно огнем…

Рыбхоз.

— Здравствуйте, как проехать к Конаковскому рыбохозяйству? — спрашиваю у кондуктора парома, стоя на ржавом железе и переплывая Канал имени Москвы. Вдали виднеются серые маяки и шлюзы сталинских времен с замахом на архитектурную красивость.

Мне начинают объяснять, что нужно пройти через сосновый бор, выйти к Волге, повернуть налево и попасть в рыбхоз. Проделав этот путь, оказываюсь среди уверенно-дачных домов: отделанных сайдингом, с припаркованными иномарками и предупреждающими надписями на воротах «Осторожно, собака».

Так здесь нет рыбохозяйства. Оно когда-то было, наверно… Нс знаю, у нас здесь дача и дедушка живет, — выгружая из багажника пакеты с покупками и оглядывая привычное место отдыха, озадаченно говорит москвичка.

Сейчас в Конаково «Рыбхоз» — просто топоним. Название одного из дачных поселков, преемников советских деревень. Дома, оставленные в наследство детяммосквичам. Рядом в сосновом бору быот ключи, местный пенсионер подходит набрать воды и рассказывает:

— Лет десять назад был тут рыбхоз. 11а лодочке ездили, ловили браконьеров, сами промышляли рыбой… Развалился он, одно название осталось.

В Тверской области были закрыты многие рыбохозяйства. Бывший директор одного из них насчитал одиннадцать. Богатые дачи росли на берегах, как грибы.

— Конаково, Калязин, Бологое, Вышний Волочок… все не работают, — говорит Галина Васильевна, в прошлом замдиректора Конаковского рыбхоза, в настоящем — заведующая «Продуктами» у большой паромной переправы. — ООО «Конаковский рыбозавод» на бумаге существует, но не занимается промыслом, рыбохозяйство в нашей области закрыто. Я знаю одно, что водоем скоро умрет от того, что нс отлавливается рыба сорных пород, и кормовая база нищает.

Выходит, что браконьеры даже вносят свой посильный вклад в решение этой проблемы.

— Но они опасны тем, что ловят все, — поясняет Галина Васильевна…

К нам не едет Рыбнадзор. Сотрудник Рыбнадзора говорит уверенно и спокойно:

— У нас те, кто занимается рыбной продажей, они и есть браконьеры.

Всем все понятно. На прилавках каждое утро появляется рыба, явно пойманная сетями. Сомнений в незаконном вылове нет ни у кого. Но предъявлять обвинения в браконьерстве Рыбнадзор может только при поимке с поличным: нужно застать за выловом сетями, неводами или тралами. Рыбнадзор должен с полицией работать, чтобы задержания производить. А эти ленятся, только во время операции «Нерест» выловят пару рыбаков для отчетности…

Вот и в новостях от 26 июня этого года на сайте Росрыболовства сообщают, что в Юрьсвсцком районе Ивановской области поймали двух браконьеров, жителей этого района. Штраф — по 100 000 рублей с каждого. «Вред государственным рыбным запасам составил 675 рублей 00 копеек».

О турбазах. Алексей — директор самого старого в Дубне магазина рыболовных снастей. На его рабочем внедорожнике мы катаемся по окрестностям, подъезжая к берегу реки то с правой, то с левой стороны.

  • — Вот эта база в непонятном состоянии, насколько я слышал, ее продают. — Перед нами, кроме ряби воды, несколько деревянных домиков с побледневшей краской и небольшие яхты. Это ООО «Московское море», охотничье-рыболовное хозяйство. В 97-м оно лишилось угодий и стало предоставлять только туристические услуги. Де-факто банкрот. Его экс-гендиректор Евгений Волков ждет юридического подтверждения этого статуса:
  • — У нас 3 миллиона был весь бюджет охотничьего хозяйства, 8 баз. Никогда в жизни я не смог бы оплатить аренду земельного участка лесного фонда от организации охоты с такими арендными ставками. — Евгений говорит со мной, но телефону. Застать его в офисе практически невозможно, теперь он там почти нс появляется. Уволены все.

В некотором смысле ООО «Московское морс» — жертва геополитики, только внутренней… (Русский репортер. 16.09.2013).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой