Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Пункт 15 Пленума Верховного Суда РФ в п. 15 постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъясняет, что взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного… Читать ещё >
Получение взятки (ст. 290 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Непосредственный объект аналогичен видовому объекту данной группы преступлении (см. параграф 15.1).
Предмет взятки — любая выгода имущественного характера (предоставление бесплатных туров за границу; покупка проездных билетов, проведение ремонта квартиры и т. п.). Конкретно предмет взятки указан в диспозиции ч. 1 ст. 290 УК. Это — деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, имущественные права. Таким образом, к предмету взятки относится:
- а) имущество;
- б) услуги имущественного характера;
- в) имущественные права.
К имуществу ст. 128 ГК РФ относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, т. е. гражданское законодательство трактует понятие «имущество» шире, чем УК РФ, который наряду с иным имуществом отдельно выделяет услуги имущественного характера и имущественные права.
Под услугами имущественного характера согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, данному в постановлении от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). В указанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ также разъясняется судам, что такие услуги могут быть любыми, в том числе и нелегитимные. Например, предоставление проституток.
Имущественные права согласно п. 9 указанного постановления включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). При этом переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.
Не составляет предмета взятки выгода неимущественного характера (выступление на собрании, в прессе и т. п.).
Объективная сторона выражается в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
Использование служебных полномочий может выражаться не только в фактическом влиянии в пределах своих прав, но и в эксплуатации авторитета, который предоставляет занимаемая должность. Так, префект округа помогает взяткодателю незаконно получить квартиру. При этом, как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ (п. 4), получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействию) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).
Как использование должностных полномочий расценивается общее покровительство или попустительство по службе. Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 указанного постановления разъясняет, что общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
Различаются взятка-подкуп и взятка-вознаграждение. Взятка-подкуп представляет собой передачу материальных ценностей должностному лицу до совершения им каких-либо действий в интересах дающего, а взятка-вознаграждение — после совершения должностным лицом обусловленных деяний.
Состав преступления — формальный: деяние считается оконченным в зависимости от нюансов объективной стороны. Получение взятки в виде имущества считается оконченным с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. Если взятка состояла в оказании услуг имущественного характера, тогда деяние окончено с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав окончено с момента возникновения у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Субъектами анализируемого преступления могут быть признаны:
- — должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК РФ и параграф 15.1 данной главы);
- — иностранное должностное лицо, к которому примечание 2 к ст. 290 УК РФ, относит любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия;
- — должностные лица публичной международной организации, к которым то же примечание относит международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.
Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом. Квалифицированным видом деяния ч. 2 ст. 290 указывает получение соответствующим субъектом взятки в значительном размере. Примечание к ст. 290 УК определяет значительный размер как сумму денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающее 25 тыс. рублей.
Часть 3 ст. 290 предусматривает повышенную ответственность за получение субъектом взятки за незаконные действия (бездействие). Речь идет о таких действиях, которые прямо запрещены законом и которые могут образовать совокупность с получением взятки. Например, предоставление незаконных льгот при проведении тендера.
В ч. 4 ст. 290 установлена повышенная ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 -3 данной статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Часть 5 ст. 290 предусматривает ответственность за деяния, указанные в ч. 1, 3, 4 ст. 290, если они совершены:
- — группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а»);
- — с вымогательством взятки (п. «б»);
- — в крупном размере (п. «в»).
Пункт 15 Пленума Верховного Суда РФ в п. 15 постановления «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъясняет, что взятку или предмет коммерческого подкупа надлежит считать полученными группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействие) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц. При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.
Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными ст. 290 или ст. 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) или соучастие в коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ со ссылкой на ст. 33 УК РФ).
В п. 16 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ организованная группа характеризуется как устойчивая, обладающая более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и (или) руководителя. В организованную группу, помимо одного или нескольких должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки или коммерческого подкупа.
В случае признания получения взятки организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке и совершении этих преступлений, независимо от того, выполняли ли они функции исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника, подлежат квалификации по соответствующей части ст. 290 без ссылки на ст. 33 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.
Под вымогательством взятки (п. 18 этого же постановления Пленума) предлагает понимать не только требование должностного лица дать взятку, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан). Для квалификации содеянного по п. «б» ч. 5 ст. 290 не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).
Если в процессе вымогательства взятки должностное лицо совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по ст. 285, 286 или 201 УК РФ.
Под крупным размером взятки согласно примечанию к ст. 290 понимается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающую 150 тыс. рублей.
В ч. 6 ст. 290 повышенная ответственность сопряжена с совершением преступления, предусмотренного ч. 1, 3, 4 и п. «а» и «б» ч. 5, совершенного в особо крупном размере, который в примечании 1 к данной статье установлен в размере, превышающим 1 млн рублей.
Если получение взятки связано с совершением другого преступления, тогда деяние квалифицируется по совокупности с ним. Например, в случае причинения существенного вреда законным интересам граждан, деяние требует совокупности ст. 290 и ст. 285 УК РФ. Вместе с тем, как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном постановлении (п. 21), от совокупности преступлений следует отличать продолжаемые получение в несколько приемов взятки. Как единое продолжаемое преступление следует, в частности, квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.
Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка получена от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.
Не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.