Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идея «общедоступности» в сценическом искусстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с декларируемыми задачами строился и репертуар. В.И. Немирович-Данченко заявлял: «Из репертуара Общедоступного театра должно быть изгнано все, что носит на себе печать лжи или извращенного вкуса, все, что не проникнуто здравым чувством жизненной правды». МХТ, поставивший своей целью вывести на сцену новых героев — «людей из гущи жизни», — наибольшее внимание уделил пьесам АП… Читать ещё >

Идея «общедоступности» в сценическом искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поворот к «общедоступности» совершает и театральное искусство. В 1898 г. состоялась историческая встреча К. С. Станиславского и В.И. НемировичаДанченко в ресторане «Славянский базар», с которой начался отсчет нового типа театрального искусства. Актерская игра должна была создавать впечатление реальной жизни, быть предельно естественной. Театральная «система Станиславского» призывала актера к максимальной правдоподобности жизненных мелочей, приближенности к пониманию рядового зрителя. Знаменитый возглас Станиславского: «Не верю!» был адресован приемам старой актерской школы с ее утрированной декламацией, наигранностью чувств. На занавесе основанного Станиславским и Немировичем-Данченко нового художественного театра появился силуэт летящей чайки, а одноименная пьеса А. П. Чехова воплощала эту простоту жизни, естественность чувств театральных героев. Среди актеров новой школы выделяются настоящие кумиры демократической публики: О.Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, М. Г. Савицкая.

Демократическую линию в театральном деле энергично выразил К.С. Станиславский, убежденный, что до него театральное дело находилось либо «в руках буфетчиков, либо — бюрократов». Основанный им и В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. Московский Общедоступный художественный театр (с 1903 г. — Московский художественный театр — МХТ) был воплощением нового понимания задач сценического искусства. Знаменательно, что два направления — модерн и демократическое искусство — стартовали практически одновременно — в конце 90-х гг.

Их задачи, однако, имели разную направленность. К. С. Станиславский говорил о намерении театра «осветить темную жизнь бедного класса»: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь».

В соответствии с декларируемыми задачами строился и репертуар. В.И. Немирович-Данченко заявлял: «Из репертуара Общедоступного театра должно быть изгнано все, что носит на себе печать лжи или извращенного вкуса, все, что не проникнуто здравым чувством жизненной правды». МХТ, поставивший своей целью вывести на сцену новых героев — «людей из гущи жизни», — наибольшее внимание уделил пьесам АП. Чехова и AM. Горького. Эта любовь была взаимной. «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его — невозможно, не работать для него — преступление!..» — писал А. М. Горький. Первые постановки пьес.

A. П. Чехова «Чайка» (1898), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) были восторженно приняты публикой и стали своего рода «визитной карточкой» нового театра. Москва была захвачена новым ощущением «жизненности» театрального искусства. Писатель Л. Н. Андреев вспоминал, что, отдав положенную хвалу и аплодисменты артистам в день премьеры «Трех сестер», он еще целую неделю не мог забыть о спектакле и «боролся с подступавшими к горлу слезами».

Перед постановкой пьесы AM. Горького «На дне» (1902), в соответствии с новыми принципами актерского «вживания» в образ, занятые в пьесе «На дне» актеры В. И. Качалов и И М. Москвин под руководством «короля репортеров» В. А. Гиляровского посещали московские ночлежки, чтобы получить «материалы и настроения». В этой пьесе играл сам К. С. Станиславский и прославленные актеры:

B. И. Качалов, И. М. Москвин, В. В. Лужский, ОЛ. Книппер-Чехова. На премьере их вызывали 15 раз под бурю аплодисментов. В. И. Качалов вспоминал, что «пьеса принималась как пьеса-буревестник». Зрителю открылся незнакомый прежде страшный мир «отбросов» общества, «бывших» людей, искалеченных и загнанных на дно жизни. Стали модными тема городского «дна» и новые герои: босяк, студент, провинциальный интеллигент.

Сезон 1902 г. открывался пьесой «Мещане». В том же году театр праздновал новоселье, получив собственное помещение в Камергерском переулке — там, где он находится и сегодня. Друг А. П. Чехова архитектор Ф. О. Шехтель, а также скульптор и дизайнер А. С. Голубкина участвовали в перестройке здания под театр. Занавес с силуэтом чеховской чайки впервые распахнулся здесь на премьере «Мещан», где был представлен еще один герой нового времени — рабочий-революционер. Театр давал полные сборы и процветал вплоть до расхождений между его основателями.

Общедоступный театр оказался колыбелью и первой школой актерского и режиссерского мастерства для самых авангардных деятелей театра — В. Э. Мейерхольда и Е. Б. Вахтангова. Ему обязаны своим рождением третья студия МХТ под руководством Е. Б. Вахтангова, Камерный театр А. И. Таирова. Из-под государственной опеки выходили все новые театральные коллективы, которые создавали демократическое искусство. В. Ф. Комиссаржевская в 1904 г., уйдя из труппы императорского театра, основала свой коллектив. В ее театре шли пьесы, обращенные к демократическому зрителю: «Чайка» А. П. Чехова, «Бесприданница» А. Н. Островского, «Дачники» и «Дети солнца» А. М. Горького, «Нора» Г. Ибсена. Страстная, нервно-напряженная игра В. Ф. Комиссаржевской не всегда «умещалась» в актерскую систему, созданную К. С. Станиславским, но уникальный талант этой актрисы вообще был гораздо более масштабным, чем могли предложить ей режиссеры и драматурги того времени.

Стремление к обновлению и театра, и его репертуара проявилось и в академичном Малом театре в Москве (актеры М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, В. В. Лужский, А.И. Южин). Даже в оперном театре начала пробивать себе дорогу концепция «поющих актеров», которой стали следовать певцы с мировой известностью: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Светские гостиные рукоплескали исполнению Ф. И. Шаляпиным «Дубинушки», «Вдоль по Питерской», «Блохи»: народно-песенный репертуар был очень моден.

Несмотря на споры и разногласия между демократическим и модернистским течениями в русской культуре этого времени, их противопоставление друг другу — явление литературное, а в реальной жизни у деятелей различных направлений было немало контактов и общих проектов. Ленинская теория «двух культур» оказала решающее воздействие на советскую историю культуры, провоцируя проведение ненарушаемой межи между людьми, хорошо знавшими друг друга, тесно общавшимися и делавшими, по существу, одно дело культурного возрождения России так, как они его понимали. Так и Общедоступный театр отнюдь не отгораживался от модернистских пьес Л. Н. Андреева, ставил инсценировки по романам Ф. М. Достоевского. С 1907—1908 гг. «горьковское» начало в театре практически сходит на нет, что видно из гневных Филиппин «пролетарского писателя» об «ошибках» театра и его призывов вернуться в настоящему «источнику энергии — к демократии, к народу, к общественности и к науке».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой