Однако деньги не нейтральны, даже при минимальной ставке процента. Как считает А. Пигу, даже в условиях ловушки ликвидности, действуют два эффекта. Прямой эффект означает, что вызванный увеличением ликвидности рост цен ведет к сокращению реального спроса па деньги, что снижает спрос на товары и услуги в реальном секторе экономики:
Косвенный эффект проявляется в секторе сбережений. Сбережения, как полагает Пигу, зависят от общего богатства индивида, а не только от текущего дохода. Именно сбережения являются ключевым фактором поведения домохозяйств. Потребительские расходы в этом случае представляют собой результат вычета из текущего дохода величины оптимальных, с точки зрения индивида, сбережений: С = Y — S (W). Увеличение предложения денег даже при минимальной ставке процента оказывает понижающее воздействие на сбережения. Сбережения сокращаются, что вызывает, в свою очередь, увеличение потребления и, как следствие, рост совокупного спроса:
Сочетание двух аспектов поведения домохозяйства восстанавливает нейтральность денег и известно как «эффект Пигу». Эффект Пигу представляет собой расширенную версию эффекта реальных денежных балансов, в которой кроме реальных денег возможны и другие формы богатства, как финансовые активы, так и физический капитал (оборудование, здания и сооружения).
Нейтральность денег в данном случае имеет место тогда, когда прямой эффект роста цен полностью уравновешивается и нейтрализуется косвенным эффектом богатства. Но всегда ли это так?