Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система источников римского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сам законодательный процесс также был разделен на несколько стадий. Правом законодательной инициативы обладали только магистраты, имевшие ius agendi cum populo — право обращения к народу. Первая стадия называлась promulgatio и длилась 24 дня, в течение которых с текстом законопроекта мог ознакомиться любой гражданин. Сам законопроект выставлялся для ознакомления в людном месте. Затем наступала… Читать ещё >

Система источников римского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

mairoum

Наиболее древним источником права, как и все народы, квириты знали обычай — mores mairoum (обычаи предков). Группа норм, образовавших этот источник, отличалась необычайной древностью. Своим возрастом она может соперничать с таким источником, как fas, о котором будет сказано ниже. Обязанность следовать mores mairoum превозносилась древними писателями как наивысшая доблесть. Обычаи предков были настолько почитаемы, что известны случаи, когда патриции и сенаторы предпочитали кончать жизнь самоубийством, если считали поведение окружающих их людей противоречащим этим древним постановлениям.

Так поступали и тогда, когда считали, что какой-то магистрат позорит себя, иногда себя могла покрыть позором и вся республика. Целая серия самоубийств прокатилась в первый век принципата, так как потомки былых патрицианских родов считали, что поведение таких принцепсов, как Тиберий, Нерон и др., позорит их самих и республику. Иногда, впрочем, это было продиктовано страхом перед императорскими проскрипциями, но часто это было прямым следствием старых взглядов. В общем смысле обычаи предков еще не были отделимы от религиозных воззрений римлян. Соответственно этому мы встречаем уже в древнейший период, помимо mores mairoum, такой источник права, как fas.

Fas.

Существует общее определение fas ad religionem, iura pertinent ad homines; fas lex divina, ius lex humana est, что означает: «Божественное право касается богопочитания, человеческое право относится к людям». К области fas относились нормы религиозного характера, которые регулировали брачно-семейные отношения, уголовное право. Практически все древнее уголовное право следует отнести к области fas, поскольку уголовное преступление считалось совершенным не просто против частного человека, но против порядка, санкционированного волей богов и, следовательно, против них самих. Некоторые виды обязательственных отношений, вещное право (установление межи) — все это находилось под властью богов и fas.

Основной формой fas следует признать ауспиции, которые необходимо отличать от expiatio — очистительной жертвы и sacrum — общей жертвы. Ауспиция, мы об этом говорили выше, представляла особый вид гадания при совершении жертвоприношения с целью узнать волю богов. Квирит не совершал ни одного действия, не узнав предварительно мнения своих богов. Исключительным правом толкования ауспиций обладали авгуры, которые вследствие этого могли оказывать большое влияние на жизнь всего Рима.

Следующей формой fas можно назвать dies fasti и dies nefasti — присутственные и неприсутственные дни, когда можно было совершать действия, а когда нельзя. За календарем следили понтифики и через свои полномочия, распостранявшиеся на регулирование календаря, оказывали влияние на развитие божественного права.

Наконец, непочитание богов влекло за собой высшее уголовное наказание sacer esto — объявление человека лишенным защиты богов, таким образом, преступник становился вне закона. С течением времени fas превратился в строгое ius divinum.

Ius

Что же касается ius humanum или просто ius, в отличие от римского fas необходимо признать, что в царский период этот источник права не был столь сильно развит, как, например, в эпоху республики. Так, известные законы XII таблиц — это результат законодательства республики, а от периода царей до нас дошли только весьма смутные слухи о ius Papirianum — сборнике законов, записанных понтификом Папирием во время царя Тарквиния Гордого, но происходящих якобы от времен Нумы Помнилия.

Наиболее часто встречающейся формой ius в это время был usus — обычай и обычное право. Нам usus известен в двух формах: decreta gentilica и commentarii (libri) regii, commentarii pontificum, а позднее commentarii magistratum. Если первый вид этих источников права есть обычай отдельных родовых союзов, связанных общим культом и имеющих форму decreta (причем, по всей видимости, они принимались на общих собраниях рода), то второй вид — само название их говорит за себя — это записи норм обычного права, различающиеся по той инстанции, которая производила запись.

Lex

Следующей разновидностью ius humanum является lex. Наиболее древней формой этой разновидности источников нрава является lex regia. Понятие этого источника не совсем ясно для нас, есть мнение, что эго совместные постановления царя и народного собрания. Тем не менее формально существование этого источника права в древности считается бесспорным, гак как одновременно с lex regia мы знаем о существовании leges datae — постановлений, которые царь выносил единолично. По своей сути это были те же самые распоряжения нормативного характера, которые позже издавались магистратом. Одновременно мы знаем о существовании в царский период еще одного источника права: lex curiata de imperio. В этот формальный акт облекалось решение народного собрания об избрании царя на царство.

Дальнейшее развитие этого источника права шло по пути его формализации. Вехой на этом пути стало издание законов XII таблиц, что явилось результатом политической борьбы плебеев с патрициями. Камнем преткновения послужило привилегированное положение патрициев по сравнению с плебеями. Патриции полностью имели в своей власти управление сакральным строем и политическими магистратами, они замещали все магистратуры. Положение усугублялось тем, что в Риме фактически не существовало письменных источников права, а те, которые были, находились исключительно в ведении магистратов, занятых патрициями. Все это настоятельно требовало издания общегородского корпуса права.

Поэтому в 302 а.и.с. (451 г. до Р. X.), как сообщает нам Тит Ливий, была образована особая комиссия из 10 магистратов cum imperio (decemviri legibus scribundis), взявших всю власть в государстве в свои руки. Трех членов комиссии из своего состава децемвиры послали в Афины с целью ознакомиться с Солоновым законодательством. Вскоре законы были кодифицированы и помещены на 10 досках. Далее, как замечает Ливий (История. III. 34):

«При большом нетерпении народа они выставили десять таблиц, призвали затем всех граждан на собрание и предложили им прийти и прочитать выставленные законы для блага, счастья и благоденствия государства, их самих, и их детей. Они-де уравняли права всех классов и знатных, и незнатных, но лишь поскольку позволяли все предвидеть способности десяти человек; способности и советы целой массы людей имеют больше силы. Пусть они взвесят в своем уме каждый отдельный пункт закона, обсудят его затем в общих разговорах и выставят на вид все излишества и пробелы каждого параграфа. Тогда римский народ будет иметь такие законы, которые скорее можно будет принять за его собственное предложение, чем за одобренное общим согласием чужое предложение. Когда сообразно с мнением народа, высказанном о каждом отдельном параграфе законов, последние казались уже достаточно исправленными, законы десяти таблиц были проведены на центуриатных комициях. Еще поныне этот кодекс при такой огромной массе нагроможденных друг на друга законов остается источником всего государственного и гражданского права. Затем распространились толки, что не хватает еще двух таблиц, с прибавлением которых можно завершить, так сказать, свод всего римского права».

Однако поскольку децемвиры избирались с диктаторскими полномочиями, по завершении своей деятельности они не захотели оставить свои посты, попытались править Римом и дальше, это вызвало восстание плебеев, их сецессию, после которой законы XII таблиц вступили в силу, как и остальные республиканские магистратуры.

К сожалению, содержание законов нам неизвестно, до нас дошли только рассеянные по сочинениям древних оценки и краткие цитаты из этих законов. Систематика законов нам, тем не менее, известна. Итак, таблицы с I по III составляли общее процессуальное право квиритов, таблицы с IV по VIII — гражданское право с вкраплением уголовных постановлений, таблица IX — уголовное право, таблица X — сакральное право (погребение умерших), таблицы XI и XII — календарь и виндикация вещей. По своему объему памятник не был большим, поэтому мальчики не встречали особых трудностей при заучивании его наизусть. Знание этих законов было обязательным для приобретения политических прав, как и знание Вед в Древней Индии. Знание законов было обязательно и для магистратов, особенно преторов, ибо формулы исковой защиты, которую они давали, должны были содержать выражения законов XII таблиц.

Далее, можем заметить, что на издании свода развитие римского права посредством lex не остановилось. Можно привести примеры других известных законов: lex Cornelia — запретил преторам отступать от ранее принятых ими решений; lex Gabinia, lex Papiria — вводили письменную форму голосования в комициях; lex Canuleia, даровал ius conubium плебеям с патрициями; lex Hortensia — вводил институт плебисцита, собрание всего народа по трибам с целью принятия закона; leges Valeriae Horatiae — учредил трибутные комиции; lex Petelia — отменил продажу в рабство за долги; lex Silia, lex Calpurnia — ввели новый вид иска legis actio per conditionem — о возврате определенной денежной суммы или вещи, и многое другое.

Развивалась и сама законодательная техника. Законы, изданные после создания свода XII таблиц, подразделялись на следующие виды (их классификацией пользуется до сих пор наука теории права).

1. Leges perfectae — абсолютные законы, которые объявляли ничтожными любые действия, противоречащие им, запрещение, как правило, снабжалось строгой санкцией.

  • 2. Leges minus quam perfectae — действия, противоречащие данным законам, не объявлялись ничтожными, однако их совершение влекло за собой крупный штраф или иные неблагоприятные последствия. Примером такого закона служит lex Furia testamentaria, но которому нельзя было получить легат свыше оговоренной в законе суммы; в случае если стоимость легата превышала ее, то легатарий платил штраф, вчетверо больший суммы легата.
  • 3. Leges imperfectae — законы, запрещавшие какое-либо действие, но не содержавшие санкцию за его совершение.

Все вышеперечисленные законы являлись lex rogata, т. е. утвержденными народным собранием, поэтому их отличали от senatusconsulta. В период республики эти последние виды актов имели силу инструкции для магистратов, но в период принципата постановления сената приобретают силу закона (lex). По форме закон был сложносоставным. Сначала шла так называемая prescriptio или index, которая содержала имя, должность магистрата, внесшего законопроект, место, время голосования, а также название трибы, голосовавшей первой, если голосование шло путем плебисцита. Следующая часть закона называлась rogatio — это было материальное содержание самого закона. Затем следует sanctio legis — указание последствий, которые грозят нарушителю закона.

Сам законодательный процесс также был разделен на несколько стадий. Правом законодательной инициативы обладали только магистраты, имевшие ius agendi cum populo — право обращения к народу. Первая стадия называлась promulgatio и длилась 24 дня, в течение которых с текстом законопроекта мог ознакомиться любой гражданин. Сам законопроект выставлялся для ознакомления в людном месте. Затем наступала стадия rogatio legis — утверждение закона в собрании или куриатных комициях. Собрание на этой стадии не могло уже проводить никакого обсуждения законопроекта, оно должно было только голосовать, причем либо «да», либо «нет». Отвергать законопроект полагалось целиком. Самой последней стадией принято считать legem figere — выставление закона, выгравированного на меди, камне или вырезанного на дереве, в людном месте. Затем его сдавали на хранение в государственную казну.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой