Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие управленческой мысли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представители данной школы были образованными людьми и занимали высокое положение в обществе и бизнесе. Поэтому они рассматривали управление гораздо шире, чем предыдущая школа, в контексте всей организации в целом. Цель исследований классической школы состояла в выявлении базовых принципов управления (правил, обеспечивающих эффективность управления). А. Файоль создал 14 принципов управления… Читать ещё >

Развитие управленческой мысли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление организациями было признано самостоятельной областью деятельности только в начале XX в. До этого периода людей, как правило, интересовало, каким образом, используя различные организации, можно заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как эффективно управлять ими.

Основным фактором, который первоначально спровоцировал интерес к управлению как к будущей науке, была промышленная революция, произошедшая в Англии. Но идея, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США. Причины:

  • 1. США были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность.
  • 2. США почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех, желающих получить его. Это способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.
  • 3. Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX в., превратили США в самый крупный единый рынок в мире.
  • 4. Также в этот временной период в США практически нс существовало государственного регулирования в бизнесе. Невмешательство позволяло предпринимателям, которые добивались успеха, становиться монополистами и получать значительную прибыль.

В совокупности данные условия ведения бизнеса сделали возможным формирование крупных отраслей и настолько крупных компаний, что они потребовали формализованных способов управления и целенаправленной подготовки управленческих кадров.

В целом выделяют следующие основные этапы в развитии западной управленческой мысли (рис. 2).

  • 1. Школы управления.
  • 1.1. Школа научного управления (1885−1920).

Представители данной школы были выходцами из рабочей среды, поэтому занимались анализом труда рабочих с целью выявления резервов роста производительности труда. Для этого использовались наблюдения и замеры времени различных операций ручного труда, чтобы впоследствии их упростить и сократить.

Этапы развития западной управленческой мысли.

Рис. 2. Этапы развития западной управленческой мысли.

Основной вклад:

  • 1. Выделение управления в качестве самостоятельной формы трудовой деятельности.
  • 2. Использование научного анализа для определения наиболее эффективных способов выполнения рабочих задач.
  • 3. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения определенных задач, на основе научных критериев и их профессиональное обучение.
  • 4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
  • 5. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда.
  • 6. Отделение планирования от самой работы.

И.

1.2. Классическая (административная) школа (1920;1950).

Представители данной школы были образованными людьми и занимали высокое положение в обществе и бизнесе. Поэтому они рассматривали управление гораздо шире, чем предыдущая школа, в контексте всей организации в целом. Цель исследований классической школы состояла в выявлении базовых принципов управления (правил, обеспечивающих эффективность управления). А. Файоль создал 14 принципов управления, многие из которых используются в практике и сегодня, например:

  • • рациональное разделение труда;
  • • баланс власти и ответственности — власть реализуется через право отдавать приказы, ответственность — это понимание и признание возможных последствий своих решений;
  • • соблюдение дисциплины;
  • • единоначалие — для любого рода деятельности работник должен получать приказы только от одного вышестоящего лица;
  • • подчиненность личных интересов организационным;
  • • справедливое вознаграждение персонала за качественный труд;
  • • поощрение инициативы и пр.

Основной вклад:

  • 1. Систематизированная теория управления организацией через выделение в ее деятельности основных функциональных блоков — производство, финансы, маркетинг.
  • 2. Описание управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, координация, мотивация и контроль.
  • 3. Формализация и развитие универсальных принципов управления.
  • 1.3. Школа человеческих отношений (1930;1950). Поведенческие науки — бихевиористский подход (1950;настоящее время).

Школа человеческих отношений сосредоточила свое внимание на мотивах отдельных людей и их отношениях внутри малых групп, а школа поведенческих наук сделала акцент на изучении внутренних возможностей и резервов работников организации.

Основной вклад:

  • 1. Применение приемов эффективного управления межличностными отношениями сотрудников организации для повышения степени их удовлетворенности и производительности труда.
  • 2. Формирование и управление организацией таким образом, чтобы каждый работник имел возможность наиболее полно реализовать свой потенциал на рабочем месте.
  • 1.4. Школа количественных методов или науки управления (1950;настоящее время).

Военные действия во время Второй мировой войны привели к необходимости решения проблемы максимизации эффективности военных поставок в условиях обеспечения высадки войск союзников в Европе. Для этого были использованы количественные методы и математические модели, которые позволили объективно сравнить и описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними.

Позднее исследования данной школы были направлены на оптимизацию транспортных потоков, управление запасами, распределение трудовых ресурсов и пр.

Основной вклад:

  • 1. Возможность решения сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению математических моделей.
  • 2. Формализация и развитие количественных методов в процессе реализации управленческих функций.
  • 2. Процессный подход к управлению (1920;настоящее время) рассматривает управление как непрерывный процесс выполнения взаимосвязанных управленческих функций, каждая из которых в свою очередь также является процессом. Функции можно классифицировать следующим образом:
  • 1) первичные или базовые функции, которые лежат в основе всей управленческой деятельности — планирование, организация, мотивация, контроль;
  • 2) связующие функции, без которых невозможно выполнение базовых функций, — коммуникация (получение, хранение и распределение информации), принятие решений.

Все перечисленные функции выполняются в той или иной последовательности на том или ином объекте управления практически любым руководителем.

3. Системный подход к управлению (конец 50-х гг. XX в.- насгонщсс время) рассматривает организацию как открытую систему и единое целое с внешней средой, в которой она функционирует.

На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Если управление эффективно, то в процессе преобразования ресурсов в продукт создается добавочная стоимость и в результате появляются многие возможные дополнительные выгоды, такие как прибыль, увеличение доли рынка, удовлетворение работников, рост организации и т. д.

4. Ситуационный подход к управлению (конец 60-х гг. XX в.-настоящее время) пытается увязать конкретные приемы и концепции управления с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективным способом. Поскольку существует большое количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом управления в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Интенсивные разработки в области управления велись в первой половине XX в. и в России. В это время четко обозначились две основные группы концепций управления (рис. 3).

К организационно-техническим относится ряд концепций, в числе которых:

  • 1) концепция организационного управления А. А. Богданова, согласно которой все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о существовании науки об общих принципах организации, т. е. тектологии. А. А. Богданов предвосхитил некоторые положения кибернетики;
  • 2) концепция физиологического оптимума О. А. Ерманского, т. е. соответствия особенностей работника, его психических и физических качеств особенностям профессии;
  • 3) концепция узкой базы А. К. Гастева. Он исследовал рабочее место, конкретного рабочего, его функциональные возможности в зависимости от внешних воздействий. Предложенная им концепция включала три направления: теория трудовых движений в производственных процессах и организация рабочего места; методика рационального производственного обучения; теория управленческих процессов.
Развитие управленческой мысли в России (20-40-е гг. XX в.).

Рис. 3. Развитие управленческой мысли в России (20−40-е гг. XX в.)

К социальной группе относятся концепции:

  • 1) концепция организационной деятельности П. М. Керженцева, который утверждал, что изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы имеет исключительное значение. Им выделено три общих направления организационной работы для любого учреждения: четкое распределение функций между отделами и строгая организационная структура; экономия; учет и контроль;
  • 2) социально-трудовая концепция управления производством Н. А. Ви гке, который четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем. Главная задача — организания людей как участников единой трудовой кооперации. Сущность административной работы сводится к созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах. Н. А. Витке сформулировал определенные требования к руководителям как носителям административной функции. Среди них — умение правильно подбирать управленцев, намечать цели, определять обязанности, координировать работу и пр.;
  • 3) теория административной емкости Ф. Р. Дунаевского. Под административной емкостью Ф. Р. Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от личных качеств. Им сформулирована проблема нарастания информационного барьера в управлении с развитием производства и разбуханием управленческого аппарата. Трудности могут быть преодолены на основе тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования, расширения «границ административной емкости» с помощью техники.

Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой концепцией) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном и организационном развитии:

  • 1. Интернационализация экономик всех стран при одновременном возрастании сложности рынков закупок сырья и сбыта. С одной стороны, происходит определенное сближение стран, усиливается сходство в стратегии развития организации, технологии производства, развитии инновационных процессов. В этом аспекте национальная принадлежность менеджеров нс имеет решающего значения, поскольку он работает открыто и создает материальные ценности именно в той стране, где работает. С другой стороны, устойчиво сохраняются культурные ценности различных стран, а, следовательно, и присущие им отличия в системе управления. Менеджеры призваны учитывать в своей деятельности особенности национальной культуры той страны, в которой они работают.
  • 2. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса (НТП). Инициированы многообразные изменения, касающиеся технологии изготовления, в том числе стандартной продукции и, что особенно важно, идет быстрое развитие информационных технологий, позволяющих кардинально изменить организацию груда персонала.
  • 3. Трансформация критериев, определяющих квалификацию работ и персонала. Основную роль начинают играть работы, требующие применения «умных» машин с широкими техническими возможностями, а также привлечение сотрудников, оптимально сочетающих в себе гибкость и способность к творческой деятельности. Люди — это главный компонент любой организации, и разница между эффективной и неэффективной организацией определяется качеством ее рабочей силой. Наличие более квалифицированной рабочей силы позволяет организации лучше выдерживать конкуренцию.
  • 4. Смена ценностных ориентаций сотрудников. Получает новое содержание этика труда — работа выступает нс только как средство заработать для последующего удовлетворения непосредственных жизненных потребностей, но и как инструмент для саморазвития и самоорганизации.

Сравнительная характеристика старой и новой концепций управления приведена в табл. 1.

Таблица 1

Основные положения старой и новой концепций управления

Старая концепция.

Новая концепция.

  • 1. Цели, задачи и условия деятельности организации достаточно стабильны
  • 2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности — рост масштабов производства продукции и услуг
  • 1. Организация как открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
  • 2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности — удовлетворение потребителей через высокое
  • 3. Ориентация менеджмента — рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда
  • 4. Главные источники прибавочной стоимости — производственный рабочий и производительность его труда
  • 5. Система управления построена на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах исполнения

качество продукции и услуг, скорость выведения на рынок инноваций.

  • 3. Ориентация менеджмента — ситуационный подход к управлению, быстрота и адекватность управленческих реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации
  • 4. Главные источники прибавочной стоимости — люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала
  • 5. Система управления нацелена на повышение роли организационной культуры, мотивацию работников и новый стиль руководства
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой