Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель иерархии потребностей А. Маслоу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция А. Маслоу была отчасти проверена экспериментально. Так, в одной маленькой стране труд рыбаков оценивался как более интересный по сравнению с работой на плантации тростника (потребность в самоактуализации). Однако оплата труда рыбаков сильно колебалась (обеспечение физиологических потребностей), кроме того, им не оплачивали дни, пропущенные по болезни (потребность в безопасности… Читать ещё >

Модель иерархии потребностей А. Маслоу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наибольшую популярность в рамках уровневого подхода приобрела модель иерархии потребностей американского гуманистического психолога А. Маслоу, которая схематически изображается в виде пирамиды (рис. 4.4).

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу, 1970).

Рис. 4.4. Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу, 1970).

Модель Маслоу предполагает, что путь развития мотивационной сферы человека заключается в последовательном пробуждении и удовлетворении все более высоких потребностей вплоть до высшей — потребности в самоактуализации (см. гл. 10). Пирамидальная форма модели отражает то, что Маслоу называет «мерой удовлетворения потребности». Другими словами, потребности, лежащие в основании пирамиды, в среднем удовлетворены полнее, чем те, которые расположены у ее вершины. По мнению Маслоу, у среднестатистического гражданина западного общества физиологические потребности удовлетворены на 85%, потребность в безопасности — на 70% (в том числе за счет института страхования), потребность в любви — на 50%, потребность в самоуважении — на 40%, а потребность в самоактуализации — лишь на 10%.

Концепция А. Маслоу была отчасти проверена экспериментально. Так, в одной маленькой стране труд рыбаков оценивался как более интересный по сравнению с работой на плантации тростника (потребность в самоактуализации). Однако оплата труда рыбаков сильно колебалась (обеспечение физиологических потребностей), кроме того, им не оплачивали дни, пропущенные по болезни (потребность в безопасности). Согласно иерархической теории Маслоу, те, у кого потребности низшего уровня удовлетворены недостаточно, не выберут работу рыбака. Действительно, по данным исследования Дж. Ароноффа, среди рыбаков наблюдался более низкий уровень фрустрации потребности в безопасности (25% против 80% у сборщиков тростника) или потребности в самоуважения (20% против 80%) О• Aronoff, 1967).

Мотивы, которые являются результатом опредмечивания потребностей, становятся все более разнообразными по мере продвижения личности к вершине пирамиды. Так, предметом пищевой потребности может быть только пища, в то время как потребность в самоактуализации выражается у каждого человека по-своему. «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» , — замечает Маслоу. (В дальнейшем (см. гл. 10) мы более подробно остановимся на описании А. Маслоу психологических особенностей личностей, реализующих потребность в самоактуализации. Укажем лишь, что суть этого процесса заключается в максимально полном раскрытии своего личностного потенциала.) В поздних работах ученый указывает также на познавательную и эстетическую потребности, предполагая, что они, постоянно присутствуя в мотивационном репертуаре человека, при этом претерпевают эволюцию. Сначала они служат средством удовлетворения базовых потребностей (например, как максимально эффективно выстроить укрытие от дождя?). На данном уровне и познавательная, и эстетическая потребности прагматичны: «умное» и «красивое» совпадают по смыслу с «полезным». Соответственно личность, ведомая потребностями этого уровня, нс может быть оригинальным мыслителем или утонченным художником. Но на уровне самоактуализации познавательная и эстетическая потребности приобретают автономность и существование в качестве бытийных ценностей Красоты и Истины.

А. Маслоу считал, что описанная им последовательность актуализации потребностей не является произвольной. Например, мы можем наблюдать, что, судя по поведению какого-то человека, для него потребность в самоутверждении выглядит как более насущная, чем потребность в любви. Однако, если присмотреться, зачастую оказывается: такие люди уверены в том, что сильные и властные личности легче достигают любви окружающих. Именно в силу такого представления человек, которому недостает любви, демонстрирует доминантное поведение. Другими словами, нам только кажется, что он добивается власти и признания, на самом деле он ищет любви и привязанности.

Концепцию А. Маслоу часто критикуют за то, что она не находит объяснения ситуациям, когда человек идет на тяжелые испытания и даже гибель ради высших ценностей, например поведению Яна Гуса или Джордано Бруно, сожженных на костре (А. И. Юрьев, 1992). Предвидя упреки такого рода, Маслоу вводит гипотезу фрустрационной устойчивости. В соответствии с данной гипотезой степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности ее удовлетворения в прошлом. Другими словами, удовлетворение базовых потребностей в детстве и отрочестве закладывает у человека основы высочайшей способности детерминировать свои поступки высшими потребностями, которые у них открылись, оттесняя на периферию низшие. «Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей, что фрустрация их не страшит хотя бы потому, что они обладают сильным здоровым характером, истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности. Это — сильные личности, они не боятся осуждения и не отступят перед трудностями, они умеют плыть против течения, против общественного мнения, они всегда стоят за правду, чего бы это им ни стоило. Они умеют по-настоящему любить, они способны к настоящей дружбе, той, которой не страшны никакие испытания» , — пишет А. Маслоу.

Деятельностный подход к развитию мотивации

Согласно деятельностному подходу структура мотивационной сферы также имеет иерархическую организацию, однако здесь акцент делается не на универсальной, а на индивидуально сложившейся иерархии мотивов конкретного человека. Согласно концепции А. Н. Леонтьева путь развития мотивационной сферы личности заключается в увязывании различных деятельностей в сложную иерархическую структуру. Их «узлы» завязываются в той системе социальных связей и реальностей, в которой находится субъект деятельности. Соответственно включению в системы деятельности и складывается мотивационная сфера личности. При этом определяющей на каждом этапе развития мотивации является ведущая деятельность. Понятие ведущей деятельности принципиально по-новому раскрывает путь развития и изменения содержания и иерархии мотивов личности. Ведущая деятельность — это деятельность, в которой формируются новые значимые свойства личности. Например, для старшего дошкольника ведущей деятельностью является ролевая игра (знаменитые «дочки-матери» для девочек и «война» для мальчиков). В ролевой игре дети формируют межличностные отношения, учатся действовать совместно и «примеряют» на себя социальные роли, которые им придется исполнять в будущем. По Д. Б. Эльконину, смена ведущих деятельностей внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой цикличный процесс, определяющий преимущественное развитие то социальной (коммуникативной), то предметной (познавательной) потребности, характеризующей каждый этап (подробнее см. гл. 10). Таким образом, система мотивации конкретного человека представляет собой «проекцию» истории тех деятельностей, в которые он был включен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой