Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Целеполагание как технология управления состояниями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смыслы зависимы от целей. Как утверждал С. Л. Франк, «жизнь наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь». Самостоятельное использование целеполагания является первым необходимым условием самоуправления системы, например, самоуправления человека. В то же время использование целеполагания какой-либо системы… Читать ещё >

Целеполагание как технология управления состояниями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из смыслообразующих факторов развития социальных систем, обладающих целеполаганием, является система управления человеком, группой, обществом. Сама система управления на разных уровнях (человек, группа, общество) выглядит по-разному, но имеет общие механизмы, основанные на определенных целях. Цель (осознаваемая или неосознаваемая, выбранная или воспитанная, своя или навязанная) является критерием, по отношению к которому становятся возможными оценка каких-либо действий, поиск смысла, по А. Н. Леонтьеву [77, с. 49], как «значения для меня», где «само переживание, сознавание смысла действия есть сознание его цели». Смысложизненная цель, отвечая на вопрос «зачем?», формирует систему приемлемости каких-либо действий, т. е. собственно систему операциональных ценностей. Система операциональных ценностей задает конкретный смысл деятельности. После постановки цели любая деятельность, ее выбор уже не обязаны отвечать на вопрос «зачем», а отвечают на вопрос «почему?», потому что данная конкретная деятельность является эффективной (в достижении цели) и потому выполняется, или неэффективной и потому не используется. Постановкой цели осуществляется своеобразный диалектический переход из прескрипции (оценочной позиции) в дескрипцию (описательную позицию), осуществляемый тем, что цель, рождаясь в акте оценки, полагается в статус действительного фактора, в восприятии человека подобного природным закономерностям. Такой фактор вплетается в дескриптивную логику системы управления как причина, имеющая предшествующие состояния [123], ведь «все, что происходит, предполагает предшествующее состояние» [60], но обладающая не дескриптивным, а прескриптивным прошлым.

То, что обладает целью управления (формирующей систему ценностей и соответственно смысл деятельности) и реализационными механизмами достижения этой цели, и есть система управления. Любая система (биологическая, кибернетическая, социальная), обладающая целеполаганием, имеет и механизм достижения своих целей. Человек, группа, общество — такие системы. Сам механизм достижения целей используется всегда и вне зависимости от того, имеет, например, человек свою цель или нет, пользуется этим механизмом (по большому счету) он или система большего порядка, включающая в себя человека как систему меньшего порядка. Для того чтобы эти системы имели свои системы управления, они должны иметь свою цель управления. В этом принципиальный момент, делающий систему смыслообразующей. Если, к примеру, человек обладает целью управления собой, то оказывается системой, которая сама формирует для себя смыслы; если же не обладает, то оказывается элементом большей системы (например, группы или общества в целом), которая и наделяет его своими смыслами. Согласно принципу всеобщего развития, общество-в-целом развивается, а следовательно, постоянно «изменяется смысловое поле» [77, с. 22] элементов, составляющих общество. Процессы смыслообразования непрерывно окружают человека и необходимо включают его в себя либо в качестве смысловой единицы, либо (в случае становления в человеке собственной системы управления) в качестве смыслобразующей системы, иного, нежели общество-в-целом, порядка. Человек, группа, общество являются взаимоинтериоризованными системами. Человек содержит в себе интериоризованное общество в виде сознания, личности; общество содержит в себе элементы — группы и людей. В этом отношении группа (между человеком и обществом) оказывается наиболее активной системой пересмотра, переупаковки, смены ценностей, влияющих и на человека, и на общество. Взаимоинтериоризованность данных систем предполагает и «взаимоупакованность» их управляющих систем, которые формируются процессами интериоризации и экстериоризации, отождествления и разотождествления.

Процессы развития, эволюции систем затрагивают, в первую очередь, системы, обладающие своими управляющими собой системами. В этом смысле человек может быть равен группе или даже обществу в целом, будучи системой, имеющей свою систему управления. Таким образом, можно обосновать идею о двух линиях эволюции: общечеловеческой и индивидуальной, где в первом случае человек в основном только «винтик» системы, а во втором является смыслообразующей системой; в общечеловеческой линии все человечество выступает эволюционной единицей, а в индивидуальной линии эволюции смыслообразующий человек оказывается эволюционной единицей и в этом смысле равен всему человечеству. Считая, что эволюционные законы распространяются в общей, метасмысловой своей части именно на эволюционные единицы, мы можем заключить, что динамичность состояния отдельного человека (индивидуальной линии) позволяет ему осуществить непостижимые для других людей (из общечеловеческой линии) перемены и пережить удивительные смысловые и ценностные превращения в течение жизни. Это объясняется тем, что системы разного порядка обладают разной скоростью своих основных процессов.

Если человек не является смыслообразующей системойу то его смыслы определяет группа, социум — в виде морали и нравственности, ценностей, правил и запретов, стимулов и наказаний; такой человек только элемент системы большего порядка. Человек саморазвивающийся суть человек смыслообразующий, целеполагающий, творческий.

Смыслы зависимы от целей. Как утверждал С. Л. Франк, «жизнь наша осмысленна, когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь» [126, с. 12−23]. Самостоятельное использование целеполагания является первым необходимым условием самоуправления системы, например, самоуправления человека. В то же время использование целеполагания какой-либо системы дает возможность управлять этой системой, например, человеком, группой, обществом. Обычно же человек не имеет единственной, самой важной цели (смысла жизни), относительно которой можно было бы выстраивать смыслы любой деятельности, поэтому содержит множество воспитанных и личностных смыслов, через которые осуществляется механизм управления этим человеком. «Когда человек служит какой-то цели, которая сама не имеет отношения к его собственной, личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя… — тогда он неминуемо становится рабом» [126, с. 31−36].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой