Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе
Диссертация
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем установлены личностные характеристики, которые определяют статус эго-идентичности, а также их влияние на успешность профессионального самоопределения. Получены данные, которые уточняют теоретические представления о процессе профессионального самоопределения в вузе, способствуют расширению представлений о феномене… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы профессионального самоопределения и эго-идентичности студентов
- 1. 1. Профессиональное самоопределение в контексте жизненного и личностного развития
- 1. 2. Особенности профессионального самоопределения в процессе вузовского обучения
- 1. 3. Ценностно-смысловые аспекты идентичности в процессе профессионального самоопределения в вузе
- 1. 4. Выводы
- 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи эго-идентичности и успешности профессионального самоопределения в вузе
- 2. 1. Методы и процедура исследования
- 2. 3. Характерологические и социально-психологические особенности студентов с разным уровнем профессионального самоопределения
- 2. 3. Взаимосвязь статуса эго-идентичности и уровня профессионального самоопределения
- 2. 4. Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. — М., 1988. — с.137−145.
- Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. Т.2. — М., 1990, — С. 114−129
- Абульханова-Славская. К. А. Стратегия жизни.- М., 1991.-364
- Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. — т.5. — № 5. С. 63−70
- Альманах психологических тестов. М., 1995, 400 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование/ Под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. В 2-х. Т., Т.2. М., 1985. — 336 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000,288 с.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения. Вопросы психологии, 1997, № 6, с. 2330
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 131- 142
- Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978. -С. 212−243.
- Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск., 1989. -195 с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. с. 152−162.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. — № 3. — с. 140−146
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов.- М., 2001. 301 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 421с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968−464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психол. 1979. — № 4. — с.23−24.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под. ред. А.Е. Войску-новского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999. с.285−298
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб., 1999. — 528 с.
- Выбор молодежью жизненного пути//Под. ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск, 1998. — 158 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19 — 26.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 43−52.
- Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах. // Мир психологии. 1998. — № 2. — С. 22−26
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.-144 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Жизненный путь и среда обитания человека // Психология и архитектура. Таллин, 1983.- С. 191−193
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.-207 с.
- Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в современном социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. -с.102−109.
- Дружинин В.Н. Исследование мотивации абитуриентов вуза// Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тез. докл. науч.-практ. конф. -Новосибирск, 1985. с.82−83
- Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002. 560 с.
- Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая). Психологический журнал, 2001, Том 22, № 5, с.69−78
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргиналам: концепция и реальность (статья первая). — Психологический журнал, 2001, Том 22, № 4, с.51−59
- Зайцев В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult// Пси-хол. журн. 1981.-Т.2.-с. 118−123.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 1997, Том 18, № 6, с.35−44
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.-М., 1982- 128 с.
- Иванушкина С.А., Пряжников Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 34 — 46.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
- Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. Дис.докт. п. наук. М., 1995. — 38 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.- 197 с.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997.-295 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.-400 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону, 1996−512с.
- Климов Е.А. Психология: учебник для средней школы. М., 1997.-287 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М., 1983, № 2. — 95 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988 -192 с.
- Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб./ Под. ред. Чистяковой С. Н., Гуткина М. С., Гу-бина А.В. и др. Кемерово, 1995.- 143 с.
- Кон И.С. «В поисках себя: личность и ее самосознание» М., 1984.-335 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.- 367 с. (Над чем спорят философы)
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980, с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М., 1989. 225 е.: ил.- (Психол. наука — школе).
- Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект//Педагогика, 1993 -№ 5.-с. 33−37
- Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ// Профориентации в учебных заведениях. Ч. 5. Петрозаводск, 1991. -с. 3−25.
- Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000, — 992 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, 1983, № 2, с.51−59
- Леонтьев А.Н. Человек и культура// Проблемы развития психики. 3-е изд. — М., 1972 — 342 с.
- Леонтьев Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С. 19−29
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М., 1992.- 17 с.
- Лентьев Д.А. Очерк психологии личности. — 2 изд. М., 1997. — 64 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). -М., 1992. 16 с.
- Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992. 318 с.
- Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — с. 108−118.
- Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека// Вопр. психол. 1994. № 3. С. 144−149.
- Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. — Вопросы психоло-гии.1997, № 4, с. 28−38.
- Митина Л.М. Психология развития конукрентноспособной личности. М.: Московский психолого- социальный институт- Воронеж, 2002. — 400 с. (Серия библиотека психолога)
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// вопросы психологии, 1977, № 5, с. 110−122.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М., 1995. — 496 с.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. Вопросы психологии, 2000, № 1, с. 135−141
- Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика. М., 1987
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов н/Д, 2002. 544 с.
- Пиняева С.Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. Вопросы психологии. 1998, № 2, с. 3−10.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. / Под. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993.-212 с.
- Профориентация в учебных заведениях. 4.1. Петрозаводск, 1991.-28 с.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов. Вопросы психологии.1994, № 6, с. 64−73
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1996.-256 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 480 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Развитие личности ребенка. М., 1987
- Райгородский Д.Я. (редактор составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 2000 — 672 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.: Питер, 2000, 624 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999.-720 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности// Психол. журн.- 1984. Т.5.-№ 4. — с. 65−73.
- Саюшев В.А., Климов Е. А. Выше звания нет. М., 1976. 64 с.
- Серый А.В., Авилов Г. М. Особенности смыслообразования личности в период обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. -с. 193−195.
- Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов.- Кемерово, 2002. 183 с.
- Серый А.В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности./ Учебное пособие. Кемерово, 1999. — 92 с.
- Словарь иностранных слов и выражений/ Авт.-сост. Е.С. Зе-нович. М., 2000, — 784 с.
- Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей //Психол. журн. 1996. -т. 17. — № 1 — с. 157 -168.
- Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. — 72 с.
- Современный человек: цели, ценности, идеалы // Реферат. Сборник. Вып.1, М., 1988.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. 198 с.
- Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 150−157
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. Вопросы психологии, 1997, № 2, с. 88−93
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. // Под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1987
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990,-368 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1987.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М, 1995.-288 с.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. / Под. ред. Сластенина В.А.- М., 1993.
- Чистякова С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда// Выпускник, рынок, профессиональная карьера. Кемерово, 1994. -с. 6−9.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи// Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/ Под. ред. С. Н. Чистяковой, А .Я. Журкиной. М., 1993. — с. 3−12.
- Чистяков Н.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк JI.B. Профессиональная ориентация молодежи: Учебное пособие.- Кемерово, 1988.-85 с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М., 1981.-96 с.
- Щедровицкий П. Г Очерки по философии образования. М., 1993
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/д, 2002. — 544 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. — 592с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с анг./ Общ. Ред и предисл. Толстых А. В. М., 1996.- 344 с.
- Юпитов А.В. Профессиональное консультирование студентов в системе многоуровневого высшего образования Дис канд. п. наук 168 с.
- Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. психол. 1995. — № 4. -с. 50−56.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994, № 1. С. 35−52.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000, 204с.
- Breakwell G.M. Integrating paradigms. Methodological implications// Breakwell G.M., Canter D.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 180−201.
- Cinnirella M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. 1998. — № 28. — P. 22−46
- Jaromowic M. Individuals and groups in social psychology// Brit. J. Soc. Psychol. 1998. V. 18. P. 211−250
- Luckmann Th. Remarks on personal identity: Inner, Social and Historical Time// Jacobcon Widding A. (ed.). Identity: personal and so-ciocultural. Uppsala, 1983.
- Taifel H. Social identity and intergroup behavior// Soc. Science Inform. 1974. № 13 (2). P. 65−93.
- Turner J.C. A self-categorization theory// Turner J.C., Hogg M. A. Oakes P.G., Reicher S.D. Wetherel M. S (eds). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Blackwell, 1987. P. 42−67