Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные требования. 
Организация деятельности коммерческих банков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка. Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов должно сложиться единое мнение: миссия и стратегия будущей деятельности банка; размеры и структура УК, требования к учредителям и другим участникам; цели… Читать ещё >

Основные требования. Организация деятельности коммерческих банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация банка требует гораздо больше труда и навыков, чем создание какой-либо другой коммерческой организации.

Процедура создания банка в основном соответствует порядку, изложенному в таком «сборном» нормативном акте, каким является Инструкция ЦБ РФ № 135. Указанный порядок состоит из трех основных этапов:

  • • подготовительной работы;
  • • государственной регистрации банка в качестве юридического лица;
  • • получения лицензии (права проводить банковские операции).

Последние два этапа предполагают прохождение двухступенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовленных документов на создание банка в территориальном учреждении (далее — ТУ) ЦБ РФ по предполагаемому месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заключением ТУ в центральном аппарате Банка России. При этом во втором этапе (регистрация) участвует также уполномоченный регистрирующий орган — Федеральная налоговая служба (далее — ФНС).

Формально первым юридическим шагом в создании банка считается подписание инициаторами (учредителями) учредительного договора. На самом деле все начинается раньше, и подписание указанного договора знаменует собой итог значительной предварительной работы.

В центре подготовительной работы должна быть проработка концепции создания банка. Ее содержание может трактоваться достаточно свободно, но в ней должны найти отражение следующие принципиальные моменты, по поводу которых у инициаторов должно сложиться единое мнение: миссия и стратегия будущей деятельности банка; размеры и структура УК, требования к учредителям и другим участникам; цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентская база; организационная структура, органы управления, их полномочия, основные требования к организации управления.

Фактически формирование банка начинается с тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответственность. Надо избегать появления в их числе случайных лиц. Требования, с которыми надо подходить к потенциальным учредителям (участникам) банка, следует выводить из проектируемой его стратегии. Другими словами, основные элементы стратегии будущей деятельности банка хотя бы в главных чертах должны быть выработаны единомышленниками — инициаторами его создания раньше, чем начнутся переговоры с теми или иными лицами (юридическими и физическими) о вовлечении их в число учредителей (участников). В условиях современной России повышенное внимание к составу и качеству участников можно считать более чем оправданным.

Требования к учредителям (участникам) можно разделить на три группы — общие, количественные и качественные. Некоторые общие требования отражены в Инструкции ЦБ РФ № 135.

  • 1. Учредителями банка могут быть лица (юридические и физические), участие которых в кредитных организациях не запрещено законодательством.
  • 2. Юридическое лицо — должник перед бюджетом не может быть учредителем.

Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных между собой юридических лиц, подробно излагаются в названном выше Положении ЦБ от 19.06.2009 № 337[1]. Кстати надо заметить, что порядок этот достаточно сложный.

Учредителем вновь создаваемого банка может быть и действующий другой банк (другая КО). Такой банк-учредитель должен относиться к классификационной группе 1 или классификационной группе 2 в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.04.2008 № 2005;У «Об оценке экономического положения банков» .

Если учредителями (новыми участниками) банка выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления либо государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, то необходимо соблюсти требования, изложенные соответственно в названном выше Указании ЦБ РФ от 14.08.2002 № 1186-У и документе оперативного характера от 23.07.2002 № 102-Т «О направлении информации в Минимущество России» .

3. Учредители не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3 лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из УК банка).

Количественные требования касаются общего числа учредителей (участников) и их долей в УК. Число должно быть небольшим, для начала не более 5−6, а в последующем, если возникнет необходимость увеличить капитал, — до 30 лиц (законодатель никак не ограничил число участников АО, но для ООО такой предел установил — не более 50). При этом желательно, чтобы доля каждого из них в УК была невелика (в случае последующего расширения круга участников — меньше 15−10%) и не слишком значительно отличалась от долей других учредителей или участников (в законе или нормативных актах Банка России подобное ограничение не предусмотрено).

Качественные требования можно разбить на две подгруппы.

К первой подгруппе можно отнести следующие (не все они указываются в документах ЦБ РФ).

1. Все учредители должны действовать в течение не менее 3 лет, быть финансово устойчивыми, располагать достаточными собственными средствами для внесения в УК банка, выполнять все обязательства перед бюджетами. В отношении юридических лиц соответствующие данные должны быть подтверждены балансами и иными отчетными документами.

Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк России (его ТУ) признал активами, полученными из надлежащих источников. Об этом подробнее см.: ст. 72 Закона о ЦБ РФ, подп. 2.2.8 Положения ЦБ РФ от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» и Указание ЦБ РФ от 06.02.2006 № 1656-У «О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования… собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов» .

  • 2. Все учредители должны вызывать полное доверие, отличаться высокой обязательностью в делах, т. е. способностью и готовностью, желанием в срок, качественно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед организацией.
  • 3. Средства всех учредителей (собственные) должны быть «чистыми» .
  • 4. Желательно, чтобы учредители — юридические лица представляли разные отрасли и сектора экономики, включая секторы финансового рынка (банки, страховые компании и др.). Предпочтение здесь следует отдать представителям перспективных отраслей и секторов (хотя финансово устойчивые и надежные хозяйственные единицы могут быть в любых сферах экономики). Впрочем, это не исключает преобладания среди учредителей представителей какой-то одной отрасли, важно лишь, чтобы в составе учредителей в той или иной пропорции были представлены и некоторые другие отрасли.
  • 5. Все учредители банка — как юридические, так и физические лица, должны быть согласны с его стратегией и активно способствовать ее претворению в жизнь.

Вторая подгруппа качественных требований продолжает предыдущую и может включать, в частности, такие положения:

  • • необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе его клиентов (общее число которых должно быть существенно больше). Желательно, чтобы его клиентами стали и контрагенты учредителей (участников) по хозяйственным связям;
  • • ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными правами или льготами, способными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственников банка не должен вмешиваться в его оперативную хозяйственную деятельность, пытаться подменять собой правление.

Пожалуй, единственный вопрос, над которым учредителям не надо специально думать, — это вопрос о минимально необходимой величине УК (в момент создания он же — собственный капитал) создаваемого банка. Величина «входного барьера» на рынок банковских услуг задана в Законе о банках.

Ст. 11. Уставный капитал КО

Минимальный размер УК вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о … регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 млн руб. Минимальный размер УК вновь регистрируемой НКО, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право осуществления расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о … регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 млн руб. Минимальный размер УК вновь регистрируемой НКО, ходатайствующей о получении лицензии для НКО, имеющих право осуществления переводов денег … без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, на день подачи ходатайства о … регистрации и выдаче лицензии … устанавливается в сумме 18 млн руб. Минимальный размер УК вновь регистрируемой НКО, не ходатайствующей о получении указанных лицензий, на день подачи ходатайства о … регистрации и выдаче лицензии … устанавливается в сумме 18 млн руб.

Ст. 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) КО

Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 млн руб., за исключением случаев, предусмотренных в частях 4−7 настоящей статьи.

Размер собственных средств (капитала) НКО, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 млн руб.

Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады деньги … физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее — генеральная лицензия[2]), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 млн руб. по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

Банк, имевший на 01.01.2007 г. собственные средства (капитал) менее 180 млн руб., вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 01.01.2007 г. Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным в части 4 настоящей статьи, с 01.01.2010 г. должен быть не менее 90 млн руб.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным в частях 4 и 5 настоящей статьи, а также банка, созданного после 01.01.2007 г., с 01.01.2012 г. должен быть не менее 180 млн руб.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным в частях 4−6 настоящей статьи, а также банка, созданного после 01.01.2007 г., с 01.01.2015 г. должен быть не менее 300 млн руб.

При снижении размера собственных средств (капитала) банка вследствие изменения Банком России методики определения размера собственных средств (капитала) банка банк, имевший на 01.01.2007 г. собственные средства (капитал) в размере 180 млн руб. и более, а также банк, созданный после 01.01.2007 г., в течение 12 месяцев должны достичь величины собственных средств (капитала) в размере 180 млн руб., а с 01.01.2015 г. — 300 млн руб., рассчитанной по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, а банк, имевший на 01.01.2007 г. собственные средства (капитал) в размере менее 180 млн руб., — большей из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 01.01.2007 г., рассчитанного по новой методике определения размера собственных средств (капитала) банка, определенной Банком России, либо размера собственных средств (капитала), установленного в частях 5−7 настоящей статьи, на соответствующую дату.

Такой высокий «входной барьер» — это по сути запретительный барьер, средство против создания новых и против продолжения функционирования действующих малых и средних банков. Отметим также, что ЦБ РФ уже с 2002 г. уравнял в рассматриваемом аспекте банки с отечественным и иностранным капиталами. Оба эти решения разумному объяснению не поддаются. Либо в главном российском банке и Правительстве РФ полагают, что в стране и так уже вполне достаточно банков (хотя это не соответствует действительному положению вещей в большинстве регионов), либо считают, что России новые банки еще нужны, но только не отечественные.

Работу по отбору учредителей банка, подготовке необходимых документов, саму регистрацию целесообразно поручить небольшой организационной группе в составе 3−5 человек.

  • [1] В данном Положении (п. 1.1) под группой лиц понимаются юридические и физические лица, связанные между собой соглашением, либо юридические лица, являющиеся по отношению друг к другу основными и дочерними или зависимыми (ст. 105 и 107 ГК РФ). Подробную расшифровку понятия «группа лиц» см. в ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Φ3 «О защите конкуренции» .
  • [2] Это неверное определение генеральной лицензии. Об этом см. далее в настоящей главе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой