Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критика идеологии. 
Политическая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфическую теорию идей развивали также представители радикального крыла гегелевской философской школы — младогегельянцы. Многие духовные представления, господствовавшие в обществе, они называли иллюзорными. Особенно резко младогегельянцы критиковали религиозные мифы (например, Д. Штраус в книге «Жизнь Иисуса»), Младогегельянцам принадлежит первая попытка анализа религии с использованием… Читать ещё >

Критика идеологии. Политическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С начала XIX в. западные теоретики все больше осознавали политическое содержание термина «идеология», который стал все чаще использоваться в политических дискуссиях, в борьбе различных общественных групп. Учение об идеях из абстрактного объяснения происхождения тех или иных духовных представлений превратилось в политическую доктрину. Именно с этого времени идеология стала рассматриваться как реальная сила, которая играет важную роль в обществе, в борьбе классов.

Теологи периода Реставрации, лидеры феодально-аристократического движения, в том числе Э. Берк, Ф. Баадер, Л. Бональд, Ж. де Местр, полагали, что истоки идей надлежит искать в человеке, в его природе. Одновременно с этими трактовками идеологии начало развиваться социологическое направление в осмыслении данного явления. Развернув широкое изобличение идеологии, инициаторами которого были просветители, Огюст Конт завершил этот процесс более радикально: так уходит целая эпоха человеческой истории, связанной с идеологией, и на смену ей приходит наука.

Специфическую теорию идей развивали также представители радикального крыла гегелевской философской школы — младогегельянцы. Многие духовные представления, господствовавшие в обществе, они называли иллюзорными. Особенно резко младогегельянцы критиковали религиозные мифы (например, Д. Штраус в книге «Жизнь Иисуса»), Младогегельянцам принадлежит первая попытка анализа религии с использованием своеобразной теории идеологии. Причины живучести социальных мифов они усматривали в отчуждении продуктов индивидуального самосознания, в том, что отдельные иллюзии, рожденные в голове человека, сохраняют статус самостоятельных абстракций.

К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли идеологию критике как ложное, иллюзорное сознание, проиллюстрировали понимание истории в немецкой классической философии первой половины XVIII — первой половины XIX в. Так, критикуя, скажем. Е. Дюринга, Ф. Энгельс писал: «Конструировать эти результаты в уме, исходить из них как из основы и затем реконструировать из них мир — это и есть идеология, та идеология, которой до сих пор страдали и все разновидности материализма»[1]. Характеризуя философские взгляды Гегеля, Маркс и Энгельс усматривали у него «идеологическое извращение» именно в том, что он исходил из «философской идеологии»[2].

Особую роль в осмыслении идеологии как ложного сознания сыграли работы А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж. Сореля, З. Фрейда, К. Юнга.

Ф. Ницше радикализировал шопенгауэровскую критику идеологии. Изобличению подверглись не только духовные явления как таковые, но и сами логические формы и законы мышления. Ф. Ницше детально разработал учение об идеологии, так как много внимания уделял социальной мифологии. «Без мифа, — писал он, — всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в некоторое законченное целое… Образы мифа должны незаметными вездесущими демонами стоять на страже; под их охраной подрастает молодая душа, по знамениям их муж истолковывает себе жизнь свою; и даже государство не ведает более могущественных неписаных законов, чем эта мифическая основа»[3].

Своеобразная теория идеологии разработана в трудах итальянского мыслителя Парето, считавшего, что причины предрассудков, получивших широкое распространение, надо искать не в логике, не в разуме, а в эмоциях, тайных вожделениях.

Миф конституируется не разумом; его вызывает к жизни некий аффект, а разум, логика подключаются позже, чтобы как-то оправдать этот миф.

В. Парето уделял особое внимание изучению верований, составляющих, по его мнению, основу идеологии. Первое проявление такого широкого интереса к верованиям, их происхождению и структуре можно найти в его работах, написанных на рубеже XIX и XX столетий. В них Парето попытался представить верование как соотношение идей и чувств, показать, как эмоции обрастают идеями.

Общий вывод Парето таков: не теории движут чувствами, а, наоборот, зарождение и проявления чувств человека «переводят» их на язык логических форм при помощи теорий. В частности, по мнению Парето, не произведения Вольтера послужили причиной отхода от религии многих верующих в конце XVIII в., а именно эмоциональное неприятие религии со стороны широких слоев населения повлияло на то, что атеистические сочинения Вольтера нашли среди них свой отклик.

Согласно Парето верования основываются на чувствах, и поэтому бесполезно доказывать их ложность. Обычно люди более озабочены тем, чтобы оправдать свои убеждения. Равным образом, по мнению Парето, было бы ошибкой судить о социальной значимости, стойкости верования, основываясь только на его логической структуре. Итальянский социолог разъяснял, что опровергнуть то или иное верование означает в конечном счете противопоставление чувства чувству или в логической форме теории без каких бы то ни было ссылок на «опытно-эмпирическую» действительность.

Исследователь, как утверждал Парето, проводя анализ того или иного верования, должен весьма критически относиться ко всем другим верованиям, абстрагироваться от них. Это нужно для того, чтобы понять конкретное верование как бы изнутри, отталкиваясь от чувств, которые его питают. В частности, Парето соглашался с тезисом Ницше о том, что в мифе, в иллюзии нет истинного содержания, но за любой фикцией можно отыскать некую конкретность, которая, хотя и не способствует познанию реальных процессов, тем не менее, указывает на истоки идеологических явлений. Таким образом, задача исследователя идеологии состоит в том, чтобы раскрыть чисто формальную социальную механику, объясняющую функционирование иллюзий.

В. Парето разделял человеческие действия на логические и нелогические, рационально мотивированные и совершаемые под воздействием чувств. Основной тезис его учения об идеологии заключается в том, что индивид, хотя и действует под влиянием аффекта, сознательно или бессознательно стремится убедить себя и окружающих в якобы логической обоснованности своих поступков.

Согласно Парето человеку присуще врожденное чувство логики, руководствуясь которым он представляет поступки, в основе своей нерациональные, как рациональные. В. Парето полагая, что «эмоциональные раздражители» отличаются относительным постоянством по сравнению с «логическими обоснованиями», которые приобретают самые различные формы в новых исторических условиях. Следовательно, получается, что источник мифа — один, имеются лишь его формы.

Идеология, безусловно, испытывает влияние социальных чувств, аффектов, страстей. В общественно-политической практике эмоции и воля социальных групп играют весьма важную роль.

  • [1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 20. С. 630.
  • [2] Там же. Т. 21.С. 301.
  • [3] Ницше Ф. Поли. собр. соч. М., 1912. Т. 1. С. 153.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой