Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод психоаналитической психодрамы при работе с подростками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, эти не-выносимые и не-мыслимые фантазии, от которых подросток дотоле освобождался с ущербом для целостности своего «Я», оказываются выносимыми, символизированными и структурирующими его внутреннюю психическую реальность на новом уровне, уже лишенном ужаса и тревоги. Тот внутрипсихический конфликт, который подросток не мог перенести, теперь принимается на сознательном уровне… Читать ещё >

Метод психоаналитической психодрамы при работе с подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный метод разработали Э. Кестемберг, Р. Дяткин и С. Лебовиси во Франции в середине прошлого века. Он позволяет подростку в пространстве психодрамы пережить такие отношения с объектами и такие фантазии, которые невозможно выносить во внутренней психической реальности в силу их интенсивности и опасности для Эго и его целостности. Ведущий никогда не играет и является гарантом сеттинга, выполнения всех правил, защищенности пациента, выступая в то же время аналогом зрелого и здорового Супер-Эго.

Ко-терапевты, играющие в сцене, по сути, становятся объектами внутреннего мира подростка, репрезентируют его желания или фантазии. В определенный момент они дают от лица своих персонажей интерпретации, делают прояснения, конфронтируют относительно переживаний, чувств и состояний того или иного персонажа, представленного в сцене. Саму же сцену придумывает, режиссирует сам подросток, что является, по сути, его свободным ассоциированием. Но теперь фантазии возникают в защищенном пространстве психодрамы, их можно вынести и, что очень важно, постепенно символизировать и ин гроецировать.

Таким образом, эти не-выносимые и не-мыслимые фантазии, от которых подросток дотоле освобождался с ущербом для целостности своего «Я», оказываются выносимыми, символизированными и структурирующими его внутреннюю психическую реальность на новом уровне, уже лишенном ужаса и тревоги. Тот внутрипсихический конфликт, который подросток не мог перенести, теперь принимается на сознательном уровне и постепенно прорабатывается с помощью группы. Тот факт, что в группе есть много ко-терапевтов, несет позитивный результат, потому что потенциально каждому из них могут быть приписаны те или иные черты того или иного внутреннего объекта. Иначе говоря, перенос подростка может быть распределен между ведущим и группой ко-терапевтов, а также внутри самих ко-терапевтов.

Важную роль в методе играет и акцент на телесный регистр подростка. Он не просто сидит, как во время классической психотерапии, но может активно участвовать в сцене в рамках своей роли, что подразумевает и мимику, и жестикуляцию, и целый набор невербальных взаимодействий, которые постепенно раскрепощают его тело и освобождают его от психической ноши, которую оно может на себя принимать. Как указывает психоаналитик В. А. Потапова, которая открыла этот метод для российских коллег, «…таким образом, мы в психоаналитической нсиходраме позволяем дефицитарным детям за счет творчества, за счет соучастия в виде переноса и контрпереноса сформировать или расширить внутриисихическое пространство. Происходят удивительные вещи — дети дефицитарные приходят к нам с психозами, а через год-два работы становятся уже совершенно иной психической структуры, с совершенно другим функционированием»[1].

  • [1] См.: Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками / под ред.В. А. Потаповой, И. В. Сизиковой. М.: Институт общегуманитариых исследований, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой