Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы лицензирования. 
Предназначение политико-правовых принципов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иерархия законодательства о лицензировании создает надлежащие предпосылки, ограничивающие возможность необоснованного публичного вмешательства в деятельность лицензиата, хотя и не исключающие такую возможность в принципе. В целях защиты прав лицензиата федеральными законами установлена возможность судебного или административного обжалования любых процессуальных действий, осуществляемых… Читать ещё >

Принципы лицензирования. Предназначение политико-правовых принципов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лицензирование как ведущий метод публичной регламентации предпринимательства осуществляется па основе политико-правовых принципов, установленных базовым Федеральным законом и другим федеральным законодательством о лицензировании.

Лицензирование — основная форма осуществления государственной экономической политики, поэтому именно политические (политико-правовые) принципы лицензирования имеют основополагающее значение в сфере публичного санкционирования.

0 Принцип обеспечения единства экономического пространства означает создание надлежащих правовых гарантий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ и и. 1 ст. 4 базового Федерального закона о лицензировании). Важнейшим юридическим средством реализации этого принципа является экстерриториальность лицензирования, в соответствии с которой лицензии, выданные лицензирующими органами Российской Федерации и субъектов РФ, действуют на всей территории России. Лицензиат, действующий на основе лицензии, выданной в субъекте РФ, вправе осуществлять лицензируемую деятельность на территории любого иного субъекта РФ, уведомляя об этом соответствующие лицензирующие органы[1]. Таким образом, базовый Федеральный закон исключает какие бы то ни было ограничения в территориальных пределах действия лицензий, выданных федеральным публичным органом или соответствующим органом субъекта РФ.

Введение

особых правовых режимов перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ может быть предусмотрено только федеральным законом при наличии надлежащих публичных предпосылок, установленных ч. 3 ст. 55 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ. Особые правовые режимы введены применительно к движимому имуществу, изъятому из оборота (например, некоторые виды наркотических средств), или ограниченно оборотоспособному имуществу (большинство видов наркотических средств и психотропных веществ, оружие и т. д.). Ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут быть обусловлены введением на данной территории особых административных режимов. Наиболее существенные из таких ограничений, влекущих за собой и запрет на перемещение товаров, услуг и финансовых средств, установлены при введении правовых режимов военного и чрезвычайного положения. Отдельные из указанных ограничений применяются при осуществлении пограничного и таможенного режимов, режима проведения контртеррористической операции, режимов ЗАТО и ОЭЗ. В указанных случаях могут быть введены ограничения на свободу перемещения лицензиата и ограничения на осуществление коммерческой деятельности, предусмотренной лицензией. Временные параметры ограничений правоспособности лицензиата обусловлены сроком введения административных режимов военного, чрезвычайного положения, контртеррористической операции, особых экономических зон; остальные административные режимы устанавливают бессрочные ограничения, которые действуют впредь до отмены правоустанавл ивающего акта.

В целях обеспечения публичных потребностей в случаях, установленных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банковским и иным законодательством устанавливаются также ограничения перемещения финансовых средств[2]. Такие ограничения могут быть обусловлены установлением особых режимов финансового контроля и связанных с ними принудительных действий, применением мер административного пресечения, например дисквалификации, временного запрета деятельности лицензиата, а также при назначении лицензиату-нарушителю публичных санкций, исполнение которых предусматривает указанные ограничения (например, санкций в виде аннулирования лицензий).

Таким образом, ограничения в перемещении товаров, услуг и финансовых средств могут быть применены в случаях, установленных федеральным законом к добросовестным лицам, либо такие ограничения являются следствием применения правоохранительной санкции к нарушителю (например, конфискация имущества, в том числе и административная конфискация, — и. 2 ст. 243 ГК РФ).

  • 0 В целях обеспечения принципа доступности информации о лицензировании установлен упрощенный порядок получения любым заинтересованным лицом документированной информации о лицензиатах, включенной в реестры лицензий, в том числе и в форме выписок из них. Доступность информации о лицензировании означает также беспрепятственный доступ любого лица к ведомственным актам лицензирующего органа (в том числе обнародованным на официальных сайтах в Интернете).
  • 0 В соответствии с принципом открытости информации о лицензировании лицензиат или лицо, заявившее о своем намерении осуществлять лицензирующую деятельность, вправе обратиться в лицензирующий орган для получения необходимых устных или письменных разъяснений. В целях открытости лицензирования заявителю или лицензиату предоставляются публичные услуги, необходимые для их участия в соответствующих процессуальных действиях (например, обеспечение доступа к должностному лицу в целях административного обжалования).
  • 0 Законность лицензирования относится к основополагающим политико-правовым принципам государственного санкционирования. При осуществлении процессуальных действий, обусловленных лицензированием, должна соблюдаться иерархия законов и подзаконных актов. Все административные процедуры при проведении лицензирования устанавливаются базовым Федеральным законом, а по видам деятельности, на которые его предписания не распространяются, — другими федеральными законами. Квалификационные требования к лицензиату, порядок проведения публичного контроля определяются положениями о лицензировании, утверждаемыми Правительством РФ. На подзаконном уровне правовая регламентация осуществляется только актами Правительства, в редких случаях — применительно к лицензируемым видам деятельности в сферах обороны и безопасности — указами Президента РФ. Таким образом, ведомственная регламентация лицензирования допускается только в процессе правоприменительной деятельности, т. е. в индивидуальных правовых актах лицензирующего органа, принимаемых с целью уведомления лицензиата о проведении административных процедур, установленных федеральным законом (например, при отказе в выдаче лицензии и проведении лицензионного контроля).

Иерархия законодательства о лицензировании создает надлежащие предпосылки, ограничивающие возможность необоснованного публичного вмешательства в деятельность лицензиата, хотя и не исключающие такую возможность в принципе. В целях защиты прав лицензиата федеральными законами установлена возможность судебного или административного обжалования любых процессуальных действий, осуществляемых лицензирующим органом или органом публичного контроля при проведении лицензирования. Лицензиат или заявитель вправе оспаривать действия публичного органа, и в этом случае обжалуется индивидуальный правовой акт (действие либо бездействие) должностного лица, нарушающего сроки рассмотрения соответствующих документов.

Развитие законодательства о лицензировании обусловлено необходимостью ограничения методов публичной регламентации. В частности, с этой целью постоянно сокращается перечень лицензируемых видов деятельности. Юридической предпосылкой такого сокращения является возможность установления иных методов публичного вмешательства, не столь обременительных для субъекта предпринимательства (например, правовым основанием сокращения лицензируемых видов деятельности является принятие технических регламентов)[3].

Таким образом, соблюдение законности при осуществлении лицензирования обеспечивается:

  • 1) соблюдением надлежащих методов законодательной регламентации, в соответствии с которыми все процессуальные действия устанавливаются только федеральными законами. Ведомственная регламентация лицензирования в форме установления обязательных требований к лицензиатам не допускается;
  • 2) ограничением публичного вмешательства, предусматривающим сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и ограничение процедур бессудного принуждения (например, административного аннулирования лицензии);
  • 3) правами лицензиата по административному или судебному обжалованию действий (бездействия) лицензирующего органа, органа публичного контроля и иного правоохранительного органа.
  • [1] Уведомительный порядок деятельности лицензиата в указанных случаях предусмотрен ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • [2] Введение указанных ограничений хотя и не предусмотрено ч. 2 ст. 74 Конституции РФ, однако допускается в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
  • [3] В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видовдеятельности» сокращение перечня лицензируемых видов деятельности может быть обусловлено установлением особых методов правового регулирования, несовместимых с лицензированием.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой