Коренные политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране на современном этапе, затронули все сферы жизни, в том числе и социальную сферу.
Стремление предвидеть результаты и следствия своих действий по отношению к окружающей природной, материальной, социальной и духовной действительности всегда занимало и интересовало человека. Особую актуальность проблема предвидения, выработки грамотного управленческого решения приобретает в современных условиях, когда последствия реализации принимаемых без системного анализа и прогностических оценок решений могут приобретать катастрофический и необратимый характер, представляя угрозу существования всего населения.
Проектирование, моделирование и программирование в социальной сфере являются важными инструментами преобразования жизнедеятельности людей и предполагают наличие у разработчиков определенных теоретических знаний и практических умений и навыков прогнозирования, проектирования, программирования в области социальной сферы.
Дисциплина «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» разработана на основе ФГОС ВО по направлению подготовки «Социальная работа» (уровень бакалавриата), профессиональных стандартов руководителя организации социального обслуживания и социального работника. Она ориентирована на практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности и включена в программу прикладного бакалавриата.
Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками осуществления исследования социальных систем, процессов и ситуаций, разработка прогнозов, проектов и программ развития необходимы не только руководителям и социальным работникам организаций социального обслуживания населения, но также и другим специалистам. Поэтому данная дисциплина может быть использована также в учебном процессе других направлений подготовки, предусмотренных учебным планом.