Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технические регламенты. 
Как написать закон

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработчики законопроекта не должны забывать о том, что в техническом регламенте могут устанавливаться как обязательные требования в отношении объектов технического регулирования, так и требования, которые могут соблюдаться в добровольном порядке в связи с осуществлением определенных работ и услуг. Практика показывает, что при подготовке технических регламентов наибольшую сложность представляет… Читать ещё >

Технические регламенты. Как написать закон (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технические регламенты — сравнительно новое явление для российской системы законодательства. С одной стороны, для них характерен особый предмет регулирования, поскольку в этих актах закрепляются обязательные требования, предъявляемые к определенной продукции, и (или) к связанным с этими требованиями процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. В связи со спецификой содержания таких актов их разработчики должны уделять основное внимание формулированию обязанностей субъектов, осуществляющих определенную деятельность, допустимых форм и пределов ее осуществления. С другой стороны, на данные нормативные правовые акты, как и на любые законы[1], распространяются общие требования законодательной техники.

Основные требования к содержанию данных актов сформулированы в Федеральном законе «О техническом регулировании». Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (ч. 1 ст. 6). В качестве основы для разработки их проектов должны использоваться полностью или частично международные стандарты[2]; возможно также использование национальных стандартов (ч. 8 ст. 7).

Технические регламенты должны содержать перечни и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации, правила и формы оценки соответствия[3] в отношении каждого объекта, предельные сроки осуществления соответствующей оценки, а также требования энергетической эффективности (ч. 3 ст. 6). В регламенте могут содержаться также специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан — несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов (ч. 5 ст. 6).

При разработке такого законопроекта необходимо четко определить, что является объектом технического регулирования — собственно продукция либо продукция и соответствующие процессы[4], и исходя из этого выстроить его содержание. Примерная структура типового технического регламента должна включать в себя следующие элементы.

  • 1. Общие положения.
  • 2. Факторы риска причинения вреда.
  • 3. Основные требования к безопасности объектов.
  • 4. Формы подтверждения соответствия.
  • 5. Контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента.
  • 6. Ответственность за нарушение требований технического регламента.
  • 7. Порядок вступления технического регламента в силу[5].

Разработчики законопроекта не должны забывать о том, что в техническом регламенте могут устанавливаться как обязательные требования в отношении объектов технического регулирования, так и требования, которые могут соблюдаться в добровольном порядке в связи с осуществлением определенных работ и услуг. Практика показывает, что при подготовке технических регламентов наибольшую сложность представляет разработка положений, связанных с подтверждением соответствия и осуществлением контроля и надзора за соблюдением технического регламента.

По мнению российских юристов, при разработке данных положений необходимо соблюдать определенные требования:

  • • разработчики законопроекта должны четко определить, какие формы оценки применяются в отношении определенной продукции и (или) процессов, и указать субъекта, являющегося заявителем в каждом конкретном случае;
  • • в регламенте должно быть указано, кто и в каком порядке определяет степень опасности продукции, если выбор схемы подтверждения соответствия зависит от степени опасности продукции;
  • • разработчики не могут вводить ограничения в отношении применения определенных схем подтверждения соответствия применительно к отдельным видам продукции, если заявитель может самостоятельно выбрать схему декларирования и сертификации;
  • • в регламенте целесообразно определить, кто, в каком порядке и на каком основании выдает сертификат соответствия, а также срок действия этого документа[6].

При разработке законопроекта весьма важно уделить должное внимание наименованию технического регламента, которое должно четко отражать предмет регулирования. При этом необходимо строго придерживаться принципа единства содержания, сферы применения и наименования акта, что не всегда достаточно последовательно соблюдается на практике.

Разработчики регламентов должны учитывать тот факт, что специфика подготовки таких нормативных правовых актов определена на законодательном уровне (ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании»). В соответствии с установленными правилами в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме должно быть опубликовано уведомление о разработке проекта технического регламента[7]; проект регламента должен быть вынесен на публичное обсуждение, срок которого не может быть менее двух месяцев со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента и до дня опубликования в том же порядке уведомления о завершении публичного обсуждения; экспертиза проектов технических регламентов должна осуществляться экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей; заключение комиссии должно быть опубликовано в том же порядке, что и уведомление о разработке соответствующего регламента.

На разработчика таких федеральных законов возлагаются дополнительные обязанности: предоставлять по требованию заинтересованного лица копию проекта технического регламента, дорабатывать проект регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводить публичное обсуждение проекта технического регламента, составлять перечень полученных замечаний с кратким изложением замечаний и результатов их обсуждения.

  • [1] В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ в порядке, установленном соответственно для принятия федеральных законов и постановлений Правительства РФ (ч. 1 ст. 9).
  • [2] Данное правило не применяется в тех случаях, когда использование международных стандартов является неэффективным и не подходящим для достижения поставленных целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.
  • [3] В Законе указаны следующие формы оценки соответствия — государственный контроль (надзор), испытания, регистрация, подтверждение соответствия, приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, однако этот перечень является открытым.
  • [4] Это, например, характерно для Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ΦЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» .
  • [5] См.: Терещенко Л. К., Тихомиров Ю. А., Хабриева Т. Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 13.
  • [6] См.: Калмыкова А. В. О соблюдении правил законодательной техники в проектах технических регламентов, принимаемых в форме закона // Журнал российского права. 2006. № 9. С. 37—38.
  • [7] В уведомлении указывается, в отношении какой продукции или каких процессов будут устанавливаться разрабатываемые требования, кратко излагаются цели технического регламента, обосновывается необходимость его разработки, указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта регламента, а также информация о способе ознакомления с проектом технического регламента, разработчиках проекта и способах представления заинтересованными лицами письменных замечаний.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой