Маркетинговые исследования и маркетинговая информация
Маркетинговые исследования представляют собой одну из важнейших функций маркетинга, связывающую компанию с потребителями. Целью маркетинговых исследований является получение информации, характер которой определяется спецификой стоящей перед компанией управленческой проблемы. Маркетинговые исследования некоторые делят на два вида — направленные на определение проблем, и направленные на решение… Читать ещё >
Маркетинговые исследования и маркетинговая информация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Маркетинговое исследование — это систематический процесс планирования, сбора, анализа и презентации информации, необходимой для принятия управленческих решений относительно продуктово-рыночной стратегии предприятия, целью которого является наиболее полное согласование интересов производителя и потребителя.
Необходимость в маркетинговых исследованиях возникла в результате укрупнения предприятий, когда произошел разрыв между лицом, непосредственно контактирующим с покупателем, и лицом, принимающим решение. Необходимость исследований обусловлена также повышением динамичности маркетинговой среды и усилением конкуренции.
Маркетинговые исследования представляют собой одну из важнейших функций маркетинга, связывающую компанию с потребителями. Целью маркетинговых исследований является получение информации, характер которой определяется спецификой стоящей перед компанией управленческой проблемы. Маркетинговые исследования некоторые делят на два вида — направленные на определение проблем, и направленные на решение проблем. Первые — идентификационные, направленные на выявление проблем, которые могут возникнуть в будущем или которые не явны. Маркетинговая информация содержит сведения, позволяющие на объективной основе разработать (скорректировать) маркетинговую (продуктоворыночную) политику предприятия. Маркетинговые исследования носят систематический характер.
Таким образом, ключевым понятием в маркетинговых исследованиях является маркетинговая информация.
Рассмотрим основные требования к маркетинговой информации, получаемой в исследованиях.
- • Адекватность (релевантность) — четкое соответствие данных поставленной цели исследования, соответствие маркетинговым задачам.
- • Актуальность — новизна информации, возможность ее получения в краткие сроки.
- • Целесообразность — соотнесение временных и финансовых затрат на получение информации с ее важностью для решения поставленных задач.
- • Объективность — применение объективных, научных методов сбора, регистрации, обработки данных, исключение субъективного фактора.
- • Репрезентативность — отображение данными характеристик генеральной совокупности, исключение систематической и сведение к минимуму случайной ошибки.
- • Непротиворечивость — невозможность взаимоисключающих выводов в ходе интерпретации данных.
- • Полнота — данных должно быть достаточно для принятия решения (сложное и трудновыполнимое на практике условие).
- • Системность — сведение воедино информации, полученной из разных источников, для получения целостной картины маркетинговой проблемы.
Выделяют несколько видов маркетинговой информации:
- 1) внутренняя информация — имеется в компании или собирается по ее заказу (бухгалтерская, статистическая отчетность, отчеты о работе отдельных подразделений, результаты внутренних исследований и т. п.); внешняя — собирается вне компании или не по ее заказу;
- 2) вторичная информация — уже опубликованная; первичная — получаемая в результате специально проведенных действий по заранее разработанному плану.
Рассмотрим подробнее виды и функции маркетинговой информации относительно основных объектов маркетингового исследования.
- 1. Потребитель. Информация необходима для правильного сегментирования рынка, разработки товаров и предложения услуг, удовлетворяющих потребности этих сегментов, грамотного позиционирования и продвижения продуктов. Это — демографические, экономические, социальные, поведенческие характеристики потребителей; нужды, потребности, вкусы, пристрастия, ценности, стиль жизни потребителей; известность компании и продуктов потребителям, их мнение о качестве предлагаемых на рынке товаров и услуг; факторы, влияющие на приобретение товаров и услуг, удовлетворенность потребителей и т. д.
- 2. Рынок. Информация необходима для разработки и реализации правильной стратегии ведения конкурентной борьбы, позволяет понять свой рынок, свое место в нем, суть проблем, стоящих перед компанией, возможные направления для дальнейшего развития. Это — емкость рынка; распределение доли рынка между игроками (конкурентами); данные о ключевых игроках, их стратегиях, тактиках, продуктах, угрозах, от них исходящих; динамика ключевых показателей; сезонная цикличность и стадии жизненного цикла отрасли и т. д.
- 3. Продукт. Информация необходима для правильного позиционирования. Это — количество и доля реальных потребителей товара или услуги; отношение к товару, уровень лояльности; сезонная цикличность и стадия жизненного цикла товара;
ожидания потребителей относительно продукта, способы его применения, проблемы утилизации; широкий круг вопросов относительно упаковки и других элементов и т. п.
- 4. Цена. Информация необходима для принятия решений, связанных с ценообразованием. Это — эластичность спроса по цене, доходу; уровень приемлемых цен, границы экстремально высоких и подозрительно низких цен; зона прибыли; реакции потребителей на снижение цен и т. д.
- 5. Продвижение. Информация необходима для планирования продолжительной дорогостоящей рекламной компании. Это — исследование мест и ситуаций совершения покупок; медиапредпочтения потребителей; эффективность каналов и способов продвижения информации о товарах и услугах; эффективность проведенной рекламной компании, доля и количество людей, осведомленных о существовании продукта и т. п.