Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учет особенностей функционирования коммерческих организаций при оказании правовой помощи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем государственные и муниципальные унитарные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, но обладают специальной правоспособностью и значительная часть совершаемых ими сделок нуждается в одобрении собственника. Так, согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственное… Читать ещё >

Учет особенностей функционирования коммерческих организаций при оказании правовой помощи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние современной экономики можно охарактеризовать как взаимодействие, вплоть до острого противоборства, двух основных начал: принципа экономической свободы (содержание коего трактуется подчас весьма широко) и идеи усиления государственного контроля над хозяйственной деятельностью. На этом фоне и проводится работа адвоката с коммерческими структурами.

Целью оказания адвокатом правовой помощи юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями, является содействие доверителям в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, они имеют право проводить любые хозяйственные операции, за исключением прямо запрещенных законом.

Вместе с тем государственные и муниципальные унитарные предприятия, хотя и отнесены законодателем к коммерческим организациям, но обладают специальной правоспособностью и значительная часть совершаемых ими сделок нуждается в одобрении собственника. Так, согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Согласно ст. 23 Закона крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Рассматривая возможность заключения коммерческой организацией конкретного договора, адвокат должен исследовать вопрос о сути такого договора с тем, чтобы он соответствовал уставной правоспособности юридического лица, был экономически обоснованным и не расценивался как злоупотребление служебным положением (последнее может квалифицироваться как уголовное преступление по ст. 201 УК). В связи с этим необходимо руководствоваться требованиями п. 3 ст. 53 ГК: «Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу».

Важным элементом работы адвоката является оценка хозяйственных операций коммерческой организации для определения, не носят ли таковые признаки лицензируемой деятельности, ибо нарушение установленного порядка в данной сфере влечет уголовную ответственность руководителей организаций.

Как известно, лицензирование направлено на достижения баланса интересов хозяйствующих субъектов и охраняемых законом публичных интересов. В работах, посвященных лицензированию, происхождение этого слова обычно выводят от древнеримского «licentia» в значениях «свобода, правомочие, власть"'. Однако выдающийся исследователь римского права Милан Бартошек указывает еще одно значение этого слова — «произвол». При этом корневой языковой формой слова «licentia», по М. Бартошеку, является слово «Псеге», означающее «быть дозволенным законом или обычаем»[1][2]. Очевидно, последнее определение ближе к той функции, которую ныне осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти России, выдавая разрешения на тот или иной вид деятельности, если согласно законодательству для ее ведения необходимо наличие лицензии.

В связи с этим уместно упомянуть связанное с понятием «Исеге» изречение римского юриста Юлия Павла, вошедшее в знаменитые Дигесты Юстиниана: «Non omne quod liceret honest um est» (He все, что дозволено, достойно уважения). Отсюда задачу адвоката, оказывающего правовую помощь коммерческим организациям, можно считать исполненной тогда, когда все, что дозволено хозяйствующим субъектам, будет достойно уважения.

  • [1] ' См.: Сесекин В. Б. Лицензия // Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, I999.C.492.
  • [2] Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. С. I7; 205.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой