Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование подготовки и дополнительного профессионального образования работников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии… Читать ещё >

Правовое регулирование подготовки и дополнительного профессионального образования работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с действующим законодательством образовательная деятельность в Российской Федерации осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, работодатели — юридические лица как организации, осуществляющие обучение, вправе при наличии лицензии самостоятельно осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности такой организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре в обязательном порядке создается специализированное структурное образовательное подразделение.

Деятельность данного подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение, в соответствии с ее уставом (учредительными документами).

Индивидуальный предприниматель также может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При этом индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность исключительно по программам профессионального обучения.

Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Под профессиональным обучением — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Традиционно наибольшую сложность как в теории, так и на практике вызывает разграничение программ профессионального обучения, т. е. программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих, от программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Профессиональное обучение. Отдельным видом программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» являются основные программы профессионального обучения, освоение которых не приводит к изменению уровня образования.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» выделяются два вида профессионального обучения:

  • 1) по профессии рабочего;
  • 2) по должности служащего.

При этом профессиональное обучение, но должностям служащих является новеллой не только в трудовом праве, но и в законодательстве об образовании.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих — профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Иод профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих — профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Профессиональное обучение может осуществляться:

  • 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве;
  • 2) в форме самообразования.

Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения утвержден приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292. Настоящий Порядок устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), если иное не установлено законодательством РФ.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» принят новый перечень.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена в обязательном порядке привлекаются представители работодателей, их объединений.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Дополнительное профессиональное образование. От программ профессионального обучения необходимо отличать программы дополнительного профессионального образования.

Так, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются только лица:

  • 1) имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • 2) получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

В ряде случаев действующее законодательство прямо закрепляет право работников на дополнительное профессиональное образование.

Так, в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Повышение квалификации медицинских работников проводится не реже одного раза в пять лет по правилам, установленным приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» .

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух видов дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в очной, очно-заочной или заочной формах, а также полностью или частично в форме стажировки.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, самостоятельно определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Особенности реализации дополнительных профессиональных программ закреплены в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденном приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой