Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договор оптовой купли-продажи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Права покупателя при приобретении некачественного товара по договору оптовой купли-продажи шире аналогичных в договоре купли-продажи и поставки. В частности, требования о замене товара могут быть предъявлены продавцу вне зависимости от существенности недостатка — во всех случаях, когда такой товар был возвращен розничным покупателем. Право на возврат товара с недостатками существует у покупателя… Читать ещё >

Договор оптовой купли-продажи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Договор оптовой купли-продажи товара относится к числу непоименованных договоров, поскольку прямо не предусмотрен ГК РФ. Вместе с тем он известен юридической науке и используется в правореализационной практике.

По договору оптовой купли-продажи одна сторона, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров, обязуется передать в собственность другой стороне — покупателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу определенный товар для цели последующей продажи гражданам-потрсбителям посредством заключения договора розничной купли-продажи.

Квалифицирующим признаком договора оптовой купли-продажи является цель приобретения товара — для перепродажи в розницу, и именно данная цель определяет все специфические признаки этого договора.

Необходимость специального регулирования оптовой купли-продажи обусловлена тем, что на продавца-ритейлера законодатель накладывает целый ряд специальных обязанностей, направленных на обеспечение прав гражданина-потребителя, для выполнения которых он вынужден предъявлять повышенные требования и к своему контрагенту — лицу, продавшему товар для последующей продажи в розницу.

В отличие от договора поставки договор оптовой купли-продажи не может быть отнесен к договорам, в отношении которых без ограничений действует принцип свободы договора. В этом договоре возможности сторон по формированию договорных условий и даже по созданию смешанных договоров ограничиваются законодательством в конечном счете ради обеспечения права потребителя на приобретение качественного товара, его возможности выбора товара из широкого ассортимента, тем самым — максимально полного удовлетворения потребностей потребителя. Именно эта цель и придает существенные особенности договору оптовой купли-продажи, делающие целесообразным рассмотрение его в качестве отдельной разновидности реализационного договора.

Субъектами договора оптовой купли-продажи всегда являются субъекты предпринимательской деятельности. Поскольку критерием выделения этого договора является цель приобретения товара, основной специфической чертой субъектного состава является то, что покупателем всегда выступает субъект, осуществляющий продажу товаров в розницу. Среди покупателей в этом договоре особо выделяются торговые сети, поскольку для продажи товаров таким покупателям существуют более жесткие требования, в части отбора поставщиков, формирования условий договора и его исполнения, установленные Законом о торговле.

Товаром в договоре оптовой купли-продажи являются вещи, определенные родовыми признаками, предназначенные удовлетворять личные, семейные, бытовые и иные подобные потребности граждан и предназначенные для продажи в розничной сети. В договоре товар должен описываться путем указания наименования и количества товара. В зависимости от вида продаваемого товара определяются особенности содержания договора, поскольку специфика оптовой купли-продажи состоит в необходимости учета специальных требований законодательства относительно продажи потребителям отдельных видов товаров в розницу. Законом устанавливаются специальные требования к продовольственным товарам. Так, Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установил обязанность предоставлять полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в ст. 18 предусматриваются требования к содержанию этикеток, ярлыков. Кроме того, специальные требования устанавливаются техническими регламентами в отношении отдельных видов товаров (например, молоко, молочная продукция, соковая продукция, овощи, фрукты и др.). Такие особенности устанавливаются и подзаконными нормативными правовыми актами. Так, в Правилах продажи отдельных видов товаров (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55) раскрывается, в частности, обязанность продавца различных товаров доводить до сведения потребителей определенную информацию. В соответствии с и. 11 Правил продавец должен довести информацию о товарах и изготовителях; и. 12 — ознакомить потребителя по его требованию с товарно-сопроводительной документацией на товар; и. 13 — ознакомить с документами, подтверждающими наличие разрешений на добычу объектов животного мира, использованных при изготовлении товара и пр.

Указанные требования предъявляются законодателем к продавцу в договоре розничной купли-продажи, однако большую часть этих требований продавец сможет исполнить только в том случае, если они предварительно были адресованы субъектам, у которых розничный продавец приобрел товары, и исполнены ими.

Для купли-продажи, как известно, допустимой является передача любого товара, соответствующего условиям договора, даже если договорные требования ниже установленных законом минимальных требований к качеству и безопасности. Допускается продажа лома, боя, отходов и иных объектов, которые не могут быть использованы по первоначальному назначению, однако могут служить сырьем для переработки или иных целей. Вместе с тем по договору розничной купли-продажи подобные товары продаваться не могут, поэтому они не могут продаваться и, но договору оптовой купли-продажи. Именно поэтому в отношении качества товаров в договоре оптовой купли-продажи действуют нормы права, регулирующие качество товаров, продаваемых в розницу.

Права покупателя при приобретении некачественного товара по договору оптовой купли-продажи шире аналогичных в договоре купли-продажи и поставки. В частности, требования о замене товара могут быть предъявлены продавцу вне зависимости от существенности недостатка — во всех случаях, когда такой товар был возвращен розничным покупателем. Право на возврат товара с недостатками существует у покупателя товара по договору розничной купли-продажи независимо от характера недостатка (кроме технически сложных товаров). Удовлетворение покупателем по договору оптовой купли-продажи требований своих контрагентов — потребителей приводит к возникновению у него права на возмещение причиненных убытков. Соответствующее требование может быть обращено к продавцу.

Форма договора оптовой купли-продажи специально не регламентирована, это значит, что к форме предъявляются общие требования, следовательно, допускается заключение договора в том числе посредством обмена электронными сообщениями в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заключение договора путем принятия заказов и пр.

Как мы уже отмечали, представляется нецелесообразным обсуждение вопроса о соотношении договоров поставки и оптовой купли-продажи, в связи с тем, что выделение этих договоров произведено по разным классификационным основаниям. В связи с этим можно критически оценить суждение, часто встречающееся в литературе, согласно которому договор оптовой купли-продажи является разновидностью договора поставки, поскольку оптовая купля-продажа — «это предпринимательская купляпродажа»1, и ее выделение нецелесообразно.

Существенными особенностями отличается договор оптовой куплипродажи продовольственного товара в торговую сеть. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» специально выделяет договор поставки продовольственного товара в торговую сеть, устанавливая ряд особенностей заключения такого договора и формирования отдельных договорных условий. Несмотря на то что в Законе указанный договор назван «поставкой» исходя из выделенных в науке коммерческого права признаков, такой договор может быть отнесен по целям его заключения к оптовой куплепродаже. Еще раз подчеркнем, что характеристика договора как поставки исходя из предмета, срока, предпринимательского характера деятельности сторон, не исключает квалификации этого договора как оптовой куплипродажи исходя из цели доведения товара до ритейлера.

Основные цели специального регулирования оптовой купли-продажи продовольственных товаров в торговые сети состоят в поддержке и развитии конкуренции, обеспечении возможности входа на рынок субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечении и защите нрав продавцов. В этом договоре свобода договора ограничивается в защиту интересов продавца, это связано с тем, что торговая сеть рассматривается как более «сильный» субъект, поэтому применяются специальные механизмы выравнивания правового положения субъектов, которые всегда предполагают определенные ограничения свободы договора.

Под торговой сетью в силу ст. 2 Закона о торговле понимается совокупность двух и более объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Для рассматриваемого договора эти ограничения состоят в следующем:

  • 1) информационная прозрачность отбора торговой сетью поставщиков и заключения договора. В соответствии с законом торговая сеть обязана разместить в сети Интернет правила отбора поставщиков, давать разъяснения всем обратившимся о требованиях и критериях отбора поставщиков (п. 1 ст. 9 Закона о торговле);
  • 2) ограничение свободы договора в части выбора вида заключаемого договора. Закон специально устанавливает запрет на использование договора комиссии, а также смешанных договоров с элементами комиссии для закупок товаров торговой сетью. Договор комиссии не предполагает переход права собственности на товар к комиссионеру, в ситуации формирования с помощью договора комиссии ассортимента торговой сети, это означает, что товар передается торговой сети «на реализацию», а значит продавец такого товара продолжает нести все риски в отношении товара, при этом товар фактически не находится в его обладании. Запрет использования модели комиссии призван защитить интерес продавца товара;[1]
  • 3) ограничение свободы договора в части формировании отдельных условий договора. Часть 12 ст. 9 Закона о торговле устанавливает запрет на навязывание продавцу дополнительных услуг (мерчендайзинга, рекламы и ир.). Кроме того, в Законе установлено количественное ограничение размера так называемой «платы за полку» — платы за включение товара в ассортимент торговой сети — не более 10% от цены товара (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле). Законодательно определены предельные сроки отсрочки платежа при продаже продовольственных товаров, которые зависят от сроков годности товара (ч. 7 ст. 9 Закона о торговле).

Эти меры призваны обеспечить интересы продавца, для которого важным является возможность сбыта собственного товара, своевременное получение платы за проданный товар для обеспечения бесперебойного товарооборота.

  • [1] Романеи, К). В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой