Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды интервью. 
Общепсихологический практикум

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от общих целей беседы можно выделить такие ее типы, как исследовательская и диагностическая. В первом случае беседа проводится для эмпирического сбора информации, которая будет способствовать продвижению научного знания. Во втором случае целью беседы является получение (или расширение) психодиагностической информации: подробное выявление психологических особенностей данного… Читать ещё >

Виды интервью. Общепсихологический практикум (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В зависимости от степени структурированности, от наличия предварительно составленной программы, а также от степени, в которой необходимо се придерживаться, интервью могут различаться от полностью свободных, неструктрурированных бесед, напоминающих свободное общение на широкий круг тем, до четко спланированных интервью с жестко заданной последовательностью вопросов и даже возможными вариантами ответов на них (здесь крайним случаем являются письменные опросы).

В отечественной традиции принято формулировать различия между разными видами интервью в терминах стратегии и тактики ведения беседы, которые изначально могут быть заданы более или менее жестко.

Стратегия интервью — это наиболее общий план беседы, общие представления о том, какие темы должны быть обсуждены, в какой последовательности лучше продвигаться при их обсуждении и т. п. Стратегия задается целями и задачами проведения интервью.

Тактика интервью — конкретная реализация этого общего плана: какие именно вопросы и в какой именно последовательности будут заданы, сколько вопросов отведено на каждую тему, какие вопросы следует задавать в случае тех или иных ответов респондента на предыдущие вопросы и т. д. Более высокая степень стандартизации беседы предполагает более жесткую тактику ее проведения.

Итак, но степени стандартизации выделяются три основных разновидности беседы: стандартизированная, частично стандартизированная и свободная. Каждый из этих типов обладает своими достоинствами и недостатками.

Стандартизированная беседа (структурированное интервью) подразумевает наличие четко заданной стратегии и тактики. Заранее полностью запланирован круг тем, которые должны быть обсуждены, выбраны и сформулированы вопросы, которые будут заданы, жестко задана их последовательность. Структурированное интервью представляет собой опрос, проводящийся при непосредственном контакте с респондентом: все вопросы сформулированы и напечатаны в определенной последовательности, в которой и предполагается получение ответов на них; интервьюер лишь зачитывает вопросы и фиксирует ответы респондента.

Достоинствами полностью стандартизированной беседы, в первую очередь, является меньшее время проведения (за счет того, что инициатива полностью находится в руках интервьюера и у отвечающего меньше возможностей перейти на обсуждение других тем), а также то, что результаты таких интервью (за счет однообразия проведения) проще поддаются обработке, а ответы разных людей легче поддаются сравнению. Кроме того, проведение структурированных интервью предъявляет меньше требований к навыкам человека, проводящего его, поскольку в процессе взаимодействия не требуется принимать решения о необходимости переструктурирования беседы, смены тем и т. п. В задачи интервьюера входит только произнесение вопросов в нужной последовательности и получение на них ответов.

Недостатки такого типа интервью заключаются прежде всего в том, что инициатива полностью находится на стороне опрашивающего. Такой способ ведения беседы может вызывать у респондента неприятные ассоциации с процедурой экзамена, что будет снижать откровенность и готовность сотрудничать с интервьюером. Наличие заранее жестко заданного списка вопросов может приводить к тому, что какие-то важные темы не будут обсуждены, поскольку соответствующие вопросы не были запланированы в программе.

Полностью структурированные интервью в основном используются при проведении опросов на больших выборках. Все вопросы и их последовательность разработаны заранее, и потому такие интервью могут осуществляться и письменно без непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Свободная беседа (неструктурированное интервью) представляет собою такой способ построения, при котором стратегия задана в общих чертах и может быть изменена в процессе проведения, а тактика является полностью свободной. Таким образом, исследователь изначально представляет, какой список тем должен быть обсужден, и может иметь некоторые запланированные вопросы, однако в основном последовательность вопросов и их содержание определяются в ходе беседы. Кроме того, в обсуждении при этом могут быть затронуты дополнительные темы. Такой тип интервью в большей степени ориентирован на респондента, сильнее подчиняется его инициативе по обсуждению тех или иных тем. По сути, именно респондент тематически «ведет» это интервью.

Неструктурированное интервью с точки зрения выбора тем и переключения между ними более всего напоминает обычный разговор, но все же отличается от пего по всем перечисленным выше параметрам.

Такое интервью часто строится таким образом, что интервьюер задает первый вопрос с целью направить рассуждения респондента на нужную тему (например, просит вспомнить и привести пример какого-то события), а далее формулирует все последующие вопросы исходя из того, что именно ответил респондент.

Достоинством этого способа является возможность более глубоко обсудить изучаемую проблематику. Хорошо обученный интервьюер может, используя такой тип беседы, получить гораздо больше информации, чем в структурированном интервью. Респондент чувствует себя более естественно, что позитивно сказывается на его открытости и искренности. В результате проведения такого интервью выше вероятность получить спонтанные, неожиданные ответы, которые могут выходить за пределы того, что могло бы быть спрогнозировано при планировании исследования.

Однако недостатками неструктурированного интервью являются сложности при сравнении ответов разных респондентов (поскольку всем респондентам задаются свои наборы вопросов, что определяет специфику выясняемой информации). Неструктурированному интервью свойственны более высокая продолжительность и плохая предсказуемость его течения (например, респондент может очень долго рассуждать на темы, которые непосредственно не интересуют интервьюера, а важная информация может быть высказана очень коротко в конце). К тому же неструктурированное интервью предъявляет высокие требования к мастерству интервьюера: он должен, слушая ответы и анализируя поведение респондента, продумывать дальнейший ход интервью с точки зрения выбора тем, формулировки вопросов и т. д.

Частично стандартизированная беседа (полуструктурированное интервью) является компромиссным вариантом между двумя описанными выше видами и на практике используется наиболее часто. В этом случае стратегия интервью четко продумана, но тактика может меняться в процессе. Обычно здесь у интервьюера есть подготовленные вопросы и разработана их последовательность, однако при необходимости могут быть заданы дополнительные вопросы, запланированные вопросы могут переформулироваться, а также может осуществляться изменение последовательности обсуждения заданных тем.

Этот способ проведения сочетает в себе плюсы структурированного и неструктурированного интервью: он удобен с точки зрения обработки результатов и сравнения ответов разных людей, при этом процедура его проведения оказывается достаточно гибкой и более приемлемой как для интервьюера, так и для респондента.

Виды интервью могут быть выделены и по другим основаниям. Так, в зависимости от его места в общей структуре исследования, интервью может быть предварительным, или разведывательным (когда оно проводится для первичной ориентировки в изучаемой проблематике и получения предварительной информации), основным (представляющим собой непосредственный сбор информации в соответствии с целями исследования) и контрольным (проводящимся для контроля полученных на основном этапе данных).

По способу организации можно выделить индивидуальные и групповые интервью. Наиболее часто интервью проводятся в индивидуальном формате, в виде диалога между исследователем и респондентом. Однако бывают случаи, когда интервью проводится одновременно с несколькими респондентами (например, исследования при помощи фокус-групп, когда несколько респондентов одновременно высказываются на заданные темы). Одновременная беседа с несколькими респондентами может оказаться продуктивной с точки зрения получаемой информации, так как в процессе такого общения могут быть выявлены подробности, которые не проявились бы при обычном диалоге, однако предъявляют более высокие требования к проводящему их исследователю, а также оказываются более сложными при обработке.

Кроме того, интервью могут быть однократными (когда предполагается лишь одна встреча с респондентом) и повторяющимися, или многократными (когда подразумевается несколько встреч с каждым респондентом). Многократные интервью используются, когда круг тем, которые должны быть обсуждены, очень велик, и обсуждение его в рамках одной встречи не может быть реализовано. Также повторные интервью могут проводиться для осуществления контроля информации, полученной от респондента на более ранних этапах.

В зависимости от общих целей беседы можно выделить такие ее типы, как исследовательская и диагностическая. В первом случае беседа проводится для эмпирического сбора информации, которая будет способствовать продвижению научного знания. Во втором случае целью беседы является получение (или расширение) психодиагностической информации: подробное выявление психологических особенностей данного конкретного человека, а полученная информация в дальнейшем может быть использована для проведения психотерапевтической или психокоррекционной работы, с целью профориентации или т.н.

В зависимости от содержания можно выделить ретроспективную, интроспективную и проективную беседы. В ретроспективной беседе речь идет о событиях прошлого, их анализе и оценке. В интроспективной беседе исследуются мнения и оценки людей относительно текущих событий или состояний. В проективной беседе обсуждению подлежат гипотетически возможные ситуации, возможное поведение в них и предполагаемое отношение к ним.

Отдельно может быть рассмотрен такой тип беседы, как клиническая беседа, или глубинное интервью, которое проводится обычно в рамках психодиагностики или консультационно-терапевтической работы психолога, а их целью является всестороннее и глубокое исследование целостной личности конкретного респондента, его мотивов и целей, его индивидуальных особенностей и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой