Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задачи создания международных экономических организаций, их современный состав

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Даже наш краткий обзор показывает, что задач, достижение которых может осуществляться только на глобальном, наднациональном уровне, достаточно много. Для их решения мировое сообщество использует возможности международных экономических организаций — образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами (межправительственные… Читать ещё >

Задачи создания международных экономических организаций, их современный состав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях глобализации в значительной степени изменяется характер регулирования экономических процессов, осуществляемых в рамках национальных экономических систем. Так, до эпохи глобализации ведущую роль играли национальные экономические отношения, и наиболее развитые в той или иной период национальные экономические системы во многом определяли характер, механизмы и формы международных отношений. Другими словами, внутриэкономические отношения были первичными, а международные — производными, или вторичными. Однако по мере формирования глобальных товарных и финансовых рынков, глобальных производственно-сбытовых структур, в частности ТНК, всемирные экономические отношения приобретают роль ведущих, тогда как внутригосударственные отношения даже очень крупных и экономически наиболее развитых стран, не говоря уже об остальных, вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики. В результате межнациональное, или, другими словами, наднациональное, регулирование мировых экономических процессов объективно начинает превращаться из вторичного по отношению к регулированию на национальном уровне в первичное.

Необходимость наднационального экономического регулирования в условиях глобализации возникает на разных уровнях и в разных сферах.

Множество проблем, касающихся мировой экономики и требующих международного сотрудничества для своего решения, можно сгруппировать по нескольким направлениям[1]. Это прежде всего необходимость согласованной корректировки макроэкономических процессов, особенно в условиях кризисов в мировой экономике, так как созданные в промышленно развитых странах национальные системы антикризисного регулирования оказываются неэффективными в условиях глобализации. Попытки отдельных стран решать свои проблемы, вызванные кризисом, сепаратно, несогласованно, лишь усиливают общую нестабильность. Например, повышение процентных ставок в одних странах вызывает значительное движение «горячих денег» и ухудшает платежные балансы в других странах. Поэтому в условиях спада деловой активности или «перегрева» рыночной конъюнктуры необходимы согласованные действия правительств разных стран в области макроэкономической политики.

Существенное значение имеет создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, капиталов, совершенствования международных расчетов, что призвано привести в соответствие усиливающиеся процессы интернационализации производства и механизмы регулирования международных экономических отношений. Сохраняющиеся экономические барьеры на национальных границах препятствуют объективным процессам интернационализации, но страны не могут от них сразу отказаться из-за негативных последствий для своих экономик. Должны быть найдены пути для разрешения этих противоречий.

Большая группа проблем связана с необходимостью регулирования отдельных товарных рынков, прежде всего рынков сырья. Эта проблема особенно важна для развивающихся стран — производителей сырья, поскольку резкие колебания цен на экспортируемое этими странами сырье может иметь для их экономики катастрофические последствия. Для стабилизации рынков отдельных видов сырья заключаются международные товарные соглашения, формируются их буферные запасы, а также создаются организации стран — экспортеров продукции, из которых наиболее важное значение имеет Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).

Множество проблем международного регулирования связаны с выработкой определенных правил, условий, стандартов в области производства, торговли и транспорта. К международным организациям, занимающимся подобными проблемами, относятся:

  • • Международная организация законодательной метрологии;
  • • Международная организация по стандартизации (ИСО);
  • • Европейская стальная федерация;
  • • Европейская ассоциация литейной промышленности и другие отраслевые организации;
  • • Международный союз автомобильного транспорта;
  • • Международная ассоциация воздушного транспорта и т. д.

Для международной торговли большое значение имеет разработка единой товарной номенклатуры и таможенных процедур, что реализуется в рамках Всемирной таможенной организации. Необходимо отметить, что число международных отраслевых организаций постоянно растет, что можно рассматривать как интенсификацию процесса формирования механизмов выработки и принятия решений на международном уровне в конкретных областях человеческой деятельности.

Особой сферой внимания всего мирового сообщества является решение глобальных проблем, основными из которых являются:

  • • борьба с голодом и недоеданием;
  • • обеспечение человечества сырьем и энергией;
  • • использование ресурсов Мирового океана;
  • • освоение космического пространства;
  • • защита окружающей среды и др.

Будучи по своей природе глобальными, эти проблемы не могут быть решены с использованием ресурсов одной или даже нескольких национальных экономик; они требую т разработки программ действий, в которых участвовало бы большинство стран мира.

Даже наш краткий обзор показывает, что задач, достижение которых может осуществляться только на глобальном, наднациональном уровне, достаточно много. Для их решения мировое сообщество использует возможности международных экономических организаций — образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами (межправительственные, межгосударственные организации) или хозяйственными организациями заинтересованных стран (неправительственные) — для координации хозяйственных действий (решений), кооперирования или совместной производственнохозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики, науки и техники, в отдельных отраслях и подотраслях народного хозяйства.

Классификация международных межправительственных организаций представлена в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Классификация международных межправительственных экономических организаций.

Основание для классификации.

Международные организации.

ВИДЫ.

особенности.

примеры.

По охвату участников.

Всемирные.

(универсальные).

Цели и задачи организаций данного вида имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом.

Организации, входящие в систему ООН, — Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФЛО), МВФ; группа Всемирного банка, ВТО и т. д.

Основание для классификации.

Международные организации.

виды.

особенности.

примеры.

Иные организации, цели и задачи которых являются общими для определенной группы стран.

Организации данного вида представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их организационный состав (например, региональная принадлежность, уровень социальноэкономического развития и др.).

ОЭСР (страны с высоким уровнем социально-экономического развития), Северное сотрудничество (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия) и др.

В зависимости от компетенции организации.

Организации общей компетенции.

Организации этого вида работают по многим направлениям, охватывают широкий круг вопросов.

ОЭСР, ЭКОСОС.

Организации специальной компетенции.

Организации работают в одном направлении (сегменте или отрасли), узкоспециализированные организации.

МВФ, ВТО, Международная организация труда, ФЛО и др.

  • [1] См.: Фаминский И. П. Глобализация — повое качество мировой экономики: учеб, пособие. М.: Магистр, 2009.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой