Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории и модификации политической элиты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе Г. Моска (1858—1941) «Теория правления и парламентское правление» (1884) были обоснованы ведущие положения классического элитизма. Он полагал, что обычно в организованном обществе, политическое руководство осуществляется меньшинством. Это организованное, властно-руководящее меньшинство Моска назвал «политическим» или «правящим классом». Править политический класс может как… Читать ещё >

Теории и модификации политической элиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Генезис понятия «элита»

Термин «элита» происходит от латинского eligere, которое затем трансформировалось во французское слово и понятие elite — «лучшее, отборное, избранное».

Элита представляет собой высший, относительно замкнутый слой общества, господствующий над всеми остальными слоями в силу своего преобладания по объему экономического, политического или культурного капитала. Элита состоит из избранных людей по богатству, престижу, рождению, заслугам, положению, образованию и т. д. Обычно выделяют экономическую, политическую, военную, интеллектуальную и информационную элиту.

Как научное направление политический элитизм сформировался в конце XIX — начале XX в. Однако его основные идеи высказывались ранее. Мысли о желательности управления обществом особым социальным слоем нисходят к истокам политических учений — о правлении «достойных», «знающих» лиц, «аристократии духа», меритократии («власти лучших») и т. д. Определенный вклад в развитие предпосылок элитизма внес Н. Макиавелли, поставивший вопрос о том, что политика имеет собственные законы и особенности развития, требует наличия слоя управленцев, обладающих соответствующим статусом и знаниями.

Элитистский (макиавеллистский) подход, дополненный теорией социальной стратификации, является важным направлением политической науки, управленческих дисциплин. Среди его основоположников: Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, М. Острогорский и другие.

В работе Г. Моска (1858—1941) «Теория правления и парламентское правление» (1884) были обоснованы ведущие положения классического элитизма. Он полагал, что обычно в организованном обществе, политическое руководство осуществляется меньшинством. Это организованное, властно-руководящее меньшинство Моска назвал «политическим» или «правящим классом». Править политический класс может как демократическими, так и авторитарными методами. Формирование управляющих слоев происходит по совокупности качеств — доблести, богатства, священства, порождающих, соответственно, — военную, финансовую и церковную аристократии. Главным критерием отбора выступает то, что Моска называл «способностью управлять». Причем это не только психологическая склонность человека властвовать и личные качества, обеспечивающие высокий профессионализм в управленческой деятельности, но и наличие характеристик, наиболее подходящих в определенный исторический период.

Обратите внимание!

Термин «элита» ввел в научное обращение в 1897 г. итальянский социолог В. Парето (1848—1923). Под элитой он понимал лиц, получивших наивысший индекс в своей области деятельности, достигших наивысшего уровня компетентности, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества. Он обращал внимание на то, что общества делится на две страты: низшую (массы) и высшую — элиту, делящуюся на две части:

а) правящая элита; б) неуправляющая элита; обосновал идею «круговорота элит», их особенностей («лис» и «львов») и др.1

В свою очередь, Р. Михельс (1876—1936) и М. Острогорский (1854—1919) дополнили теорию политического класса концепциями партийной элиты. Михельс — «железным законом олигархии» — тенденции к олигархизации власти, как следствия революций; Острогорский — теорией «кокуса» — внутрипартийной управляющей структуры.

Выделяется так называемый демократический элитизм М. Вебера (1864—1920), который не считал представительную демократию способной противостоять власти меньшинства. Он выделял в самом правящем меньшинстве избираемую и назначаемую части. Первая часть (партийные лидеры) придает власти легитимность, а вторая (чиновники) обеспечивает ее эффективность. Лидеры контролируют функционирование чиновников, а сами подотчетны избирателям. Гарантией демократии служит наличие ряда партий, конкурирующих друг с другом в борьбе за контроль над бюрократией. В открытой политической борьбе формируются лидеры, способные подчинить себе бюрократию на основе мобилизации граждан. Однако в этом случае возникает опасность возникновения системы олигархического господства самих партийных лидеров. Особую роль в предотвращении этой опасности М. Вебер отводил институту президентства. В этом случае демократия выглядит как правление политиков (элиты), хотя и «облеченных народным доверием».

Леволиберальную элитистскую концепцию создал американский ученый Ч. Р. Миллс (1916—1962). В книге «Властвующая элита» он показал, что правящая элита США состоит из руководителей корпораций (особенно ВПК), политических группировок вокруг президента, высших государственных и военных служащих (элитный триумвират)[1][2]. К нему примыкают интеллектуалы. Указанный круг лиц связан общими интересами, ценностями, образом жизни, общением и престижным образованием. Все население США, согласно Ч. Миллсу, распределено, но трем уровням в зависимости от степени доступа к власти: на нижнем уровне находится основная масса пассивного населения, фактически не влияющая на политику государства; на среднем действуют заинтересованные группы, пытающиеся оказать давление на структуры власти; на верхнем уровне сосредоточен привилегированный слой, принимающий общеобязательные государственные решения. Лица, принадлежащие к этому слою, занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность. Объем и структура личного капитала делает их как бы отборной частью американского общества, а высокая степень самоидентификации и групповой сплоченности — самой организованной частью населения, доминирующей над остальной массой простых американцев. Между этими частями — господствующей и подчиненной — существует труднопреодолимая для основной массы представителей низов социальная перегородка.

Политолог М. Юсим для описания правящей элиты США и Великобритании ввел термин «внутренний круг» власти, в который он включил лидеров бизнеса, поддерживающих, систематические контакты друг с другом и политическими лидерами (конгрессменами, высшими администраторами, руководителями партий и т. д.). Важнейшие государственные решения принимаются в пределах этого круга, главным образом в рамках таких неофициальных форм общения, как общественные клубы, светские приемы, встречи и т. д., а затем проводятся через официальные структуры власти. Соответсвенно, бизнесмены получают доступ к власти, а политики — к источникам финансирования своей деятельности.

Политическая элита традиционно дифференцируется на несколько основных составляющих групп, представляющих соответствующие сферы общества. Так, французский социолог политики Р. Арон, подразделял элиту на политических лидеров; административных чиновников; экономических руководителей; лидеров масс; высших военных чинов.

Лассуэл выделил восемь основных благ, к достижению которых и контролю над которыми, человек всегда стремится: власть, знание, богатство, здоровье, профессиональное умение, привязанность, уважение и моральность. Данные блага распределяются через соответствующие институты. Среди них: государство, бизнес, здравоохранение, образование, институты культуры, регилии и т. д. Соответственно, элиту можно разбить на восемь групп, по числу благ и властному отношению к ним. Причем каждая из элитных групп обладая в высокой степени соответствующим благом, может пересекаться, а конкретный индивид — входить в несколько элитных групп.

Согласно технократическим концепциям (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Канн, Л. Тоффлер) в постиндустриальном обществе ведущую роль призвана играть своеобразная правящая корпорация технократов, включающая элиту ученых, инженеров и администраторов высшего уровня.

Применительно к условиям демократических стран разработана теория демократического (конкурентного) элитизма (Г. Лассуэл, И. Шумпетер, Р. Даль, Дж. Хигли). В ее основе — идея о том, что многообразие элит приводит к формированию правящего политического класса преимущественно по функциональному критерию, а не только по признакам заслуг, положения, знатности или власти. Использование свободных и конкурентных выборов в качестве механизма взаимной ответственности элитарных групп друг перед другом, каждой из них — перед избирателями, равно как и ответственности граждан за свой выбор, позволяет в значительной мере преодолеть «железный закон олигархизации».

В компаративистских исследованиях обращается внимание на то, что качество элит зависит не только от характера режима, но от их базовых характеристик: уровня подготовки и культуры, профессионализма, сплоченности, умения адекватно отвечать на вызовы общества и времени, служить национальным интересам, проводить инновационную, конкурентоспособную политику, соответствовать требованиям морали и этики.

Общая совокупность учений и исследований об элитах представляет элитологию. Сам термин был введен в научный оборот в 80-х гг. XX в. Российские элитологи (Г. К. Ашин и другие) явились инициаторами широкого использования этого термина как в стране, так и на международных конференциях. Российская школа политической элитологии (Г. К. Ашин, О. В. Гаман-Голутвина, О. В. Крыштановская, А. В. Понеделков, М. X. Фарукшин и другие) пользуется заслуженным авторитетом в стране и за рубежом. Среди известных современных зарубежных элитологов можно назвать Дж. Хигли, М. Догана и других.

  • [1] Парето В. Компендиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. II. М., 1997. С. 59.
  • [2] Миллс Ч. Р. Властвующая элита. М., 1959. С. 31.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой