Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структурно-функциональный подход в организационной психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция равновесия была предназначена для того, чтобы объяснить практическую проблему, почему в организациях существует определенный социальный порядок и непрерывность развития, несмотря на изменения во внешней среде и действующих лицах. Согласно концепции равновесия, нарушение равновесия в организациях может быть результатом как напряженных отношений внутри организации, так и напряженных… Читать ещё >

Структурно-функциональный подход в организационной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структурно-функциональный подход основан как на бюрократическом, так и на научно-административном подходе. Но структурный функционализм принимает за основу социальные переменные, а не концентрируется, в отличие от механистического подхода, исключительно на организационном проектировании для эффективного производства.

При структурно-функциональном подходе исследовались главным образом социальные функции организаций (прямые и косвенные), цель организации трактовалась как обслуживание широкой социальной группы, а не только служение интересам узкой группы собственников. Основой данного подхода является наличие достаточного согласия (баланса) интересов среди подгрупп в обществе и организации, а целью согласия — поддержка социальной стабильности и равновесия в обществе.

Согласно структурному функционализму, организация взаимодействует с определенной системой ценностей, которая является частью более общей системы ценностей окружающей среды, в пределах которой функционирует организация. Для того чтобы организации функционировали в окружающей ценностной среде, необходимо, чтобы внутри организации отдельные персоналии и группы разделяли эту систему ценностей. Выполняя функции в пределах структуры существующих ценностей и норм общества, организация как бы узаконивает (обосновывает) свое существование и в отношении общества в целом, и в отношении отдельных людей, составляющих это общество. Существование и принятие общих норм и ценностей — необходимое условие того, что социальная система будет сохранять упорядоченность.

Вместе с тем структурный функционализм подобно механистическому подходу рассматривал организации как естественные системы, которые адаптируются к окружающим условиям.

Структурно-функциональный подход — обоснованный отклик на изменения внешней среды. В теории структурного функционализма неявно представлен принцип справедливости в экономическом распределении результатов. Тем самым оценивается неравное распределение результатов обменных отношений и политической власти, которые существуют в действительности. С этих позиций каждая структура рассматривается как социально необходимая, поскольку выполняет различные функции в обществе.

Недостатком структурно-функционального подхода является признание однозначной необходимости социальной ориентации в деятельности организации, хотя скорее такая необходимость должна быть исследована и доказана, чем просто принята как данность.

Концепция равновесия была предназначена для того, чтобы объяснить практическую проблему, почему в организациях существует определенный социальный порядок и непрерывность развития, несмотря на изменения во внешней среде и действующих лицах. Согласно концепции равновесия, нарушение равновесия в организациях может быть результатом как напряженных отношений внутри организации, так и напряженных отношений между организацией и окружающей средой. Напряженные отношения в пределах организации складываются прежде всего из-за чрезмерного стремления к эффективности или стабильности. Это неизбежно ведет к нарушению внутреннего обменного равновесия, поскольку служащие, например, могут терять мотивацию к более качественному выполнению работы. Напряженные отношения могут возникать также тогда, когда организация не сориентирована на интересы потребителей.

Общей особенностью в «естественных» теориях систем является привнесение в теорию организаций условий внешней среды. Эти теории отличает также акцент на проблеме адаптации организаций к изменениям во внешней среде.

К недостаткам функционального подхода традиционно относят игнорирование социальных конфликтов и противоречия интересов как во внутреннем, так и во внешнем по отношению к организации пространстве. В функциональном подходе организационный конфликт, вызванный несовпадением интересов и наград в коалициях, структурах и иерархиях, рассматривался как периферийная проблема.

Кроме того, критическим в функционировании социальных систем является динамика политических различий в организованных системах между теми, у кого есть власть, и теми, у кого власти нет. Это не исключает экономических различий между социальными системами, но стратегическим фактором остается применение власти. Оно имеет различные психологические результаты для тех, кто находится в положении доминирования или превосходства, и тех, кто находится в положении подчинения и согласия.

Ключевым различием между организациями выступает принцип распределения полезности, которую производит организация. Фундаментальным вопросом в этом контексте становится следующий: кто извлекает наибольшую выгоду при функционировании организации? С этих позиций можно выделить следующие типы организаций: деловые предприятия; организации, предназначенные для выгоды всех ее членов (ассоциации взаимной выгоды); организации, предназначенные для обслуживания клиентов (организации обслуживания); организации, предназначенные для выгоды общественности в целом (организации общего блага).

Ценность этой классификации состоит в том, что она рассматривает ресурсную модель как ключевой критерий для основных отличий организации, определяющих ее сущность и поле основных проблем. Однако модель распределения полезности — это только заключительная часть ресурсной модели, поскольку распределение продукта не учитывает особенности привлечения ресурсов и процесса производства в организации. Кроме того, модель распределения полезности не проясняет того, как влияют организационная концепция и условия внешней среды.

Еще одним критическим отличием организаций является их активность в выстраивании отношений с клиентами в пределах от автономного к управляемому. Некоторые организации предоставляют клиентам обслуживание, которым они могут пользоваться самостоятельно. Другие организации разыскивают клиентов и требуют от них принятия решения об определенной модели обслуживания, выборе изделия, над которыми клиенты первоначально не имеют достаточного контроля. Ключевое различие — степень автономии клиентов в процессе взаимодействия с организацией и выбора продукта, а также количество возможностей в определении или изменении в пределах этих ограничений.

Структурный функционализм обозначил такие важные проблемы в теории организаций, как принципы вовлечения людей в организацию, распределение излишков в обменных отношениях, а также причины организационных ролей и конфликтов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой