Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция социализации Э. Эриксона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восьмая стадия — поздняя зрелость, после 64 лет. Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила… Читать ещё >

Концепция социализации Э. Эриксона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из самых известных и признанных в научном сообществе концепций социализации является та, которую создал американский психолог шведского происхождения Эрик Эриксон.

Центральное место в теории развития личности Э. Эриксона занимает положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных стадий социализации, которые характерны для всего человечества, для разных времен и цивилизаций, хотя в разных культурах они варьируются по-разному.

Смысл этой идеи состоит в том, что личность развивается ступенчато, поднимаясь от одной ступени к другой — вверх. При этом расширяется радиус её взаимодействия и социальный кругозор. К тому же общество способствует этому явлению, поддерживая и темп, и последовательность личностного развития.

В книге «Детство и общество» Э. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития, т. е. на «восемь возрастов человека». Это своего рода развертывающийся план становления личности, который наследуется генетически.

Каждая стадия предопределена и неизменна для всех. Она наступает в определенное для личности время, так называемый «критический период». Полноценная личность по Эриксону может сформироваться, только пройдя последовательно все стадии и разрешая все возникающие кризисы. Каждая стадия имеет свою фазо-специфическую эволюционную задачу, хотя нс каждая из задач решается.

В отличие от 3. Фрейда у Э. Эриксона мы видим, что Эго человека становится все более и более компетентным, взаимодействуя с другими людьми. Личность очень сильно меняется в связи с меняющимися обстоятельствами и самое главное, что личность способна преодолевать жизненные трудности психосоциального характера, разрешать возникающие проблемы.

Итак, рассмотрим стадии развития личности по Э. Эриксону.

Первая стадия: младенчество или орально-сенсорная (у Фрейда она называется оральной), охватывает первый год жизни.

В этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Правда, это чувство лишь частично осознается ребенком. Доверие к миру зависит от качества полученной материнской заботы, от привития чувства узнаваемости, постоянства. У ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо». Если мать плохо ухаживает за ребенком — у него наступает кризис, выражающийся в установке страха, подозрительности, опасности за свое благополучие. Чувство недоверия возрастает, если ребенок перестает быть для матери центром внимания, если она возвращается к работе, увлечениям и т. п. Последствиями такого кризиса является острая депрессия у младенца, а в будущем у взрослого — паранойя. Это доверие — недоверие переносится и на последующие стадии развития. Доверие же младенца перерастает в надежду, убежденность в надежности культурного пространства. Итак, на первой стадии формируется либо безопасное доверие, либо недоверие и самое главное качество — надежда. Первая стадия, в результате которой приобретается чувство базального (безопасного), доверия, подготавливает почву для достижения автономии и самоконтроля. избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Эта вторая стадия продолжается в течение 2−3 лет жизни.

Как считает Э. Эриксон, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным, с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой стороны — как деструктивная форма обуздания и мера пресечения.

Ребенок научается различать некоторые свободы. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Дети начинают обнаруживать локомотивные навыки и всё хотят делать сами (умываться, одеваться, есть). Постоянно звучит: «Я! Я сам!». У ребятишек начинает вырабатываться способность делать выбор в условиях ограниченной свободы, появляется чувство стыда, даже гнева на самого себя. Если его чрезмерно опекают, то у него появляется чувство слабоволия, неуверенности в себе, приниженности. Чем больше ребенок становится самостоятельным, тем больше у него доверия к родителям. Если нет доверия и соответствующей самостоятельности, то дети обычно ищут помощи у других. В зрелом возрасте их будет преследовать паранойяльный страх преследования.

Эриксон считает, что на данной стадии родители должны быть всегда справедливы и уважать права и привилегии детей и других окружающих.

Итог этой стадии: ребенок становится либо автономным, либо стыдится и постоянно сомневается. Ключевое качество, формируемое в этот период, — сила воли.

Третья стадия, которую Э. Эриксон называет возрастом игры (у 3. Фрейда — фаллическая стадия) длится от 4 лет до поступления ребенка в школу. Это период огромной активности, решения новых задач, приобретения новых навыков и ожиданий похвалы за достигнутое. Появляется чувство ответственности за других — свои игрушки, братьев, сестер. Малыши начинают интересоваться трудом окружающих людей, пробовать новое. В подобном возрасте дети начинают чувствовать, что их воспринимают за людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. «Я — то, что я буду» — становится у ребенка главным чувством идентичности. Именно сейчас формируется превосходство чувства инициативы над чувством вины (или не формируется). Следует заметить, что необходимо признание родителями права ребенка на любознательность, творчество, фантазию. Нельзя в этот период высмеивать детей, следует, наоборот, ценить, поощрять.

Если родители не дают действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают — у детей развивается чувство вины. Это чувство также развивается в силу возникновения комплекса Эдипа и Электры, т. е. если мальчик любит мать и чрезмерно к ней стремится, а девочка — отца, а родитель противоположного пола наказывает за это.

Чувство вины, сформировавшееся на третьей стадии, впоследствии является причиной общей пассивности, импотенции, фригидности, а также психопатического поведения. В этом возрасте закладывается способность эффективно и высокопродуктивно трудиться в будущем.

Итог третьей стадии: формируется либо инициативность, либо чувство вины, а ключевое качество — цель, целенаправленность.

  • 4-я стадия — школьный возраст от 6 до 12 лет (соответствует латентному периоду в теории 3. Фрейда). Э. Эриксон считает, что в начале этого периода дети, обучаясь в школе, осваивают элементарные культурные навыки:
    • — стремятся к логическому мышлению, самодисциплине, а также взаимодействию со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Они также стремятся к учению, успеху;
    • — вырабатывается умение обращаться с посудой, хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием, т. е. формируется технологический этнос своей культуры;
    • — развивается чувство трудолюбия. Эго-идентичность выражается так: «Я — то, чему научился». Правда, на этой стадии развивается чувство неполноценности и некомпетентности, особенно это может быть связано с расовым, половым, этническим, религиозным, социально-экономическим положением. Успеваемость в этом возрасте — главное. Формируются установки на отношение к учению и учителю и чувство компетентности для участия в социально-экономической и политической жизни.

Итог четвертой стадии: формируется либо трудолюбие, либо неполноценность. Главное качество — компетентность.

Пятая стадия — подростковая юность — от 13 лет до 19−20 лет. Э. Эриксон больше всего исследовал именно этот этап. По его мнению, это исключительно важный период человеческой жизни. Личность еще и не взрослая, но уже не ребенок. Возникают новые требования, новые роли, новые задачи. Идет процесс Эгоидентичности — самоопределения. Подростки стремятся собрать все знания о себе, т. е. какие они сыновья, дочери, скауты, спортсмены, какие студенты, музыканты, хористы, девушки и т. д. Они осознают прошлое и начинают моделировать будущее. Часто возникают конфликты внутри самого себя, растёт неудовлетворенность собой.

Происходит физиологическая революция, болезненное отношение к оценке со стороны других («Ты меня не уважаешь! Ты меня слишком опекаешь!»). Внутри юношей и девушек формируется образ себя, т. е. самотождественность и представление о том, как этот образ будет принят людьми, значимыми для них. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Появляются новые оценки мира и своего отношения к нему.

Подростки могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, т. е. мыслят глобальными категориями. Ум подростка становится умом идеологическим. Они часто не приемлют ценности и идеологию, почитателями которых выступают их родители, дедушки, церковь и другие источники авторитета. Иногда возникает пропасть между поколениями. Кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Подростки начинают идентифицировать себя с кинозвездами, рок-музыкантами, спортсменами. Уязвимость подростков может сопровождаться разными социальными, политическими и технологическими изменениями. Юноши часто не способны достичь идентичности и поэтому возникает кризис, кризис идентичности. Многие не способны продолжить образование, выбрать карьеру, ощущают себя бесполезными, а свою жизнь — бесцельной. Они ощущают неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность, иногда кидаются в сторону «негативной идентичности» — противоположной той, что предполагают родители и сверстники. Это, правда, не означает, что в жизни гарантированы неудачи, ведь жизнь — это постоянные изменения. Эго-идентичность — это борьба на всю жизнь.

В некоторых странах этому возрасту уделено серьезное законодательное внимание (введен, как говорит Эриксон, психосоциальный мораторий). Он осуществляется в виде системы высшего образования, дающего попробовать много социальных ролей, пока юноша не узнает, что на самом деле лучше. Многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным системам, пробуют альтернативные формы брака.

Очень важным положительным признаком этого этапа Эриксон называет верность. Подростки способны быть верными, привязанными обещаниям, придерживаться морали, этики и идеологии общества. Идеология обуревает их, ибо она связана с вопросами «Кто я? Куда я иду? Кем я хочу стать?». Обуреваемые идеологией молодые бросаются в акции протеста, бунты, революции [см. 12, с. 165−188].

Итак, итог пятой стадии — формируется эгоидентичность, уверенность в себе, либо ролевое смешение, т. е. «не понимаю, кто я, не могу в себе разобраться». Главное качество, которое может быть сформировано — верность.

Шестая стадия — ранняя зрелость (от 20 до 25 лет). Это период ухаживания, раннего брака, начала семейной жизни. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство. Только в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона, впрочем, как и Фрейда, человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другими людьми как в социальном, так и в сексуальном плане, вверять себя другим. Интимность выступает как сокровенное чувство, которое люди испытывают к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям, другим родственникам. Особое место занимает брак. Тот, кто не способен установить такие отношения, погружается в чувство одиночества, социального вакуума, изоляции.

Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. Ибо нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаем ценность продолжительной дружбы, социальных обязательств. Те, у кого недоразвиты нравственные чувства, плохо подготовлены для вступления в следующую стадию.

Итог шестой стадии — формируется чувство интимности, либо изоляции. Главное качество — любовь.

Седьмая стадия — средняя зрелость, приходится на средние годы жизни от 26 до 64 лет. Ее основная проблема — выбор между старостью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека благополучием следующего поколения, состоянием общества. Каждый взрослый должен либо принять, либо отвергнуть мысль о своей ответственности за совершенствование существующей культуры, поскольку эволюционное развитие сделало человека в равной степени обучаемым и обучающимся животным.

Главное качество этой стадии — забота, которая является противоположностью безразличию и апатии. Те люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком, ни о чем, они лишь потворствуют свои желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества — жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — кризис старшего возраста, он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

Итог — забота, это проблема выживания рода. Формируется чувство продуктивности либо стагнации (застоя).

Восьмая стадия — поздняя зрелость, после 64 лет. Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти жены или мужа и близких друзей. В это время фокус внимания человека сдвигается от заботы о будущем к прошлому опыту. Идет, процесс суммирования, интеграции, оценка всех прошлых стадий. Личность говорит себе «Я доволен!», неотвратимость смерти уже не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя в своих потомках или творческих достижениях.

Другие говорят, что им ничего не удалось реализовать, что жизнь была сплошной ошибкой, наступает страх смерти, озабоченность тем, что «может случиться». Они раздражены и негодуют, они сожалеют, что нельзя прожить заново, что осталось мало времени, чувство горечи, сильной озлобленности и паранойи одолевают ими.

Итог восьмой стадии — формирование чувства эгоинтеграции, либо безысходности. Главное качество — мудрость.

Таким образом, Э. Эриксон сформулировал теорию, в которой обществу и самим людям придается равное значение в формировании личности на протяжении жизни. Он уделил главное внимание подростковому возрасту, считая этот период центральным в формировании психологического и социального благополучия индивида.

Наконец, Э. Эриксон внушает определенный оптимизм, показывая, что каждая стадия психосоциального развития имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной стадии не обязательно обрекают личность на поражение в следующие периоды. Но, все же, каждая стадия очень важна, [см. 11].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой