Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая теория территориальной организации города. 
Правовые проблемы урбанизации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если разбросанность и труднодоступность сельских населенных пунктов, в силу их самодостаточности, чаще всего не является социальноэкономической проблемой, то часть города, находясь в таких условиях, будет практически прозябать и деградировать. Город может развиваться только как единый организм, изоляция (даже искусственная) какой-то его части приведет либо к неоправданно высоким затратам… Читать ещё >

Правовая теория территориальной организации города. Правовые проблемы урбанизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждая страна должна иметь города по своим меркам.

Рикардо Боффилъ[1]

Понятие территориально-правовой основы города. Правовой статус, принципы формирования и виды городских территорий.

Правовая теория территориальной организации города представляет собой многоаспектное правовое образование, включающее в себя комплекс элементов, из которых складывается система территориально-правовых отношений, формирующая город.

Первым и главным элементом является понятие территории. Толковые словари дают следующие определения территории (от лат. territorium):

  • — как ограниченное земельное пространство[2];
  • — земельное пространство, занятое населенным пунктом, учреждением, предприятием и т. п. или предназначенное для них[3];
  • — земельное пространство, ограниченное какими-нибудь пределами, границами[4].

Из этих общих определений можно выделить ряд основных признаков территории: земельное пространство (участок), ограниченность участка, занятость населенным пунктом (застроенность).

Понятие территориально-правовой основы города во многом определяется правовым статусом самого города. Как уже отмечалось, города в Российской Федерации бывают городами федерального значения.

(Москва и Санкт-Петербург) и муниципальными образованиями, которых абсолютное большинство.

Профессор Астафичев П. А. справедливо обращает внимание на недопустимость отождествления понятий муниципальное образование и его территория. Хотя законодатель не избегает этой неточности, выделяя такой вид муниципального образования как «внутригородская территория города федерального значения»[5].

На мой взгляд, принципиальным является разделение понятий «территориально-правовой основы города» и «территориальной основы городского самоуправления» по следующим причинам:

  • 1) в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самоуправление реализуется в границах определенных территорий — муниципальных образований. Городское муниципальное образование — это городское поселение, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (часть территории города федерального значения). Это означает, что территория собственно города может совпадать с границами муниципального образования только в городских поселениях, но и то в случаях, когда в черте города нет крупных промышленных и коммерческих зон, а в случае городского округа и города федерального значения — территория города соответственно меньше и больше муниципального образования;
  • 2) территориальная основа городского самоуправления — это правовая категория реализации конституционного права граждан на местное самоуправление как форму народовластия, т. е. обязательный и необходимый элемент реализации властеотношений на определенной законом территории, а территориально-правовая основа города — это правовая категория обеспечения реализации не только права на самоуправление, но всего комплекса конституционных прав и обязанностей человека и гражданина;
  • 3) главной правовой функцией территориальной основы города является не только обеспечение организация самоуправления и реализация возложенных на муниципальные органы полномочий, а обеспечение жизнедеятельности и правильного функционирования всего комплекса правовых, политических, социальных, экономических, хозяйственных и других элементов городской жизни. В решении этой задачи участвуют не только органы городского самоуправления и горожане. Без постоянного участия в этом процессе государственной власти (федеральной и региональной) в виде городских органов (полиции, суда, прокуратуры, налоговых и др.), негородских коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий инженерной и транспортной инфраструктуры, приезжих из других регионов и городов и т. п., невозможно само существование города.

По моему мнению, понятие «территориально-правовой основы города» более широкая категория, чем понятие «территориальной основы городского самоуправления».

Исходя из приведенных доводов, можно сформулировать понятие территориально-правовой основы города как совокупности общественных отношений, урегулированных правовыми нормами федерального и субъектов Федерации законодательства, правовых актов городских органов власти связанными с установлением территориальных пределов города и использованием городских земель в различных сферах жизнедеятельности горожан, обеспечивающих функционирование всего комплекса правовых, политических, социальных, экономических, хозяйственных и других элементов городской жизни.

В подавляющем большинстве случаев город имеет четко обозначенную физически (в виде пределов городской застройки) и юридически (установленную нормативным актом) границу своей территории, которую принято называть городской чертой. Как было уже сказано в первой главе, исторически выбор территории для закладки города никогда не был случаен — оборонительные, торговые, транспортные, климатические, производственные, политические и другие причины определяли место будущего города. В разные периоды формирования и развития города его территория играет разную роль. Так, например, с ростом численности жителей нужны территории для строительства домов, а экономический рост требует производственных площадей, постоянно городу нужны дороги, инженерные сооружения и энергетика, из-за высокой концентрации населения городу нужны парки, скверы и другое благоустройство. Все это и многое другое требует, чтобы территория города соответствовала определенным принципам.

Современный город решает значительный круг задач, при этом важным является реализация принципа соответствия территориальноправовой основы города потребностям и возможностям (необходимости) решения определенных государственных, местных (региональных) и личных (социальных) вопросов обеспечения жизнедеятельности города и горожан. Это значит, что территория должна располагать определенными ресурсами (природными, земельными, людскими и др.), которые позволили бы при обеспечении определенных условий выполнить государственные, региональные или местные задачи.

Другим важным фактором является географическое положение и архитектурно-планировочное решение городской застройки. Они должны соответствовать принципу доступности территории, т. е. размер города (или его административно-территориальной единицы) должен быть таким, чтобы отсутствовали участки городской территории, которые выпадали бы из поля зрения (управления) городской власти в силу труднодоступное™, удаленности или географической оторванности (за рекой, горой и т. п.).

Если разбросанность и труднодоступность сельских населенных пунктов, в силу их самодостаточности, чаще всего не является социальноэкономической проблемой, то часть города, находясь в таких условиях, будет практически прозябать и деградировать. Город может развиваться только как единый организм, изоляция (даже искусственная) какой-то его части приведет либо к неоправданно высоким затратам на обеспечение жизнедеятельности этого района, либо к существенному отставанию в социальном и инфраструктурном плане от остального города. Поэтому для преодоления подобных негативных факторов в городе необходимо проводить районирование. Конкретными причинами необходимости районирования города являются:

  • — необходимость юридического выделения географически обособленного населенного пункта (как части города) или микрорайона города;
  • — обеспечение сохранности исторической части города, с введением особого порядка управления;
  • — интенсивное новое строительство со значительным увеличением численности жителей в новых микрорайонах;
  • — вывод из центральной (исторической) части города загрязняющих или непрофильных, но необходимых городу предприятий, с размещением их в пригороде и другие.

Процесс территориального роста города также является причиной районирования. Расширение территории города осуществляется не только освоением и застройкой внутренних резервных территорий, но и путем:

  • — присоединения свободных или застроенных территорий, не входящих в границы города, с сохранением части характеристик прежних населенных пунктов;
  • — поглощения малых городов или поселков крупным городом (мегаполисом) с утратой прежних характеристик поглощенного населенного пункта;
  • — объединения (срастания) «равных» городов.

При подготовке и принятии городских нормативных правовых актов по районированию города нужно учитывать следующие факторы:

  • а) исторически сложившуюся структуру города;
  • б) привычные пути ежедневной миграции населения (на работу и обратно);
  • в) географические особенности местности (реки, открытые водоемы, лес, овраг и др.);
  • г) расположение инженерных сетей и транспортных путей с целью создания более удобной системы их использования и управления районом;
  • д) перспективу развития микрорайонов и обеспечения их жителей всем необходимым спектром товаров и услуг (торговля, общественное питание, образование, медицина, социальная помощь и т. п.).

Кроме того, важно соответствие территориально-правовой основы города принципу — экономической эффективности (финансово-бюджетной достаточности) территории. Это означает, что на территории города должно проживать и работать (может разместиться) такое количество налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц), что собираемый доход обеспечивал бы хотя бы минимальную достаточность и сбалансированность городского бюджета. Это в худшем случае, а в лучшем город должен обеспечивать свое поступательное социально-экономическое развитие.

К сожалению, сегодня пока не приходится говорить не только об экономической эффективности территорий, но и даже о минимальной сбалансированности и финансово-бюджетной достаточности. Это одна из ключевых проблем современных городов причинами которой, на мой взгляд, являются:

  • — остающаяся слабой и неразвитой местная экономика, не способная обеспечить нужный объем налоговых поступлений в бюджет города (кроме крупных городов);
  • — не продуманная налоговая политика, приведшая к массовой дефицитности городских бюджетов (особенно средних и малых городов) и перераспределению налоговых поступлений в пользу вышестоящих бюджетов (региональных и федерального):
  • — отсутствие сбалансированного и юридически корректного федерального и регионального законодательства, реализующего приоритет населения и территорий, в противовес отраслевому походу.

Следующие три принципа так или иначе связаны с единством территории и ключевым принципом является принцип организационно-правовой обособленности — определяющего статус города, как самостоятельного субъекта правовых, экономических и социальных отношений. Выше была подробно изложена позиция автора по этому вопросу, но здесь необходимо добавить, что такой статус не может быть реализован без учета принципа территориальной целостности и стабильности, который требует обеспечения единства управления и развития всей территории города, стабильность, легитимность и преемственность городской власти.

Очень важно при этом, чтобы в городе был реализован принцип определенной духовной общности горожан, желающих жить именно в этом месте, ощущающих свое единство с малой родиной. Действие этого принципа дает городским властям редкую возможность получить максимальную моральную и политическую поддержку населения, но, в свою очередь, он требует очень внимательного отношения к национально-территориальным и культурно-этническим особенностям территории, ее историческому прошлому, грамотному патриотическому по отношению к своему городу воспитанию горожан.

По мнению В. Б Зотова, при установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположные тенденции[6].

  • 1. Приближение местной власти к населению и, как следствие, уменьшение размера территории муниципального образования. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления:
    • — принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации (эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения);
    • — принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченности территории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти;
    • — принцип транспортной (пешеходной) доступности органов местного самоуправления для граждан в течение рабочего дня (может не применяться на территориях с низкой плотностью).
  • 2. Противоположная тенденция — укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуры.

A. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков считают, что при установлении оптимальной территории должны быть соблюдены следующие принципы[7]:

  • — принцип баланса субъекта и объекта управления: прежде чем определять территорию, необходимо четко представлять цели существования на ней органов власти и перспективы ее развития, полномочия местного самоуправления и возможности их осуществления в рамках предполагаемых границ;
  • — принцип минимизации уровня исполнения полномочий — полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально близком к населению уровне власти, на котором можно обеспечить относительную замкнутость цикла оказания услуги, т. е. с максимальной эффективностью;
  • — принцип учета целей и предметов ведения, которые выделены для органов местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации. Именно в этом принципе реализуется тот потенциал, который имеется у органов местного самоуправления благодаря знанию местных условий и подконтрольности населению.

B. Н. Парахина, Е. В. Галеев и Л. Н. Ганшина, обобщая изложенные выше подходы, устанавливают требования к территории:

1) территория муниципального образования должна определяться на основе изучения и учета интересов проживающего на ней населения;

  • 2) наличие интересов совместного проживания и хозяйствования — основной фактор, определяющий единство территориального управления;
  • 3) наиболее эффективно исполнение полномочий на минимально возможном уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость хозяйственного цикла предоставляемых населению социальных услуг[8].

Таким образом, можно сказать, что вопрос фактического установления территориально-правовой основы конкретного города — это весьма неоднозначный и важный элемент формирования оптимальной и эффективной системы обеспечения жизнедеятельности города. Он носит строго индивидуальный характер и для его формирования необходимо учитывать целый комплекс правовых, экономических, социальных и географических факторов.

Структура территориальной основы города включает:

  • 1) территорию, обладающую юридическими и структурно-функциональными характеристиками (потенциал и материальные ресурсы);
  • 2) жителей (горожан) как признак города, неотделимый от территории;
  • 3) нормы права, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением связи территории, населения и обеспечения жизнедеятельности города;
  • 4) правосубъектность населения;
  • 5) правовой статус территории.

Территория города складывается из различных видов внутренних территорий (зон), обладающих различным целевым назначением и соответственно различным правовым статусом.

Зонирование городских территорий в соответствии со статьей 85 Земельного Кодекса РФ[9] и статьей 35 Градостроительного Кодекса РФ[10] — это деление территории города на зоны главным образом по функциональному признаку: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ст. 35).

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В свою очередь, исходя из данного перечня, городские земли можно разделить:

  • 1) на земли городской застройки (занятые жилыми, административными, промышленными и другими зданиями и сооружениями);
  • 2) земли, предназначенные под застройку и развитие города (резервные);
  • 2) земли общего пользования (улицы, площади, набережные и пр.), предназначенные для внутригородского движения, организации отдыха и др. культурно-бытовых нужд;
  • 3) земли, занятые городскими лесами, парками, скверами и другими зелеными насаждениями и рекреационными зонами;
  • 4) сельскохозяйственные земли и угодья, используемые для хозяйственных нужд города;
  • 5) водные объекты (реки, озера, пруды и т. п.)
  • 6) земли, отведенные под объекты энергоснабжения (ЛЭП, газопроводы и т. п.), железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
  • 7) земли особо охраняемых территорий и объектов.

Укрупненно, территорию города можно разделить на три вида.

  • 1. Селитебная территория (зона) — часть планировочной структуры города, включающая:
    • — жилые районы и микрорайоны[11];
    • — общественно-торговые центры, улицы, проезды, магистрали;
    • — объекты озеленения.

В селитебной зоне могут размещаться отдельные коммунальные и промышленных объекты, не требующие устройства санитарнозащитных зон[12].

Н. И. Краснов в Большой советской энциклопедии так определял селитебную территорию: «земельные участки, занятые городами и населенными пунктами городского типа, а также предназначенные для городского строительства».

Он также выделял селитебные земли как особую категорию земель, предназначенных для строительства жилых и общественных зданий, промышленных предприятий, дорог, улиц, площадей и т. п. в пределах городов и поселков городского типа[13]. В современном земельном законодательстве этот термин заменен термином «городские земли».

Частью селитебной территории является жилая территория (этот термин используется чаще в нормотворческой и правоприменительной практике), которая, в свою очередь, состоит из жилых районов и микрорайонов.

  • 2. Застроенная территория — территория, на которой: либо имеются существующие или строящиеся здания и сооружения; либо намечены к строительству здания и сооружения.
  • 3. Историческая территория города — территория, в пределах которой расположены:
    • — объекты недвижимого историко-культурного наследия и зоны их охраны;
    • — заповедные территории;
    • — иные историко-культурные ценности.

Географически территория города — это некий участок земли, на котором в соответствии с архитектурно-строительными планами и нормами размещены здания и сооружения, инженерная, транспортная и социальная инфраструктура.

По мнению Л. А. Велихова, одним из немаловажных факторов, влияющих на город, являются географические особенности его расположения, в указанной работе он блестящее анализирует эти факторы.

Значение рек весьма велико в образовании и развитии города с древнейших времен. Функции, которые выполняет река для города можно представить:

  • — как источник питьевой воды;
  • — источник хозяйственной воды (для технических нужд);
  • — естественные транспортные пути;
  • — место отдыха и спорта;
  • — эстетический элемент городской среды.

Значение морей и озер. Озера с успехом могут заменить реки в выполнении вышеперечисленных функций (может кроме транспортных). Море же, не являясь источником питьевой воды, с большим успехом реализует все другие функции и играет важнейшую роль в международном торговом обмене и транспорте. Но, как отмечают географы, наилучшим расположением является не приморское, а на судоходной реке недалеко от моря (Лондон, Рим, Гамбург, Руан, Бордо).

Значение гор и возвышенностей. Большинство древних городов-крепостей строились на холмах или в горах с целью обеспечения более надежной защиты от врагов (Москва, Киев, Прага, Будапешт и др.). Но горы, обладая запасами полезных ископаемых и, несомненно, живописной привлекательностью, создают для современного города дополнительные трудности: сложности транспортного обеспечения, трудность планировки и строительства в городе, ограниченные возможности роста города из-за отсутствия свободной земли, часто относительно высокая сейсмичность гор требует особых условий обеспечения безопасности жителей и др.

Значение почвы (поверхности и недр). Значение в данном случае имеет геология земли в месте расположения города, обеспечивающая удобство строительства и развития города. Плодородность почвы, ранее считавшаяся весьма выгодным фактором развития города, в современных условиях состояния мировой торговли и транспорта серьезного значения уже не имеет. Может быть, как положительная причина для садово-дачного и подсобного огородного хозяйства.

Гораздо большее значение имеет наличие тех или иных полезных ископаемых, добываемых недалеко от города. Это часто становится причиной строительства нового и существенного роста старого города, так как для освоения недр приезжает много новых жителей, для города экономически выгодны добывающие и перерабатывающие сырье отрасли. Так возникали целые городские агломерации: Рурская и Селезская области в Германии, Уральский промышленный и Западносибирский газо-нефтеносный регионы России и др.

Значение климата можно определить как косвенный фактор создания благоприятных условий для проживания и ведения городского хозяйства, но нельзя сказать, что города возникали и росли только в благоприятном климате. Имеется значительное количество городов (в России, скандинавских странах, Гренландии и др.), где климатические условия весьма далеки от благоприятных, однако есть факторы (прежде всего экономические), которые обеспечивают не только существование, но и развитие городов[14].

Социолог Н. П. Анциферов при изучении возникновения и роста городов также рассматривает географические условия, среди которых выделяет рельеф местности; влияние местоположения на план города; почва, на которой расположен город; характер климатических условий; природные богатства прилегающих районов. Ученый пишет, что вне основательного знакомства с краем и изучения действительных сил, связывающих город со страной, не может быть знания города. Он подчеркивает: «изучая местные условия, нужно учесть, что город сам влияет на них, создавая: свой воздух, свою почву, свою флору и фауну»[15].

Таким образом, можно сделать вывод, что территориально-правовая основа города складывается из трех составляющих:

  • 1) территории, обладающей радом характеристик:
    • — пространственные пределы,
    • — географические и природно-климатические,
    • — демографические,
  • — социальные,
  • — юридические,
  • — экономические,
  • — функциональные.
  • 2) системы правовых норм, регулирующих отношения территориальной организации города;
  • 3) система правовых отношений, в которых эти нормы реализуются.

Результатом правового регулирования территории города является различный правовой статус ее частей, устанавливаемый законодательством РФ.

Земельный Кодекс РФ в статье 83 определяет понятие земель и границ населенных пунктов:

  • — землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов;
  • — границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Статья 84 регламентирует порядок установления или изменения границ населенных пунктов. Особенностью изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя является решение Совета Федерации РФ.

Земельный Кодекс РФ (ст. 85) дает состав земель населенных пунктов, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • 1) жилым;
  • 2) общественно-деловым;
  • 3) производственным;
  • 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
  • 5) рекреационным;
  • 6) сельскохозяйственного использования;
  • 7) специального назначения;
  • 8) военных объектов;
  • 9) иным территориальным зонам.

Для городов из этого перечня, казалось, нужно исключить земли сельскохозяйственного использования, однако, как показывает практика, это будет ошибкой. Примером могут служить такие города, как Москва и Севастополь, в границу которых входят значительные площади сельско-хозяйственных угодий (пашни, фермы, виноградники, сады и т. п.).

Градостроительный кодекс РФ регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»[16] определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и это определяет их правовой статус в городах.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

  • а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • б) национальные парки;
  • в) природные парки;
  • г) государственные природные заказники;
  • д) памятники природы;
  • е) дендрологические парки и ботанические сады;
  • ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий в городах (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное (городское) значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

В современном мире на формирование территориально-правовой основы города серьезное влияние оказывают правовые проблемы урбанизации. Особенно актуальной становится задача правового обеспечения жизнедеятельности мегаполисов.

  • [1] Рикардо Боффиль — известный испанский архитектор-градостроитель.
  • [2] Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987.
  • [3] Толковый словарь Ефремовой. URL: www.efremova.info/word/territorija.html.
  • [4] Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов.энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940.
  • [5] Астафичев П. А. Муниципальное право России: учеб, пособие. М.: РИОР ;ИНФРА-М, 2010. С. 102.
  • [6] Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова.М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  • [7] Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальнымхозяйством: учеб, пособие. М.: Дело, 1998.
  • [8] Парахина В. Н., Галеев Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учеб, пособие. М.: КноРус, 2010. С. 22.
  • [9] Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от03.08.2018) // Собрание Законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.
  • [10] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред.от 03.08.2018) / Собрание законодательства РФ, 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
  • [11] Микрорайон (квартал) — структурный элемент жилой застройки площадью, какправило, 10—60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицамии дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений); границами, как правило, являются магистральныеили жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. Жилой район —структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживанияне более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральныеулицы и дороги общегородского значения. — СНиП 2.08.01−89* (с изм. от 30.04.1993 г.№ 18−12 и от 11.10.1994 г. № 18−21, утвержденными постановлениями Госстроя России (Минстроя).
  • [12] Санитарно-защитная зона — это озелененная территория специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия, размерыи организация которой зависят от характера и степени вредного влияния промышленности на окружающую среду.
  • [13] Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • [14] Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйствования. М.; Л., 1928. С. 94—101.
  • [15] Анциферов Н. П. Пути изучения города как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л., 1926. С. 30—33.
  • [16] Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. 20.03.1995. № 12.Ст. 1024.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой