Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституции Российской Федерации: сущность и функции, юридические свойства и структура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ч. 2 ст. 13 Конституции РФ закрепляется положение о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Это положение не означает, что Конституция РФ вообще отрицает существование какой-либо государственной идеологии. В Конституции РФ закреплена мировоззренческая модель общедемократического общественного строя. В качестве одного из принципов этой… Читать ещё >

Конституции Российской Федерации: сущность и функции, юридические свойства и структура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность и функции Конституции РФ.

Конституция узаконивает модель государственного и общественного строя, ставит в правовые рамки политическую власть, общество и свободу личности, учреждает систему ценностей, в том числе политические и нравственные, принципы в отношениях власти и человека. Согласно принципам правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ) и верховенства Конституции РФ (ч. 2 сг. 4 Конституции РФ) Российское государство, общество и человек осуществляют свою деятельность в правовой форме, где приоритетом является Конституция РФ. Особая значимость Конституции РФ предопределяет необходимость раскрытия ее сущности.

Сущность конституции — основное неотъемлемое свойство конституции, характеризующее ее содержание.

Исследователи выделяют юридическую сущность конституции, т. е. способность обладать высшей юридической силой, а также социально-политическую сущность[1]. Традиционно социально-политическая сущность определяется социально-политическим назначением конституции, тем, чьи интересы и в какой мере отражает данный документ в обществе.

По этому вопросу в научной литературе нет единого подхода.

  • 1. При формально-юридическом (нормативистском) подходе социально-политическая природа конституции не исследуется. Внимание обращается на правовые свойства конституции: верховенство, особую юридическую силу, механизм действия и охраны конституции.
  • 2. Согласно теологической теории конституция устанавливает основные правила бытия государства и общества. В этих правилах отражается воля всевышнего, провидения. Конституция по своей природе освящена волей творца, поэтому конституция служит всем людям. В ряде конституций прямо закрепляется идея божественного происхождения (или божественной связи) конституции. Например, в ст. 1 Конституции Саудовской Аравии закрепляется, что «Конституция — Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка», в преамбуле Конституции Ирландии провозглашается, что «Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти», народ устанавливает для себя Конституцию.
  • 3. Сторонники общественного договора сущность конституции изначально видели в общественном договоре, на основе которого утверждались естественные права человека, народный суверенитет, организация государственной власти. Согласно этому представлению конституция рассматривается как результат договора между всеми членами общества по установлению общих правил жизни в государстве и обществе. Поэтому конституция — это результат единства мнений всех членов общества и предназначена для всех и всеми принимается. Несомненно, что принцип единства мнений всех членов общества — это политический идеал.

Зарубежный опыт Как пишет А. Шайо, Конституция США 1787 г. провозглашалась от имени всего народа, однако 95% американцев, проживавших на территории Штатов, не смогли участвовать в процессе ратификации своей Конституции, принятой не вполне уполномоченном на это органом[2].

  • 4. Согласно идеям школы естественного права в конституции только тогда отражается подлинная сущность народного акта, когда в ней находит выражение многовековой опыт и традиции данного народа, нации. В противном случае конституция закрепляет волю отдельных групп, которая не соответствует воли народа.
  • 5. Позицию социал-демократического направления наиболее точно выразил Ф. Лассаль, который определил конституцию как действительное отношение общественных сил страны.

Точка зрения Как полагает Ф. Лассаль, конституция — основной закон потому, что она является той силой, которая направляет все другие законы и общественные учреждения. А сила эта исходит из того фактического соотношения сил, которое существует в данном обществе. К реальным фактическим силам, составляющим конституцию, относятся: король, дворянство, крупные промышленники, мелкая буржуазия и рабочие, а также общая культурность[3].

6. В марксистско-ленинской теории на первый план ставится классовый характер общественных отношений. В конституции отражается соотношение сил в классовой борьбе, результат этой борьбы. Сущность конституции зависит от того, какой класс победил в политической борьбе за государственную власть и закрепил в ней свое политическое превосходство перед другими классами.

Точка зрения.

«Сущность конституции, — писал В. И. Ленин, — в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе»[4].

7. Согласно современным общедемократическим представлениям сущность конституции предполагает, что она выражает волю большинства народа, при этом в конституции выражается не только воля того большинства, которое проголосовало за данную конституцию, но и волю меньшинства граждан.

Точка зрения По мнению М. В. Баглая, конституция выражает добровольный компромисс, выражающий общую заинтересованность решать проблемы власти и свободы на основе закона, а не применения силы[5].

Конституция РФ по способу своего принятия и по содержанию основных своих положений ближе к общедемократическим оценкам своей сущности. Она принята всенародным голосованием, большинством избирателей; от лица многонационального народа (преамбула Конституции РФ) и народ в соответствии с ней является единственным источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ).

Точка зрения Как полагают Т. Я. Хабриева и В. Е. Чиркин, сущность Конституции РФ выражается в закреплении совпадающих жизненных интересов народа при приоритете интересов доминирующего социального слоя, юридическое выражение достигнутого в обществе компромисса на базе признания общечеловеческих ценностей[6].

Вместе с тем история становления и принятия Конституции РФ показывает, что конституция готовится отдельными группами людей, за которыми стоят определенные социальные и политические силы. Принятие конституции — это процесс острейшей политической и идеологической борьбы. Принятие каждой конституции — это обязательно борьба мнений, идейнополитических и мировоззренческих позиций, за которыми стоят интересы больших или малых социальных групп, наций, народностей. В любом случае в сущности конституции отражается элемент соотношения социальных сил в обществе по поводу обладания политической властью, близости к ней.

Точка зрения По мнению Н. В. Витрука, конституция в демократическом правовом государстве есть результат известного политического согласия. Интересы той или иной политической силы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять с другими политическими силами. Наиболее учитываются интересы влиятельных политических групп[7].

По своей сущности Конституция РФ является выражением воли многонационального народа Российской Федерации, которая проявляется и обеспечивается с учетом соотношения различных социальных сил российского общества по поводу наиболее полного обеспечения их политических и социальных интересов.

Социально-политическая сущность конституции наиболее полно проявляется в ее функциях.

Функции конституции — основные направления ее воздействия на общественные отношения или различные проявления ее назначения.

К важнейшим функциям конституции относятся:

  • — учредительная;
  • — идеологическая;
  • — юридическая;
  • — организационная;
  • — внешнеполитическая;
  • — социально-экономическая, в том числе функция стратегического планирования;
  • — функция выражения основных конституционных ценностей.

Учредительная функция проявляется в регулировании общественного развития посредством установления новых форм и институтов в экономике, политике, социальной сфере, правовой и нравственной областях. Так, в Конституции РСФСР 1918 г. были учреждены: новая природа власти — диктатура пролетариата; новая форма политической власти — республика Советов, новая форма государственного устройства — федерация, новая система выборов. В Конституции РСФСР 1978 г. расширялся перечень основных прав и свобод, уточнялась система органов государственной власти. Конституция РФ 1993 г. учредила принципиально новую систему политических, правовых и экономических институтов; установила особые для России институты власти, например, статус Президента РФ с ведущей ролью в системе разделения властей.

Учредительная функция конституции заключается также в определении новых направлений общественного развития, нового перечня политико-правовых ценностей. В частности, в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ закрепляется принцип признания и защиты равным образом различных форм собственности — это новый подход к экономическому развитию страны, основанный на экономическом многообразии.

Идеологическая функция характеризует наполнение конституционного воздействия мировоззренческими ценностями. В любой конституции закрепляется определенная идеологическая модель. В советских конституциях эта позиция определялась прямо и однозначно. Например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. провозглашалось, что народ РСФСР, руководствуясь идеями научного коммунизма, принимает настоящую Конституцию.

В ч. 2 ст. 13 Конституции РФ закрепляется положение о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Это положение не означает, что Конституция РФ вообще отрицает существование какой-либо государственной идеологии. В Конституции РФ закреплена мировоззренческая модель общедемократического общественного строя. В качестве одного из принципов этой идеологической модели выступает конституционный принцип идеологического многообразия. Следовательно, можно сказать, что в Конституции РФ закрепляется определенная система мировоззренческих ценностей, которая отрицает монополию какой-либо партийной или государственной идеологии, кроме идейных установок, закрепленных в Конституции РФ. Только они являются общеобязательными, на них нельзя посягать или подменять партийными директивами.

Духовно-нравственная функция выражается в утверждении философско-нравственных ориентиров нового строя. Заметим, что в советских конституциях было множество морально-политических оценок и установок. Например, ч. 2 ст. 8 Конституции РСФСР 1978 г. обязывала трудовые коллективы воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности, а ст. 25 провозглашала задачу народного образования служить делу коммунистического воспитания.

Конституция РФ 1993 г. выражает определенную систему духовных и нравственных ценностей. В ее преамбуле декларируются в качестве высших духовно-политических ценностей «сохранение исторически сложившегося государственного единства»; «почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»; в ч. 1 ст. 59 провозглашается, что защита Отечества является долгом гражданина России; в ч. 3 ст. 55 устанавливается, что права и свободы могут быть ограничены, в том числе в целях защиты нравственности.

Юридическая функция наиболее соответствует качеств}' конституции как закону. Эта функция проявляется в том, что конституция:

  • — устанавливает новые или корректирует существующие способы правового регулирования национального права в целом;
  • — непосредственно осуществляет правовое регулирование общественных отношений;
  • — мотивирует развитие законодательства и правоприменительной практики для наиболее точного осуществления общих установок конституции.

Например, Конституция РФ имеет прямое действие па всей территории страны (ч. 1 ст. 15); содержание конституционных норм, практика их применения являются источником развития для всей системы права.

Организационная функция конституции показывает, что ее воздействие обладает мощным управленческим потенциалом. Учреждение основ нового строя, отдельных институтов власти или права одновременно обязывает государство и общество выстраивать соответствующие институты и отношения. Например, в Конституции РФ закреплена новая модель федеративных отношений. Она обусловила длительную организационную работу по перестройке всего механизма взаимоотношений федерального центра (Российской Федерации) и субъектов РФ в правовой, экономической, социальной областях. В экономической сфере Конституция РФ закрепила принципы новой экономики: свободу экономической деятельности, конкуренцию, ограничение монополистической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) и др., что обусловило необходимость перестройки всего государственного механизма ведения народного хозяйства.

Внешнеполитическая функция проявляется в построении модели взаимодействия с мировым сообществом, закреплении принципов и норм международной политики России. Например, согласно преамбуле Конституции РФ, Россия признает себя частью мирового сообщества и в то же время Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

В России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры признаются составной частью ее правовой системы и устанавливается определенный приоритет международных договоров по отношению к федеральным законам (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). В то же время Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и все правовые акты, принимаемые в России, не должны ей противоречить (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Социально-экономическая функция проявляется в установлении и воздействии на экономическую и социальную системы общества. Суверенитет народа, суверенность государства, свободное развитие личности базируются на прочной и эффективной экономике, способной обеспечить стабильный и достойный уровень жизни граждан и материальные ресурсы для обороны, безопасности страны. Конституция устанавливает основы правового воздействия на экономические процессы, принципы рыночной экономики, равную правовую защиту форм собственности, определяет полномочия государственных органов в экономической и социальной сферах.

Например, в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ); политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

В советских конституциях много внимания уделялось целям развития общества. Так, в ст. 9 Конституции РСФСР 1978 г. закреплялись основные направления развития политической системы общества: дальнейшее развертывание социалистической демократии, все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата и др.

Элементы целевого планирования есть и в Конституции РФ. Так, принцип социального государства содержит в себе стратегическую установку государственной власти осуществлять политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (сг. 7 Конституции РФ). В п. «е» ст. 71 Конституции РФ к исключительным предметам ведения Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Исходя из этого, можно выделить функцию стратегического планирования общественного развития.

Например, согласно ст. 25 Конституции Мексиканских Соединенных Штатов государство направляет национальное развитие с целью гарантировать его целостный и прочный характер, укрепляя суверенитет нации и демократический режим страны. Государство планирует, руководит, координирует и направляет деятельность в сфере национальной экономики, способствует регулированию и поощрению деятельности, которая отвечает всеобщим интересам. В соответствии с ч. 1 ст. 166 Конституции Турции планирование экономического, социального и культурного развития — обязанность государства.

Названный перечень функций не является исчерпывающим. Расширение этого перечня зависит от того, насколько разнообразно конституция воздействует на общество. В частности, Конституция РФ является выразителем и носителем важнейших правовых ценностей. Они распространяются на всю правовую систему, на законодателей и правоприменителей. Конституция РФ — основной ценностный ориентир в российской правовой материи.

Точка зрения Конституция РФ, подчеркивает В. Д. Зорькин, есть выражение основных юридических ценностей, таких как права и свободы человека; верховенство права; справедливость и равенство; демократическое, федеративное, правовое и социальное государство; разделение властей; парламентаризм; правовая экономика. Тем самым Конституция позволяет стране находиться на столбовом пути всемирной истории, а не на ее задворках. Через призму конституционных ценностей строятся отношения человека, его прав и свобод, с одной стороны, и государства — с другой[8].

  • [1] См.: ОсавелюкА. М. Конституционное право зарубежных стран: учеб, пособие. М., 2010.С. 35.
  • [2] См.: Шайо Л. Самоограничение власти. С. 27.
  • [3] Лассаль Ф. О сущности конституции // Конституционное право: учеб, пособие: в 2 ч.Ч. II. Конституционно-правовая мысль XIX—XX вв. (Хрестоматия по общему конституционному праву). М.: Юридический колледж МГУ, 1994. С. 42—43.
  • [4] См.: Лепин В. И. Поли. собр. соч. Т. 17. С. 345—346.
  • [5] См.: Баглай М. В. Конституционное право России. М., 2000. С. 66.
  • [6] См.: Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 37—45.
  • [7] См.: Витрук Н. В. Верность Конституции. С. 8—9.
  • [8] См.: Зорькин В. Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Конституционныеценности в теории и судебной практике: сб. дока. М., 2009. С. 48.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой