Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разнообразие пищи в популяциях аридной зоны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рационы скотоводов-кочевников не столь разнообразны. У народов, сочетающих скотоводство с торговлей, обменом и хотя бы минимальной обработкой земли (например, у суданских баггара), основу кухни составляют просо, мясо, верблюжье молоко и различные продукты из него, съедобный гибискус, лук, чеснок, красный перец, сушеные томаты, растительное масло. Верблюжье молоко и продукты из него обеспечивают… Читать ещё >

Разнообразие пищи в популяциях аридной зоны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Условия почвы и климата в аридной зоне по большей части неблагоприятны для земледелия. Соответственно, большую часть пищи обеспечивают продукты собирательства, охоты и разведения скота.

И разнообразие продуктов, и пищевой режим жителей пустынь могут сильно варьировать под влиянием как экологических (биологических), так и культурных факторов. Среди биологических факторов в первую очередь следует выделить колебания доступности пищевых ресурсов в разное время года. Для традиционных обществ аридных регионов характерны резкие сезонные снижения в поступлении пищи или голодовки.

(гипокалорийнме прессы). У скотоводов-кочевников саванн они приурочены к сухому сезону и началу влажного.

Разнообразие пищи у коренных жителей пустынь зависит также от принадлежности к культурно-хозяйственному типу, от того, насколько тесно в укладе гой или иной этнической группы переплетаются элементы земледелия, охоты и скотоводства, развиты ли торговля и обмен с соседними группами.

По мнению С. Л. Лругюнова, 70−80% диегы охотников-собирателей аридной зоны приходится на растительную пищу. Например, основу рациона аборигенов Западного Техаса в древности составляли наземные растения рода опунция и агава. Об этом говорят характер микроповреждений эмали зубов, состав копролитов, микроэлементный состав мумий древних индейцев, населявших эти аридные территории (Danielson, lleinhard, 1998).

Вместе с гем для охотников-собирагслсй пустынь, полупустынь и саванн характерно широкое разнообразие употребляемых в пищу видов нс только растений, но и животных. Так, бушмены Кунг используют в пищу как минимум 105 видов растений и 144 вида животных (Lee, 1984). Еще разнообразнее диега аборигенов Северного Квинсленда Австралии: их рацион включает примерно 240 видов растений и 120 видов животных (Gould, 1981).

В некоторых регионах (и возможно — в определенные периоды) нища животного происхождения может превалировать. В табл. 6.1 приведены данные Ф. Роуза (1981) о числе употребляемых в пищу видов животных и растений и их доле в рационе аборигенов пустынь Центральной Авс тралии. Необходимо заметить, что применение таксономического термина «вид» в данном случае не совсем корректно, и поэтому мы заменяем его нейтральным для биолога словом «категория».

Таблица 6.1.

Организмы, употребляемые в пишу аборигенами Центральной Австралии.

(Роуз, 1981)

Класс организмов.

Число катсю|жй.

Доля d диеге (%).

Наземные животные (включая пресмыкающихся).

111нцы водные, древесно-кустарниковые.

Растения.

Животные и рыбы морские и пресноводные.

Моллюски, членистоногие.

И т о г о.

Согласно наблюдениям Ф. Роуза лишь 18% диеты австралийцев приходится на растительную пищу. М. Meggitt (1957), однако, полагает, чго растения обеспечивают до 80% рациона аборигенов пустынь Центральной Австралии. Эти расхождения, скорее всего, объясняются сезонными вариациями в составе пищи коренных жителей пустынь.

Рационы скотоводов-кочевников не столь разнообразны. У народов, сочетающих скотоводство с торговлей, обменом и хотя бы минимальной обработкой земли (например, у суданских баггара), основу кухни составляют просо, мясо, верблюжье молоко и различные продукты из него, съедобный гибискус, лук, чеснок, красный перец, сушеные томаты, растительное масло. Верблюжье молоко и продукты из него обеспечивают баггара 20−25% общей калорийности пищи (/loiter, 1988). Подобный же образ жизни ведут датога Танзании — группа полукочевых скотоводов, обитающая в засушливой саванне в районе озера Эйяси. Датога разводят коров, овец и коз, часть животных обменивают на зерно (Sellen, 1999). Основу диегы туарегов составляют просо, рис, финики, сорго и молоко. Потребление этих основных продуктов варьирует в зависимости от времени года. Разнообразят рацион добавки из семян дикорастущих растений, покупная пшеница, дикорастущие ягоды, поджаренные и высушенные насекомые (кузнечики, саранча). Мясо диких и домашних животных попадает на стол не часто, преимущественно по праздникам {Лот, 1989).

Еще более скудный вариант дие гы характерен для скотоводческих народов Восточной Африки (масаев, туркана, покогов). Их традиционная диета основана в первую очередь на молоке, и в гораздо меньшей степени — на других продуктах животноводства. Рацион нгисонойока туркана (Кения) включает кровь и мясо мелкого рогатого скота, молоко коровье и особенно верблюжье (на него приходится до 45% пищи пастухов). Скот выменивается лишь на зерно кукурузы и сахар.

В целом можно сказать, что для скотоводов-кочевников тропических и внетропических аридных зон характерно стремление к увеличению поголовья скота. Однако забой на мясо домашних животных означает уменьшение стада и, соответственно, ведет к снижению собственного престижа. Как писал исследователь общества туарегов Северной Африки А. Лот (1989), «пастух держит скот для того, чтобы получать от него продукты и либо потреблять их, либо продавать, чтобы обеспечить себя другими продуктами или же приобрести одежду. А сам он употребляет мясо в пищу весьма умеренно, ибо убой скота наносит ущерб его капиталу». Противоречия отчасти снимаются переходом к использованию «восполнимых продуктов скотоводства»: молока и крови домашних животных, но не их мяса (конверт 6.1).

Кровь животных в диете скотоводов Восточной Африки Традиционно скотоводы засушливых саванн Восточной Африки не рассматривают скот как потенциальный источник мяса. Для них стадо — показатель престижа, символ богатства. Повредить бычку или корове, тем более пустить их на мясо — для масая прежде всего означает понизить свой социальный статус. Только во время засухи обычай и суровая необходимость допускают зарезать безнадежно ослабевшее животное. Как ни удивительно, но благодаря этому именно последняя треть тяжелого засушливого сезона у скотоводов саванн — самое «мясное» время года.

Таким образом, присущий скотоводам-кочевникам восточноафриканских равнин тип животноводства можно охарактеризовать как «сберегающий». Европейские традиции предполагают в такой ситуации только молочное животноводство.

В Африке традиции иные. Путешественников прошлого поразил обычай покотов, масаев, туркана использовать в пищу не только молоко, но и кровь домашних животных. В англоязычной этнографической литературе появилось даже специальное словечко — по аналогии с «молочным скотом» («milk animal») используется термин «bleed animal», который можно перевести как что-то вроде «кровоносного скота».

Одна из жанровых сцен, представленных на диорамах нью-йоркского Музея естественной истории, иллюстрирует именно этот обычай скотоводов саванн и полупустынь Восточной Африки. Яремную вену — поверхностный кровеносный сосуд на шее молодого бычка — мужчины прокалывают острым наконечником стрелы. Чтобы вена расширилась, на шею животного наложен ременный жгут. Когда необходимое количество крови стечет в подставленный сосул ремень уберут. Стенки вены спадутся, и кровотечение прекратится. Иногда ранку дополнительно замазывают глиной, чтобы предотвратить заражение. Считается, что лучше брать кровь у того же животного не раньше, чем через два месяца.

Нужно подчеркнуть существенные детали. Прежде всего, вопреки утверждениям авторов некоторых популярных статей, масаи не готовили себе пищу, смешивая кровь и молоко. Такая смесь употреблялась редко, и не как пища, а как рвотное или слабительное: согласно обычаю следовало полностью «очистить» желудок и кишечник, прежде чем перейти от мясной пищи к молочной, или наоборот. Кроме того, важно иметь в виду, что основой рациона скотоводов засушливых саванн было и остается, конечно, молоко. Свежую кровь пастухи африканских саванн пили в середине засушливого сезона — в период, когда молока уже не хватало, но скот еще не страдал от бескормицы настолько, чтобы нужно было забивать на мясо безнадежно ослабевших животных.

В наши дни практика использования крови домашнего скота для пополнения диеты в период низкой продукции молока уже редко встречается у скотоводов-масаев, хотя она по-прежнему распространена у туркана.

ЛИТЕРА ТУРА

Тернбул К.М. Человек в Африке. М.: Наука, 1981.

Little М.А. Human biology of African pastoralists//Yearbook of Physical Anthropology. 1989. # 32. P. 215;

247.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой