Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Книжная миниатюра. 
История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В шитье помимо шелковых нитей используются металлические — золотые и серебряные. Широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Сложные узоры, подчеркнутая роскошь характерны для изделий мастерской царицы Анастасии Романовны, но еще более — для мастериц Евфросиньи Старицкой. Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. В Оружейной палате… Читать ещё >

Книжная миниатюра. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV в. претерпели большие изменения в связи с заменой пергамена бумагой. Это в первую очередь сказалось на технике и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. " Евангелие" 1507 г., исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохранило в миниатюрах густой цвет. Изящество рисунка, колористическое богатство, изысканный золотой орнамент принесли роскошно иллюстрированному «Евангелию» огромный успех и вызвали ряд подражаний (" Евангелие Исаака Бирева" ; 1531, РГБ). Но уже в «Житии Бориса и Глеба» , исполненном в 1520-х гг., рисунки выполнены легким контуром, прозрачными, похожими на акварель красками и мало напоминают те, что были в рукописях XV в. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстраций, например «Великие Четьи Минеи» — сводный многотомный труд художников, организованных митрополитом Макарием (в один из томов вошла «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, ГИМ), или Лицевой летописный свод, украшенный 16 тыс. миниатюр на темы исторические, жанровые, военные и проч. В 1564 г. дьякон кремлевской церкви Иван Федоров (ок. 1510−1583) и типограф Петр Тимофеевич Мстиславец напечатали " Апостол" . Ему предшествовала первая русская анонимная печатная книга — «Евангелие» 1556 г. (по другим сведениям — 1553; мастер Маруша Нефедьев «со товарищи»). Печатные книги вызвали к жизни гравюру на дереве — ксилографию — и способствовали развитию различных стилей орнамента и разного характера инициалов и заставок. Неовизантийский, балканский, старопечатный орнамент — во всех стилях проявилась народная фантазия, в которой еще живы были отзвуки полуязыческих представлений.

Декоративно-прикладное искусство и скульптура

Лучшие мастера, объединенные в царских и митрополичьих мастерских, работали также в области декоративно-прикладного искусства и в скульптуре, создавая и здесь произведения, прославляющие величие московского князя. Еще во второй половине XV в. русский архитектор и скульптор Василий Дмитриевич Ермолин впервые попытался решить проблемы статуарной пластики в конной статуе Георгиязмееборца (1462−1469), исполненной из белого камня для украшения Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля. Единичный пример никак не доказывает победу круглой скульптуры над рельефом. О традиционных успехах русской резьбы свидетельствует такой памятник, как.

Царское место (или Мономахов трон, 1551) Ивана Грозного в Успенском соборе. Сохранилось множество памятников деревянной резьбы XVI в. — царские врата, резные иконостасы, что само по себе достойно самостоятельного исследования. Мелкая пластика достигает ювелирной тонкости, для нее характерно использование самых разнообразных материалов.

В шитье помимо шелковых нитей используются металлические — золотые и серебряные. Широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Сложные узоры, подчеркнутая роскошь характерны для изделий мастерской царицы Анастасии Романовны, но еще более — для мастериц Евфросиньи Старицкой. Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола. В Оружейной палате, в царских мастерских, работают лучшие ювелиры, эмальеры, чеканщики, в чьих произведениях мы ощущаем связь с народными традициями прошлых эпох (например, Золотой оклад напрестольного Евангелия — дар Ивана Грозного в Благовещенский собор в 1571 г., золотое блюдо 1561 г. второй жены Ивана Грозного царицы Марии Темрюковны, потир с изображением Деисуса — вклад Ирины и Бориса Годуновых в Архангельский собор Московского Кремля и др.; все в собрании Оружейной палаты). На всем лежит печать торжественности и великолепия, могущества и незыблемости царского трона.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой