Введение
Во второй половине XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-политической жизни России наметилось определенное сближение разных идейных направлений. Все общество понимало необходимость обновления страны. Оно подталкивало и сти-мулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительст-ва. Однако реализация реформы и ее итоги вызвали обострение идейно-политической борьбы, еще большее размежевание общества.
Главная — сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод. Не менее значимая причина — нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны. К прежним социальным противоречиям (между крестьянами и помещиками) добавились новые, вызываемые развитием капитализма, — между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи. Половинчатость реформ 60−70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий) также активизировали общественное движение.
Отличительной чертой общественной жизни России второй полови-ны XIX в. была политическая инертность широких народных масс. Кре-стьянские волнения, вспыхнувшие после 1861 г., быстро сошли на нет, рабочее движение находилось в зачаточном состоянии. Народ сохранял царистские иллюзии. Политическую инертность проявляла и буржуазия. Это давало почву для торжества воинствующего консерватизма и обу-словливало крайне узкую социальную основу для деятельности револю-ционеров.
1. Первые рабочие союзы Первые попытки революционной интеллигенции наладить пропаганду среди рабочих относятся к 60-м гг. Связь с рабочими установил кружок ишутинцев. На рубеже 60— 70-х гг. вела свою пропаганду народническая организация А. В. Долгушина, а также чайковцы. Ряд видных участников «Земли и воли», вынужденных в условиях спада революционного движения эмигрировать из России, основали в 1868 г. в Женеве журнал «Народное дело». Значительная часть публикуемых в журнале материалов была посвящена развитию движения молодого российского пролетариата и пропаганде принципов I Интернационала. Демократическая интеллигенция в самой России вела среди фабричных рабочих просветительскую работу. Как правило, это выражалось в создании вечерних кружков, в которых читались и обсуждались произведения революционно-демократических писателей. Через такие кружки прошли и видные представители рабочего движения 70—80-х гг. П. А. Моисеенко, С. Н. Халтурин, П. А. Алексеев и др. Вместе с тем в 60—70-х гг. пропаганда среди рабочих носила ярко выраженный народнический характер. Рабочий вопрос смешивался с крестьянским. Фабричных рабочих народнические кружки рассматривали не как самостоятельную силу, а как посредников между революционной интеллигенцией и крестьянством.
Наиболее подготовленные рабочие начинали осознавать, что на-роднические взгляды не могут удовлетворить разворачивавшееся движение пролетариата. В этом отношении особенно показательна была знаменитая демонстрация 6 декабря 1876 г. в Петербурге на площади у Казанского собора. С пламенной речью перед собравшимися рабочими выступил Г. В. Плеханов. С народнических позиций он попытался сформулировать призывы к рабочему классу, но убедился, что пролетариат стремился не столько к отвлеченным требованиям демократических преобразований, сколько к борьбе за свои конкретные нужды.