Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кризисы профессионального становления личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая… Читать ещё >

Кризисы профессионального становления личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под кризисами профессионального становления понимают непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионального развития. Можно выделить типы кризисов профессионального становления личности: нормативный и ненормативный.

Нормативные кризисы инициируются логикой профессионального становления личности и проявляются при переходе от одной стадии профессионального развития к другой.

Ненормативные кризисы носят непредсказуемый характер и могут протекать на фоне любой стадии профессионального становления; они подразделяются на две группы:

  • — непредвиденные кризисы, вызванные случайными событиями;
  • — кризисы самоактуализации, инициированные сверхнормативной активностью личности.

В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно устойчивые возрасты развитие совершается главным образом за счет «микроскопических изменений личности», длящихся несколько лет, которые, накапливаясь, затем скачкообразно обнаруживаются в виде возрастного новообразования. При кризисах, которые значительно короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, развитие принимает бурный, стремительный характер. Нормативные кризисы развития являются наиболее чувствительными к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию определенных качеств личности, в том числе и профессионально важных.

Хотя кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения, однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов деятельности, изменение взаимоотношений с окружающими людьми, смену профессии.

Профессор социальной психологии Дэниел Левинсон провел подробное исследование и описал жизнь мужчин разных профессий в возрасте от 18 до 47 лет и показал, что в развитии взрослых имеются периоды, в течение которых необходимо решить определенные задачи. Человек продвигается от одного периода к другому лишь в том случае, если начинает работать над решением новой задачи развития и создает новую структуру своей жизни.

Согласно расчетам Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной больше семи-восьми лет. И исследования подтвердили эти данные.

Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк выделили факторы, инициирующие кризисы профессионального развития:

  • — постепенные качественные изменения (совершенствование) способов выполнения деятельности;
  • — возросшая социально-профессиональная активность личности;
  • — социально-экономические условия жизнедеятельности человека;
  • — возрастные психологические изменения;
  • — вступление в новую должность, участие в конкурсах на замещение вакантной должности, при аттестации специалистов;
  • — поглощенность профессиональной деятельностью;
  • — слишком высокий уровень профессиональной компетентности, более высокий, чем требуется для выполнения нормативной работы.

В профессиональном становлении личности обычно выделяют следующие стадии:

  • 1) оптации;
  • 2) профессионального образования и подготовки;
  • 3) профессиональной адаптации;
  • 4) первичной и вторичной профессионализации;
  • 5) мастерства.

Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк предлагают рассматривать и соответствующие кризисы.

  • 1. Профессиональное становление личности начинается с формирования профессиональных намерений. К 14 годам у девушек и юношей сформированы разносторонние знания о профессиях, складывается отношение к одной или нескольким из них. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессиональный характер. Старшеклассники, продолжившие учебу в 10—11 классах, отчетливо переживают этот кризис в 16—17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки.
  • 2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией.

Однако кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастной коллектив и социально-профессиональные ценности, иные социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид текущей деятельности — профессиональной.

Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но не они становятся факторами кризисных явлений. Основная причина — психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной действительности ожиданиям молодого специалиста вызывает кризис профессиональных экспектаций.

Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Как и в любой другой период, возможны два варианта разрешения кризиса:

  • — конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);
  • — деструктивный (увольнение, смена специальности, неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).
  • 4. Следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3—5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Потребность в самоутверждении вызывает протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. При отсутствии перспектив у личности возникает внутренний дискомфорт, психическая напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене работы.

Кризис профессионального роста может временно компенсироваться досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из своей профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Введение

аттестации позволяет снять конфликт за счет получения новой категории.

5. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его к вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности.

Стабилизация всех сторон профессиональной жизни может способствовать профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

Во многих случаях качественное и продуктивное выполнение деятельности приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается Я-концепция, вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать, что идет перестройка профессиональной ситуации развития.

Возможные варианты выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.

Один из продуктивных вариантов снятия кризиса — переход на следующую стадию профессионального становления, стадию мастерства.

6. Эта стадия характеризуется творческим уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении, которая приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми, обстоятельствами и, конечно, профессией.

Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, — это глубокая неудовлетворенность собой. Продуктивный выход из этого состояния — новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса — противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие профессиональных деформаций. Данный кризис не относится к нормативным, так как не каждый профессионал способен подняться на уровень мастерства.

7. Последний нормативный кризис работника обусловлен его уходом из профессиональной жизни. По достижении определенной возрастной границы он уходит на пенсию и переживает кризис утраты профессии. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера трудовой деятельности. В становлении личности наступает момент, когда человек перерастает возможности дальнейшего развития в рамках данной профессиональной деятельности. И тогда главной движущей силой становится стремление к самореализации. Это предполагает наличие у личности сверхнормативной активности, только в этом случае возможно подлинное жизненное творчество. При рассмотрении этого вида кризисов было замечено, что они близко соприкасаются с жизненными кризисами. Возможно, это связано с тем, что процесс саморазвития личности одинаково важен и для самой личности, и для ее профессиональной биографии. Развиваясь, человек сознательно ввергает себя в кризисы самоактуализации, которые в большей мере обусловлены внутренней логикой развития личности.

Л. С. Выготским выделены три фазы возрастных кризисов:

  • 1) предкритическая (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
  • 2) критическая (когда противоречие начинает проявляться в поведении);
  • 3) посткритическая (противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития).

Э. Ф. Зеер также предложил выделять фазы кризисов профессионального развития.

  • 1. Предкритическая фаза — проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, в раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.
  • 2. Критическая фаза — осознанная неудовлетворенность работника. Постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность. Часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт.
  • 3. Посткритическая фаза. Способы разрешения кризиса имеют разный характер: конструктивный, профессионально-нейтральный, деструктивный. С возрастом у профессионала меняются как мотивы его деятельности, так и средства их реализации.

Состояние человека в период кризиса И. В. Калинин сравнивает с состоянием потери опоры в невесомости и выделяет типы людей по сходным формам поведения.

Первая группа людей в период кризиса начинает активный поиск ценностной опоры. При этом сначала можно наблюдать либо полное отрицание «старых» ценностей с переходом к системе новых ценностей, зачастую прямо противоположной реализуемой ранее, либо заимствование каких-то иных, возможно, даже экзотических ценностей, на которые раньше субъект не обращал внимания. Однако впоследствии, как правило, указанная группа людей стремится занять конструктивную позицию, либо, тщательно взвесив реалии настоящего момента, они опираются только на те ценности, которые сейчас действенны, либо полностью преобразуют ценностный строй, выйдя на новый уровень личностного роста.

Вторая группа людей реагирует пассивным типом, впадая в состояние своеобразной стагнации, не предпринимая каких-либо активных конструктивных действий в плане перестройки своей внутренней системы ценностей. Данной группе активность свойственна в одном случае: активно не замечать противоречивых ценностных оснований, откладывая на потом решение насущных смысловых и ценностных проблем. На наш взгляд, именно эта группа людей реагирует различными ипохондрическими и депрессивными состояниями, зачастую пытаясь переложить ответственность за свое состояние на кого угодно, только не на себя.

Третья группа людей, попавших в ситуацию внутренней невесомости, занимает промежуточную позицию между первой и второй группой. Они демонстрируют выжидательную позицию, надеясь, что все наладится само собой.

Четвертая группа людей демонстрирует непоследовательность в стиле решения ценностных проблем, проявляя то сверхактивность, то сверхпассивность, выматывая таким стилем поведения в ответ на ситуацию внутренней невесомости и себя, и окружающих.

В момент кризиса человек очень уязвим, и если теперь с ним что-то случится, он запомнит это на всю жизнь. Человек часто не понимает, что у него кризис. Его первая нормальная реакция на боль — отделаться от нее, убежать, обвинить в этом кого-нибудь другого. Обычно тех, кто ему ближе всего — жену, детей. Затем на свою работу, на начальника и т. д.

С кризисами рекомендуется справляться в порядке их поступления. Нельзя пропускать кризис, заталкивать его «под ковер» и т. д. Иначе он может назреть, как нарыв, а через несколько лет лопнуть, как бомба.

В семейной жизни многие трудности возникают из-за несинхронного развития супругов. Скажем, у мужа сейчас кризис, а у жены — нет. Или у обоих кризис одновременно, но у него — № 3, а у нее — № 2. Во всех этих случаях лучший рецепт — не мешать близкому человеку разрешать свои кризисы. Никто не может это сделать за него, не может ему помочь.

Кристина и Станислав Гроф считают, что из-за существования многочисленных форм кризиса он протекает с неравным уровнем интенсивности, и в зависимости от ситуации требуется помощь разного характера. Есть примеры, когда психологическая помощь может ограничиться самой элементарной поддержкой человека, переживающего кризис. В других случаях лучше привлекать родственников, друзей и специальные группы поддержки, бывает необходимо постоянное дежурство профессионального психотерапевта. К людям в состоянии кризиса подход должен быть гибким и творческим, основанным на понимании индивидуальной природы кризиса и использующим все подходящие способы.

К важнейшим задачам психолога относятся:

  • — создание благоприятной атмосферы;
  • — понимание клиентом исцеляющей природы кризиса;
  • — подбор хорошей литературы соответствующего содержания;
  • — организация бесед с людьми, которые уже преодолели подобное состояние.

Требования к тем, кто работает с людьми, переживающими кризис включает:

  • — умение устанавливать искренние, доверительные отношения;
  • — обладание качествами, вызывающими доверие, такими, как искренняя озабоченность, личная собранность и, главное, честность;
  • — солидное знание необычных состояний сознания, основанное на собственном опыте или на работе с другими.

Когда терапевтическая работа началась, необходимо, чтобы психолог и индивид, переживающий кризис, имели схожие взгляды на некоторые основные концепции. Они оба должны понимать, что трудности — это не проявление болезни, а выражение целительного и трансформирующего процесса. Им следует знать, что возникающие переживания — нормальные элементы, составляющие человеческую психику. И оба должны прийти к согласию, что у человека во время кризиса состояние не патологическое, хотя оно бывает исключительно необычным и неприемлемым в повседневных жизненных обстоятельствах.

Общее понимание процесса, указывают Кристина и Станислав Гроф, ведет к комбинированию двух альтернативных стратегий. К первой категории относятся различные подходы, которые облегчают процесс и кооперируются с его целительным потенциалом. Если есть возможность их использовать, то такие подходы определенно предпочтительней. Вторая категория предполагает использование различных мер для замедления процесса. К ним надо обращаться только в тех случаях, когда индивид во время кризиса вынужден выполнять требования повседневной жизни и для экспериментальной работы нет соответствующих условий.

Среди щадящих техник, которые облегчают и ускоряют процесс, можно назвать различные типы медитаций, медитативные движения, групповое пение и другие формы духовной практики. При более радикальном подходе создается ситуация, когда индивид, предпочтительно с использованием музыки, может дать полный выход возникающим эмоциям и физическим энергиям — криками, стонами, тряской или другими движениями всего тела, следуя при этом за естественной траекторией процесса. Работа со снами, выразительные танцы, рисунки и живопись, ведение дневника также могут помочь в ассимиляции внутренних переживаний. Разрушительные эмоциональные и физические энергии иногда рассеиваются при физической активности, тяжелой физической работе, плавании или беге.

Следующее направление в облегчающих кризис стратегиях, Кристина и Станислав Гроф видят в систематической работе с опытным психотерапевтом индивидуально или в группе. При кризисе могут быть использованы и различные подходы, выработанные гуманистической и трансперсональной психологией. Среди них можно назвать активное воображение, предложенное К. Юнгом, гештальтпрактику Фрица Перлза, психосинтез Роберто Ассаджиоли, различные неорайхианские подходы, терапию игры с песком Доры Калфф и др. Поскольку в переживаниях часто содержится важный психосоматический компонент, интегральной частью подхода к духовному кризису должна быть напряженная работа тела. Не стоит отказываться и от акупунктуры. Она бывает чрезвычайно эффективной для удаления энергии, блокированной в разных частях тела, и может уравнивать трудные эмоции.

Для того чтобы замедлить процесс, надо временно прекратить все медитации и другие формы духовной практики. Обычно очень эффективно действует изменение диеты. Сильное «заземляющее» влияние оказывает переключение с легкой вегетарианской пищи на тяжелую, включая мясо и сыры, а также напитки, содержащие мед или сахар. Полезны теплые ванны и простая физическая работа в доме или саду. Если же индивид понял, какие обстоятельства имеют тенденцию активизировать процесс, то он должен стараться избегать их. Для одних активизирующим моментом могут быть сложные социальные ситуации или многолюдные места, для других — громкая музыка, шум большого города или особый вид вибрации (к примеру, гудение самолетных двигателей). В крайне экстремальных ситуациях бывает необходимо принять небольшую дозу транквилизатора.

Однако Кристина и Станислав Гроф предупреждают, что некоторые люди, переживающие духовный кризис, иногда обнаруживают, что регулярное употребление алкоголя и седативных препаратов делает переживания более управляемыми, замедляет процесс и подавляет тяжелые физические и эмоциональные симптомы. Учитывая, что у многих людей проблема химической зависимости от алкоголя и седативных препаратов не идентифицирована, их употребление грозит опасностью привыкания, т. е. человек может превратиться в алкоголика или наркомана.

Еще опаснее положение, когда кризис принимает экстремальный характер, и у индивида развиваются саморазрушительные тенденции, или же он сам представляет опасность, становясь шумным, возбужденным, неуправляемым, неприятным для других. В таких случаях необходимо постоянное наблюдение психотерапевта.

Следующее направление исследований профессионального здоровья, наоборот, акцентирует свое внимание на факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья профессионала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой