Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие и современное состояние нотариата в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462−1 (далее — Основы) не дается его легального определения, в связи, с чем в теории права по этому поводу высказаны различные точки зрения. Не вдаваясь в различные детали имеющихся дефиниций, можно обобщить, что нотариат определяется в следующих интерпретациях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите… Читать ещё >

Понятие и современное состояние нотариата в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данном параграфе попробуем дать оценку адекватности современного устройства нотариальной деятельности в России и ее правовому обеспечению, отталкиваясь от наиболее продуктивной его модели в условиях межстрановой конвергенции, — модели латинского типа. Своеобразная уникальность института нотариата латинского типа, его общественная полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Кроме этого, современный нотариат России также позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные, а также судебно-юрисдикционные функции[1].

В России Латинский нотариат традиционно называется небюджетным нотариатом и представлен Федеральной нотариальной палатой, а, следовательно, и нотариальными палатами субъектов РФ и их членами — нотариусами, занимающимися частной практикой.

Бывший советский нотариат и ныне еще сохранившиеся немногочисленные нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, по своей сути не относятся к Латинскому нотариату.

Российский не бюджетный нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в Международный союз нотариата 27 мая 1995 г. Тогда этот союз назывался «Международный союз латинского нотариата».

Латинский нотариат базируется на традициях римского права. В странах, входящих в МСН, в том числе в России, действует континентальная (романо-германская) правовая система, с ее приоритетом письменного доказательства, а нотариально оформленные документы обладают публичным признанием и повышенной доказательственной силой. При этом в большинстве стран латинского нотариата акты нотариусов зачастую имеют исполнительную силу.

Важным при понимании современной системы нотариата как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Указанная идея пронизывает содержание законодательного массива о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. Так как взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу.

В Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462−1 (далее — Основы) не дается его легального определения, в связи, с чем в теории права по этому поводу высказаны различные точки зрения. Не вдаваясь в различные детали имеющихся дефиниций, можно обобщить, что нотариат определяется в следующих интерпретациях: как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями; как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий, т. е. как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; как отрасль юридических знаний о нотариате как правовом институте, а также как учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

В целом одни авторы придерживаются того мнения, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которые возложено выполнение предусмотренных законом действий в установленном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[2].

Другие авторы рассматривают нотариат как систему наделенных властными полномочиями органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также общества в целом[3].

М. Н. Марченко считает, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, иными законами защиту прав и законных интересов граждан путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий[4].

Авторы одного из учебников по гражданскому процессу дают определение нотариату, как системе органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[5].

Таким образом, можно констатировать, что разные ученые дают и различные дефиниции нотариата, в которых помимо основных характеристик нотариата тот или иной автор акцентирует свое внимание на различных его характерных признаках, представляющих нотариат как:

  • — систему органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на закрепление гражданских прав[6];
  • — орган охраны субъективных прав и законных интересов[7];
  • — правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий[8];
  • — отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

— отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научнотеоретических, о нотариате как правовом институте[9].

Ряд авторов относят нотариат, наряду с судом, прокуратурой и др., к правоохранительным органам, признавая за ним самостоятельное место в их системе[10].

И. Г. Черемных раскрывает понятие нотариата непосредственно через его юридическую сущность: «Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью»[11].

Вероятно, подобный вывод сделан на основе публично-правового характера нотариата, строгой формализации осуществления нотариальных действий, цели деятельности и т. д. Однако в этом случае не учитывается, что в отличие от собственно правоохранительных органов нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, действуя на принципах самоуправления, что не свойственно, например, прокуратуре и т. д.

Согласно ст. 1 Основ нотариат Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, указанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Процитированное законодательное положение вместо определения термина нотариата указывает на его цели — защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также на способы достижения этих целей.

Легального определения термина «нотариат» также не содержится и в положениях иных актов законодательства Российской Федерации.

В юридической литературе нотариат также рассматривают[12]:

  • 1) как отрасль законодательства, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области нотариата;
  • 2) как науку и учебную дисциплину, предметом которой является изучение общих вопросов организации и деятельности нотариата, а также нотариальное делопроизводство;
  • 3) как самостоятельную отрасль права.

По мнению В. В. Яркова к настоящему времени в правовой системе России сложилась комплексная отрасль права — нотариальное право, объединяющая систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий, а также регулирующая порядок и процесс взаимоотношения нотариуса с иными участниками нотариального производства. Сам же нотариат ученый считает формой правовой защиты[13].

В соответствии с законом о нотариате, в России нотариусы подразделяются на две категории:

  • — нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
  • — нотариусы, занимающиеся частной практикой. По состоянию на 2013 г. частные нотариусы составляют подавляющее большинство должностей (порядка 90%), а в ряде субъектов РФ государственные нотариальные конторы отсутствуют (Приложение № 2).

Все нотариусы — независимо от того частный это нотариус или государственный — обладают равными правами и несут одинаковую ответственность при совершении нотариальных действий. Более того частные нотариусы при совершении того или иного действия рискуют своим личным имуществом.

Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются членами нотариальной палаты, контролирующей их деятельность. А нотариальные палаты в свою очередь являются членами Федеральной нотариальной палаты РФ.

Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия разрешено совершать должностным лицам органов исполнительной власти, уполномоченным на совершение этих действий, а также должностным лицам органов местного самоуправления и некоторым другим категориям официальных лиц. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Давая характеристику современному российскому нотариату, следует заметить, что он имеет уникальную двойственную природу, балансируя между публичными и частными интересами, в силу чего является связующим звеном между гражданским обществом и государством. С одной стороны, нотариус является лицом, уполномоченным государством на выполнение властной функции по защите прав и свобод граждан, действующим от имени государства, с другой стороны, нотариус — представитель свободной профессии, который выступает для сторон в качестве независимого консультанта.

При характеристике юридической природы нотариата основополагающим является принцип публичности нотариальной деятельности.

Основным конституирующим признаком любого государственного органа, отличающим его от негосударственных органов и организаций, признается наличие государственно-властных полномочий.

В связи с этим долгое время предметом дискуссий остается вопрос о том, можно ли считать нотариат государственным органом.

В соответствии со ст. 10—11 Конституции РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ни в одну из перечисленных ветвей власти нотариат структурно не входит и организационно не является государственным органом.

Однако все более широкое признание в науке теории государства и права приобретает мнение, согласно которому в исключительных случаях негосударственные структуры и их представители имеют право на основании специального поручения государства осуществлять некоторые государственные функции. Речь идет о так называемых делегированных полномочиях.

Правомерность делегирования отдельных государственных функций негосударственным органам и организациям подтверждена Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ указано: «Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов… Конституция РФ… не запрещает государству передавать отдельные полномочия… органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти»[14].

Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 декабря 2005 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого п. 1 ст. 20 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева»[15].

Практика делегирования некоторых полномочий по реализации государственных функций будет оправдана лишь в случае наличия у негосударственного органа, которому передаются полномочия по осуществлению государственных функций, организационных, материальных, технических возможностей, обеспечивающих эффективность его деятельности по реализации государственных полномочий. В Постановлении Конституционный Суд указал, что нотариат и является одним из таких институтов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нотариат представляет собой негосударственный социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные полномочия властного характера по осуществлению одной из важнейших функций — защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

К числу основных принципов нотариальной деятельности относится:

  • 1) законность ее осуществления, означающая обязанность нотариуса точно и неукоснительно следовать предписаниям норм законодательства РФ;
  • 2) охрана интересов физических и юридических лиц, заинтересованных в совершении нотариальных действий, заключающихся в разъяснении нотариусом не только законных прав граждан, но и их обязанностей;
  • 3) ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов РФ;
  • 4) соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий. Следует заметить, что нотариальная тайна является разновидностью профессиональной тайны.

Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против него заведено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы представляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях в органы нотариальных палат, то должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

Строгое соблюдение заранее предусмотренных и установленных законодательством РФ правил совершения нотариальных действий обеспечивает законность и порядок деятельности нотариальных органов.

В юридической литературе функции нотариата определяют как:

  • — основные направления его деятельности, отражающие особенности нотариата как уникального правового института, имеющего дуалистическую природу и призванного осуществлять защиту субъективных прав граждан и юридических лиц в частноправовой сфере и осуществляющего деятельность на принципе публичности[16];
  • — содержательные характеристики, отражающие основные направления и сущность деятельности органов нотариата в правовой системе России[17].

Рассмотрим несколько видов функций нотариата.

Общие функции:

1) предупредительно-профилактическая. Задача нотариата предупредить будущий спор о праве. Нотариус при совершении нотариальных действий устанавливает личность и выявляет действительные намерения. В обязанность нотариуса входит надзор за законностью этих действий.

Развитие нотариата позволяет снизить давление на судебную систему и снижает изначально количество возможных споров. Некоторые акты нотариуса являются исполнительными документами (например, протест векселя) и представляют собой мощные доказательства.

Нотариат иногда называют органом предупредительного правосудия. Раньше таким образом немецкие процессуалисты характеризовали сущность особого производства. Полагаем, можно на самом деле говорить об определенной близости особого производства и нотариата. Но в строгом смысле в России предупредительное правосудие не предусмотрено, а правосудие как таковое осуществляется только судом;

  • 2) функция, способствующая реализации прав и обязанностей граждан (например, договор купли-продажи). Такую функцию называют правореализационной функцией, ввиду того, что нотариат как бы реализует здесь свои права;
  • 3) правоприменительная функция. Раньше эта функция была значительно шире;
  • 4) правоохранительная функция. Нотариат способствует снижению уровня гражданских и уголовных правонарушений, а также гарантирует законность заверенных им сделок. Целесообразно вводить нотариат в ту сферу деятельности, где нарушения имеют существенные последствия. Например, в область гражданского оборота недвижимости, что будет способствовать снижению криминального оборота недвижимого имущества;
  • 5) ранее на страницах специальной литературы выделялась фискальная функция, которая заключалась в обязанности нотариуса извещать налоговые органы о крупных сделках. В настоящее время на законодательном уровне такая обязанность нотариуса отменена;
  • 6) функция юридического обслуживания населения и оказания юридической помощи. Примечательно, что за рубежом эта функция является превалирующей[18].

Специально-юридические функции нотариата:

  • 1) правоустановительная функция. Нотариус должен установить целые группы юридических фактов, чаще всего связанные между собой юридические составы;
  • 2) удостоверительная функция. Государство позволяет нотариусу осуществлять отдельные удостоверительные действия, а также подтверждать юридические факты, придавая тем самым особый статус правовым явлениям и событиям. Что удостоверено нотариусом, то следует считать доказанным;
  • 3) охранительная функция. Прежде всего, речь идет об охране прав граждан. По сути, каждое нотариальное действие охраняет граждан от последствий нарушения их прав;

4) юрисдикционная функция. Например, исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом. Правда, эта функция не имеет особо значимого места в деятельности нотариата.

Основными задачами нотариата являются:

  • — охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;
  • — охрана всех форм собственности;
  • — предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д.

Отдельно стоит сказать об одной из наиболее важных задач нотариата — превентивном правосудии[19].

Превентивное правосудие — это концепция, в соответствии с которой наряду с судебным разбирательством, осуществляемым после совершения неких действий, осуществляется деятельность по предотвращению совершения нелегальных действий добросовестными субъектами. Обычно считается, что подобным целям служит нотариат латинского типа[20]. В качестве примера можно указать на модель нотариата Итальянской республики. Именно в данном государстве превентивные функции нотариуса проявляют себя наиболее ярко[21].

Административное единство отечественной нотариальной системы обеспечивается Министерством Юстиции РФ, Министерствами Юстиции республик входящих в состав РФ, а, кроме того, нотариальными палатами, действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Министерство Юстиции в РФ — центральный орган федеральной, исполнительной власти, который решает следующие основные задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; организационно — правовое обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов, государственной регистрации нормативных актов[22].

Законодательство (ст. 2 Основ) устанавливает следующие требования к кандидатам на должность нотариуса:

— гражданство РФ;

  • — высшее юридическое образование, полученное в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;
  • — стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;
  • — возраст — не моложе 25 лет, но не старше 75 лет;
  • — сдача квалификационного экзамена. При этом к квалификационному экзамену допускаются лица, прошедшие стажировку в соответствии с требованиями ст. 19 Основ.

Указанные требования, а также ограничения, предусмотренные ст. 2 Основ, неоднократно были предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ[23].

Отдельно стоит более подробно остановиться на вопросах соотношения нотариата и суда. Из органов юстиции нотариат ближе всех к суду. С другой стороны, нотариусы приблизились к органам государственной регистрации[24].

Выделяя общие характерные черты, стоит отметить, что нотариусы также как и судьи работают в публично-правовой сфере и осуществляют функции от имени РФ.

Можно упомянуть и общие принципы организации нотариата и суда. Например, независимость и подчинение только закону.

В то же время наиболее ярко выраженным различием между судом и нотариатом выступает тот факт, что судебное законодательство находится в ведении РФ, а законодательство о нотариате — в совместном ведении. Например, уже почти во всех регионах существует специальная (защитная) бумага для нотариальных документов. В настоящее время бланки есть во всех нотариальных округах. Кроме того, правосудие осуществляется только судом, когда нотариат охраняет права человека при отсутствии спора. Нотариальная деятельность может осуществляться не только нотариусами, в то время как судебная власть реализуется только судьями.

Несмотря на эти различия, стоит отметить, что дела особого производства и приказ обладают некоторым сходством правового характера.

Вспомним также, что до становления концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многие специалисты в свое время поддержали точку зрения Н. Б. Зейдера, обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права. Н. Б. Зейдер включал в предмет гражданского процессуального права деятельность не только суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев.

Н. Б. Зейдер считал, что гражданский процесс есть везде, где работают материальные нормы, поэтому нотариат им отнесен к гражданскому процессу[25]. С ним не согласилось большинство ученых и практиков и именно поэтому сегодня, говоря об осуществлении гражданского процесса подразумевается исключительно судебная деятельность. В основном изучением нотариата в России занимаются процессуалисты, несмотря на то, что за границей его больше изучают материалисты — представители гражданского права.

Хотя существуют и иные точки зрения, так в частности А. А. Ференс[26] отмечает, что нотариат и сами нотариальные органы ближе к административному праву, так как нотариат входит в систему государственных органов.

Также довольно интересной представляется позиция, высказанная В. В. Ярковым, который считает, что нотариат представляет собой отдельную отрасль права, которая включает в себя нормы разных отраслей права (финансового, налогового, гражданского процесса и др.)[24]. Законодательство некоторых стран является тому подтверждением, в частности такая ситуация наблюдается во Франции. У нас же в стране начало обособления (выделения) законодательства о нотариате связано с принятием единого, кодификационного акта, который регулирует широкий круг вопросов, связанных осуществлением нотариальной деятельности.

Подводя итог, проанализировав цель и задачи нотариата, его функции, а также существующие научные подходы к дефиниции нотариата, можно предложить его определение в качестве публично-правового, правозащитного, правоприменительного института, состоящего из системы органов и должностных лиц, которые в соответствии с Конституцией РФ и иными законами призваны обеспечить стабильность гражданского оборота, а также осуществлять функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, посредством совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации[28].

  • [1] Гражданский процесс [Текст]: учебник для вузов по направлению 521 400 «Юриспруденция» и по специальности 21 100 «Юриспруденция» / Д. Б. Абушенко [и др.]; подред. В. В. Яркова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер, 2009. С. 689.
  • [2] Нотариат в России. Схемы и комментарии: учеб, пособие / под ред. М. К. Треуш-никова. М.: Городец, 2004. С. 4.
  • [3] Черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: Юрист, 1999. С. 99.
  • [4] Юридический энциклопедический словарь / под ред. М. Н. Марченко. М.: ТК Велби, 2006. С. 403.
  • [5] Треушникова М. К. Гражданский процесс: учебник / под ред. М. К. Треушникова.М.: ООО «Городец-издат», 2003. С. 673.
  • [6] Хачатуров Р. Л. Юридическая энциклопедия: в 5 т. Тольятти: ВУиТ, 2005. С. 232.
  • [7] Бирченко Л. Л. Правовые основы формирования нотариата в России и Украине (сравнительно-правовой анализ): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.
  • [8] Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 1999. С. 607.
  • [9] Зайцева Т. В, Галеева Р. Ф., Ярков В. В. Настольная книга нотариуса: в 2 т. М.: БЕК, 2000. С. 3.
  • [10] Рыжаков А. П. Правоохранительные органы. М.: Норма, 2002. С. 271; Он же. Правоохранительные органы. М.: Норма, 2001. С. 159; Четвериков В. С. Правоохранительные органы. М.: Эксмо, 2001. С. 181; Правоохранительные органы Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Семенова. М.: Юрид. лит, 1998. С. 15 и др.
  • [11] Черемных И. Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: дис. док. юрид. наук. М., 2007. С. 4.
  • [12] Пожарская Ю. В. Современные подходы к определению понятия и сущности института нотариата в правовых системах России и Германии // Нотариус. 2013. № 7. С. 38.
  • [13] Ярков В. В. Развитие нотариального права в России // Нотариальный вестник.2003. № 9. С. 52.
  • [14] Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Российская газета. 1998. № 101.
  • [15] Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона"О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева // Электронная библиотека «Судебная система РФ». URL: http://sudbiblioteka.ru/ks/docdelo_ks/konsti tut_big_3605.htm.
  • [16] Черемных Г. Г., Черемных И. Г. Нотариальное право Российской Федерации: учеб, пособие. М.: Юридическая литература, 2005. С. 12.
  • [17] Кодинцев А. Я., Ралько В. В. Советское государство и нотариат. 1920—1950;е годы.М.: ФРПК, 2008. С. 40—45.
  • [18] Галиева Р. Ф. Нотариальное право — охранительное право // Нотариус. 2002. № 3.С. 16—17.
  • [19] Богатырева Ю. В. Превентивная функция нотариата как форма реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2. С. 201—202.
  • [20] СавюкЛ. К. Правоохранительные органы: учебник / 2-е изд. М.: Норма, 2007. С.587—588.
  • [21] См. подробней: Остапенко И. А. Компетенция нотариуса как субъекта превентивной юстиции в Итальянской республике // Международное научное периодическоеиздание по итогам Международной научно-практической конференция «Новая наука: опыт, традиции, инновации» (24 декабря 2015 г., г. Стерлитамак) в 2 ч. Стерлитамак: РИД АМИ, 2015. С. 235—238.
  • [22] Власов Ю. Н., Калинин В. В. Нотариат в РФ: учеб.-метод, пособие. Изд. 3-е, перераб.-М. 2002. С. 24—25.
  • [23] Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2016 № 1144−0; ОпределениеКонституционного Суда РФ от 28.01.2016 № 198−0 // Справочно-правовая система"Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.05.2017).
  • [24] Ярков В. В. Нотариальное право России: учебник. М.: Волтере Клувер, 2003. С. 19.
  • [25] Зейдер Н. Б. Предмет и система советского гражданского процессуального права //Правоведение. 1962. № 3. С. 81.
  • [26] Ференс-Сороцкий А. А. Аксиомы и принципы гражданско-процессуального права /дис. … канд. юрид. наук. —Л., 1989. С. 6.
  • [27] Ярков В. В. Нотариальное право России: учебник. М.: Волтере Клувер, 2003. С. 19.
  • [28] Остапенко И. А. К вопросу о понятии нотариата в Российской Федерации // Символ науки. 2016. № 1 (13). С. 164—166.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой