Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Временные характеристики жизни младшего школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно только понимать, что общие рекомендации и требования могут иметь существенные корректировки в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Но следует различать особенности как таковые и привычку. Отсутствие четкого режима дня в дошкольном возрасте, ставшее привычкой для ребенка, является отягчающим моментом для оптимальной адаптации к новому укладу… Читать ещё >

Временные характеристики жизни младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дети младшего школьного возраста в процессе осваивания различных знаковых и метрических систем, по мере становления произвольности самоорганизации своей деятельности в течение занятий, дня, недели, к концу обучения в начальной школе могут в полной мере сформировать способности временной регуляции. И это относится как к развитию адекватного чувства времени, так и способности оптимально распределять и планировать время в конкретных видах деятельности. Однако развитие этих способностей во многом определяется оптимальной организацией и планированием режима дня и недели, имеющих не только внешнюю (со стороны взрослых), но и рефлексивную регуляцию со стороны самого ребенка.

Согласно П. Фрессу, дети до младшего школьного возраста не в состоянии использовать метрические и параметрические признаки для оценки времени[1]. До 7 лет при оценке длительности дети не учитывают одновременность начала и конца двух процессов, не способны объединить в оценке несколько признаков сразу, не могут соотнести между собой различные элементы ситуации. Они затрудняются сопоставить между собой последовательность, одновременность и длительность событий. Поэтому при оценке времени дети до 7 лет делают серьезные ошибки. Обретение этих способностей, по данным П. Фресса, происходит к 8 годам.

Освоение способов фиксации и регламентации времени присваиваются ребенком от взрослых через освоение способности пользоваться часами, календарем, через расширение психологического времени личности с настоящего на прошлое и будущее за счет формирования воспоминаний в беседах со взрослыми и построения планов наперед. К 7 годам, согласно П. Фрсссу, ребенок в норме умеет устанавливать связь между изменениями, в том числе в социальной среде в контексте времени.

Освоение речевых выражений временных понятий активно происходит уже в 6-летнем возрасте. В исследовании И. Ю. Вяхиревой и Е. Ю. Балашовой было выявлено, что в процессе взросления младшие школьники начинают достаточно точно оценивать длительность коротких отрезков времени (минуты), а также хронометрически оценивать собственную деятельность[2]. Девочки при этом более точно оценивают продолжительность занятий. Однако эти свойства во многом определяются такими характеристиками, как привычность (типичность) — новизна (неосвоенность) деятельности, эмоциональная включенность, упорядоченность деятельности.

Для адекватной адаптации к новым социальным условиям и эффективной умственной работоспособности младших школьников особое значение имеет выверенный режим дня. (Требования и рекомендации к режиму дня см. в справочном материале к главе.).

Отметим, что при переходе от довольно свободного и спонтанного времяпровождения, которое характерно для многих дошкольников, к социальной ситуации, когда от ребенка требуется высокий уровень произвольной регуляции в учебной деятельности и в планировании собственного времени, важно помочь ребенку сформировать оптимальный ритм жизни в течение дня и недели.

Существенно, чтобы в течение дня у младшего школьника чередовались различные виды активности и деятельности: учебной, спортивной, творческой, игровой, познавательной. Правильно выстроенный режим дня позволяет ребенку на физиологическом, психическом и социальном уровнях быть более активным и продуктивным. Для организма ребенка в ситуации освоения новой среды и новых видов деятельности важна ритмичность, стабильность и регулярность в организации времени деятельности и жизни. Важны соблюдение времени на сон, ритмичность и регулярность питания, переключаемость видов и темпа деятельности. Оптимальный режим (смена учебы и отдыха, регулярное питание, перемежение различных видов активности), выстроенный в течение дня и недели (с учетом времени года и соотношения учебного и каникулярного периодов), сохраняет высокий уровень работоспособности, предохраняя или снимая физическую, нервную и психическую переутомлясмость младших школьников на протяжении всего учебного года.

Сбои в режиме дня и в регулярности питания, нарушения сна, длительная монодеятельность у младших школьников отражаются на здоровье, повышают раздражительность и тревожность, снижают познавательную активность. Учебная перегрузка, перенасыщение дополнительными занятиями у младших школьников чаще всего ведет не к развивающему эффекту, а тормозит развитие и снижает продуктивность умственной работоспособности, истощает организм. Все это зачастую приводит к срывам поступательного развития ребенка, увеличивая опасность его заболеваний, а также психоэмоционального «выпадения» из продуктивных видов деятельности.

Однако общие рекомендации и требования к режиму дня имеют особенности не только возрастного характера, но и определяются такими индивидуальными свойствами ребенка, как тип и параметры нервной системы, обусловливающие скорость утомляемости, развитость произвольной регуляции и устойчивость внимания, а также способы саморегуляции.

Освоение режима дня на первых этапах начала обучения в школе должно проходить с максимальной помощью и сопровождением со стороны учителя в школе и родителей дома. При этом взрослым важно быть нацеленными на постепенное увеличение самостоятельности в планировании и соблюдении режима дня уже самими младшими школьниками, без внешнего контроля и внимания со стороны взрослых.

Младшим школьникам, особенно в 1 классе, трудно заниматься чем-то одним более 15—20 минут. Эта возрастная особенность предъявляет особые требования — как к планированию урока, так и к организации учебного и творческого видов деятельности ребенка в дополнительном образовании или дома. Через каждые 15—20 минут должна происходить смена деятельности или проводится короткая физическая разминка или игра, которая возвращает организм и психическую активность ребенка в тонус.

Школьникам с легкой истощаемостыо нервной системы, особенно детям в 7 лет, требуется большая продолжительность сна для восстановления активности, а также желателен послеобеденный сон. (Рекомендации по временной регуляции учебной деятельности по классам начальной школы см. в справочном материале к главе.).

Важно только понимать, что общие рекомендации и требования могут иметь существенные корректировки в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Но следует различать особенности как таковые и привычку. Отсутствие четкого режима дня в дошкольном возрасте, ставшее привычкой для ребенка, является отягчающим моментом для оптимальной адаптации к новому укладу жизнедеятельности младшего школьника. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте постепенно важно приучать ребенка к стабильному режиму дня и смене видов активности (умственной, физической, игровой, творческой и Т.Д.).

Режим дня важно соблюдать не только в учебное время, но и в каникулы, иначе начало каждого нового учебного периода после каникул будет затруднителен с точки зрения адаптации (или, точнее, реадаптации) — с отсутствия ритмичности и размеренности режима дня к его четкой регуляции и режимности.

Важно постепенно приобщать ребенка не только к самообслуживанию и самоорганизации в выполнении домашних заданий, подготовке к новому дню в школе, но и к осознанному планированию текущего и последующего дня во времени, самостоятельному распределению времени на «должно» и «хочется».

  • [1] Фресс, П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / под ред.П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 6. М.: Прогресс, 1978. С. 88—135.
  • [2] Балашова Е. ЮВяхирева И. Ю. О некоторых особенностях оценки временных интервалов в младшем школьном возрасте // Журнал практического психолога. 2009. № 1. С. 101 —
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой