Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что несмотря на множество работ, посвященных изучению становления ответственности личности как отечественных (Л.И. Божович, З. Н. Борисова, В. А. Горбачева, Л. И. Дементий, К. А. Климова, B.C. Мухина, В. П. Прядеин и др.), так и зарубежных (Л… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Анализ проблемы формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике образования
    • 1. 2. Особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ
    • 1. 3. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию ответственности у детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Изучение состояния проблемы формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольных образовательных учреждений
    • 2. 2. Реализация педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
    • 2. 3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию ответственности у детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы по второй главе

Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с существенными изменениями в государственно-политическом устройстве России особые требования предъявляются к субъективным свойствам личности — активности, инициативности, самостоятельности, ответственности, которые позволяют человеку адаптироваться к постоянно меняющейся среде, а также обеспечивают собственное личностное развитие.

В развитии личности наблюдаются периоды особой открытости к социально-педагогическим воздействиям, а период дошкольного детства является наиболее сензитивным для формирования готовности к принятию этих воздействий. Способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания, их потребностью в одобрении и признании.

Современному ребенку необходимо осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Ответственный ребенок стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения.

Актуальность формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне диктуется тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что отражено в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Концепции организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе 2007 г. и других нормативных документах.

Российской Федерации. Ответственность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что несмотря на множество работ, посвященных изучению становления ответственности личности как отечественных (Л.И. Божович, З. Н. Борисова, В. А. Горбачева, Л. И. Дементий, К. А. Климова, B.C. Мухина, В. П. Прядеин и др.), так и зарубежных (Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Ф. Хайдер и др.) ученых вопрос о становлении данного качества личности в дошкольном возрасте остается не решенным в педагогической науке. Выявляется отсутствие теоретических оснований построения технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования, ориентированного на развитие человека, его самостоятельности, целеустремленности, дисциплинированности, инициативности. В отечественных исследованиях сензитивным периодом появления ответственности, по данным З. Н. Борисовой, В. А. Горбачевой, B.C. Мухиной и др., является старший дошкольный возраст, поэтому, основываясь на позиции перечисленных авторов, считаем возможным говорить о становлении начальных форм ответственности, а также о необходимости изучения и теоретического обоснования педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность на научно-методическом уровне связана с тем, что в существующих технологиях обучения и воспитания дошкольников вопрос о формировании ответственности как ведущего нравственного качества личности решается неполнокроме того, недостаточно работ научно-методического уровня, которые отражали бы содержательный и методико-технологический аспекты формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образования.

— Наша идея заключается в том, что активность ребенка в деятельности дает ему возможность почувствовать себя автором своих действий и проявить отдельные формы ответственного поведения. Ребенок старшего дошкольного возраста сначала при помощи взрослого, а потом и самостоятельно устанавливает и осознает связь между реальным результатом и собственным вкладом в его достижение. Он накапливает личный опыт ответственности за результаты собственного поведения. Совместный с взрослым анализ деятельности, а затем и самоанализ способствует постепенному осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого. Это составляет основу ответственности сначала за результат собственной деятельности, а впоследствии — за процесс и результат собственной жизни и жизни окружающих.

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы позволили выявить следующие противоречия между:

— возросшей потребностью общества в формировании ответственной личности и неразработанностью теоретического аспекта и направлений работы по данной проблеме, начиная с дошкольного возраста;

— необходимостью изучения и обоснования формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике и образовательной практике и отсутствием теоретических оснований построения педагогической технологии;

— возможностью разработки и внедрения педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методико-технологического обеспечения данного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении структуры и содержания педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили тему нашего исследования: «Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогическую технологию формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — процесс формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования была положена следующая гипотеза — возможно, педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно реализовываться в образовательном процессе дошкольного учреждения, если:

— механизмом становления ответственности детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из следующих этапов: формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения;

— организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия;

— подготовка воспитателей по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, обосновать ее актуальность;

2) определить сущностные характеристики ответственности детей старшего дошкольного возраста, особенности ее формирования в образовательном процессе дошкольного учреждения;

3) охарактеризовать критерии и показатели сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

4) проверить опытно-поисковым путем эффективность формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный и аксиологический подходыметодология рассмотрения проблемы ответственности, ее структурирования и становления в трудах К. А. Абульхановой, Л. И. Дементий, К. А. Климовой,.

A.Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. П. Прядеина, С. Л. Рубинштейнаработы о роли нравственности в формировании личности, идеях гуманизма, воплощенных в педагогическом опыте Я. Корчака, В. А. Сухомлинскогов положениях личностно-гуманной концепции Ш. А. Амонашвилив идеях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.- теории педагогических технологий.

B.П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. Е. Муравьева, Г. К. Селевко, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др.

При разработке содержания ответственности как качества личности, содержания и структуры педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на исследования следующих авторов: З. Н. Борисовой, P.C. Буре, Т. И. Ерофеевой, С. А Козловой, Л. В. Коломийченко, Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, В. С. Мухиной, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, Л. В. Трубайчук, Р. М. Чумичевой, С. Г. Якобсон и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

— теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании по проблеме исследования, синтез, сравнение, классификация, систематизация, прогнозирование, абстрагирование, моделирование;

— эмпирические: изучение и обобщение эффективного опыта дошкольного образованиянаблюдение, анкетирование, тестирование, самооценкастатистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2005 — 2006 гг.) происходило осмысление проблемы, знакомство с эффективным педагогическим опытом, изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, диссертационные исследования по проблеме формирования ответственности личности. На основании анализа существующих концепций и теорий формулировались исходные позиции исследования, разрабатывался понятийный аппарат. Проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы по определению состояния проблемы и выявлению перспектив ее решения в условиях педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

На втором этапе исследования (2006 — 2007 гг.) создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы (обосновывался выбор методологических подходов, формулировались их ключевые позиции). Разрабатывалась педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Опытно-поисковая часть данного этапа включала в себя реализацию разработанной педагогической технологии, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов, оценку итогов опытно-поисковой работы, внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

На третьем этапе (2007 — 2008 гг.) осуществлялось обобщение и описание полученных в ходе опытно-поисковой работы результатов, уточнение выводов и практических рекомендаций, распространение опыта формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста, оформление результатов диссертационного исследования.

Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения № 52, 270 г. Челябинск. В исследовании приняли участие 91 ребенок старшего дошкольного возраста и 72 воспитателя дошкольных образовательных учреждений г. Челябинск и Челябинской области.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определены особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в готовности к самоконтролю, самооценке, самоанализу, самостоятельности, целеустремленности, инициативности;

— разработана и внедрена педагогическая технология формирования ответственности у старших дошкольников, построенная на последовательном выполнении следующих этапов: формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения на основе рефлексивной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: на основе личностно-деятельностного и аксиологического подходов обосновано, что процесс формирования ответственности у старших дошкольников, рассматриваемый с позиций гуманной педагогики, ориентирует ребенка на нравственные ценности и готовность к ответу с учетом личностной позицииуточнено понятие «ответственность детей старшего дошкольного возраста», понимаемое нами как качество личности, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения педагогической технологии, реализующей процесс формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности и позволяющий определить уровни сформированности ответственности у старших дошкольниковразработкой перспективного плана работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения по подготовке его к процессу формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраставозможностью использования содержащихся в работе научно-методических материалов в практике дошкольных образовательных учреждений, а также в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, при подготовке программ спецкурсов на факультетах дошкольного образования и педколледжах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологическими подходами к решению избранной проблемы с опорой на данные гуманитарных наук, применением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследованияпрактическими результатами, полученными автором в ходе педагогической деятельности (2005;2008 гг.) — высокой востребованностью результатов исследования в практике дошкольного образованиясистематически проводимыми диагностическими срезами в опытных группах, сравнительным анализом на всех этапах исследования.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в научно-практических конференциях различного уровня: Всероссийского совещания-семинара по подготовке организатора-методиста к работе с детьми в классах раннего развития (Барнаул — 2005) — IV и V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста» (Челябинск — 2006, 2007) — Международном педагогическом форуме «Образование в период детства: традиции, перспективы, новации» (Екатеринбург — 2007) — Международной конференции «Предшкольное образование — проблемы и перспективы развития» (Ростов — на — Дону — 2007).

Личное участие соискателя выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемывыделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) ответственности детей старшего дошкольного возрастаорганизации опытно-поисковой работы по проверке эффективности реализации педагогической технологиианализе и внедрении результатов исследования в педагогическую практику и обсуждении перспектив исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ориентация содержания дошкольного образования на развитие личности ребенка предполагает формирование такого нравственного качества, как ответственность, которое необходимо осуществлять с ориентацией на нравственные ценности, накопление личностного опыта ответственности за результат своего поведения и готовность к рефлексивной деятельности.

2. В соответствии с выделенными характеристиками ответственность детей старшего дошкольного возраста определяется нами как качество личности, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой.

3. В отличие от традиционной организации процесса развития качеств личности для формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста предлагаем использовать педагогическую технологию, представляющую собой комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающий становление у воспитанников готовности к ответу за свои поступки перед другими и самим собой на основе рефлексии с позиции нравственных правил через осуществляемое поэтапно формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта в различных видах деятельности.

4. Успешность процесса формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается следующими условиями: механизмом становления ответственности у детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из выделенных этапов педагогической технологии, организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия, подготовка воспитателей обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности к процессу формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 307 наименований. В текст диссертации включены 17 таблиц, 7 рисунков. Объем диссертации составляет 167 страниц.

Выводы по второй главе.

1. Опытно-поисковая работа включала три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего результата опытно-поисковой работы показали невысокий уровень сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста, что обусловлено в значительной степени неэффективностью организации данного вопроса в образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы в образовательный процесс дошкольного учреждения внедрялась технология формирования ответственности у старших дошкольников, предполагающая последовательное внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения этапов: формирование представлений и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления поведения в игровой, трудовой и познавательно-речевой деятельности, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности.

3. Реализация каждого этапа была направлена на целостное развитие социальных и личностных характеристик ответственности старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности.

4. Результаты формирующего эксперимента были подвергнуты количественной и качественной оценке методами математической статистики. Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном уровне сформированное&tradeответственности у детей старшего дошкольного возраста, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Теоретическое изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.

2. Анализ литературы и учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников позволил уточнить сущностную характеристику понятия, выделить ее социальные и личностные характеристикиа также конкретизировать «ответственность старшего дошкольника» как личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил, и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой.

3. Успешность формирования ответственности будет зависеть от реализации педагогической технологии формирования ответственности, предполагающей последовательное внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения таких этапов, как формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности.

4. Опытно-поисковым путем проверена эффективность реализации технологии формирования ответственности у старших дошкольников, а результаты проведенного исследования позволяют принять нашу гипотезу о том, что, возможно, педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно реализовываться в образовательном процессе дошкольного учреждения, если:

— механизмом становления ответственности детей выступает рефлексивная деятельность на каждом из следующих этапов: формирование представлений об ответственности и мотивации выполняемой деятельности, становление практических навыков проявления ответственного поведения в различных видах деятельности, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения;

— организация совместной деятельности детей и взрослых происходит на основе субъект-субъектного взаимодействия;

— подготовка воспитателей по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает совершенствование их теоретической и практической готовности.

5. Перспективы работы по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста мы связываем с корректировкой и совершенствованием содержания и разработкой условий внедрения технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в различные виды и категории ДОУ, а также с разработкой принципов преемственности по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста с начальной школой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире Текст. / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. — 2002. — № 1. с. 3−16.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Проблема исследования индивидуального сознания Текст. / К.А. Абдульханова-Славская, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психологический журнал. 1991. — Т.12, № 4.- С. 27−40.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход Текст. / К.А. Абдульханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории. -М., 1995. — С. 27−48.
  4. , Э. Ответственность подлинное основание для управления свободной наукой Текст. / Э. Агации // Вопросы философии. — 1992. — № 1. С. 30−40.
  5. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст. / B.C. Агеев. М., 1990. — 132 с.
  6. , А.Б. Пути совершенствования коррекционной подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педвузов Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / А. Б. Агеева.- М., 1996.-16 с.
  7. , Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками Текст. / Е. А. Алябьева. М.: Сфера, 2004. — 128 с.
  8. , В.И. Педагогика Текст.: учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  9. Аристотель. Сочинения Текст. / Аристотель // Соч.: в 4 т.- М., 1983. -Т.4. С. 106.
  10. , Т.И. Игра и дошкольник Текст. / Т. И. Бабаева. СПб.: Детство-пресс, 2004. — 192 с.
  11. П.Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд. М., 1993. — 69 с.
  12. , JI.B. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Л. В. Безрукова. Екатеринбург, 1999. — 22 с.
  13. , М.М. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4−5 лет Текст. / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 121−126.
  14. , A.C. Основы возрастной педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / A.C. Белкин. М.: Академия, 2000.-192 с.
  15. , H.A. Царство Духа и царство Кесаря Текст. / H.A. Бердяев. -М.: Республика, 1995. 213 с.
  16. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  17. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст.: избранные психологические тр. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.- Воронеж, 1995.-349 с.
  18. Большой толковый психологический словарь Текст.: в 2 т. / А. Ребер. М.: Вече ACT, 2000. — Т. 2: П-Я. — 560 с.
  19. Большой толковый словарь русского языка Текст. / гл ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  20. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. —2001.-№ 1.-С. 16−21.
  21. , З.П. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / З. П. Борисова. Л., 1963. -25 с.
  22. , M. Духовность и личностно-центрированный подход Текст. / М. Боуон // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С. 24−33.
  23. , Г. М. Половые различия и современное школьное образование Текст. / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. -1990.-№ 3.-С. 64−69.
  24. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Текст. / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  25. , A.B. К проблеме субъекта в психологической науке Текст. / A.B. Брушлинский // Гуманистические проблемы психологической теории. -М., 1995. С. 5−14.
  26. , C.B. Проблемы психологии ответственности личности Текст.: монография / C.B. Быков. Тольятти: ВУиТ, 2004. — 213 с.
  27. , P.C. Воспитатель и дети Текст. / P.C. Буре, Л. Ф. Островская.- М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  28. , P.C. Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности Текст. / P.C. Буре // Ребенок в детском саду. 2007. — № 3. -С.60−63.
  29. , P.C. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников Текст. / P.C. Буре // Управление ДОУ. 2006. — № 7. — С.61−69.
  30. , И.С. Проблемный подход в развитии неадаптивной активности старших дошкольников Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. С. Бухарова. Екатеринбург, 2005. — 22 с.
  31. , А. Психологическое развитие ребенка Текст. / А. Валлон.- СПб.: Питер, 2001. 208 с.
  32. , М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников Текст. / М. Э. Вайнер. М.: Пед. об-во России, 2005. — 96 с.
  33. , Ф.Р. Нравственные основы жизни Электронный ресурс. / Ф. Р. Вейсс // http://www.newmind.ru
  34. , P.P. Педагогическая стратегия личностного развития дошкольников Текст.: монография / P.P. Ветчинкина. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002.-209 с.
  35. , Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов Текст. / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. 1993. — № 2.-С. 63−71.
  36. Воспитание гуманных чувств Текст. / под ред. JI.H. Проколиенко, В. К. Котырло. Киев: Рад. шк., 1987. — 174 с.
  37. Воспитание личности дошкольника Текст.: межвузовский сб. науч. тр. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1992. — 119 с.
  38. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Текст.: кн. для воспитателя детского сада / P.C. Буре [и др.]- под ред. A.M. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  39. Воспитываем дошкольников самостоятельными Текст.: сб. ст. / редкол.: Т. Н. Бабаева, З. А. Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-192с.
  40. , Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности Текст. / Б. А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — С. 36−55.
  41. , Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старости у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. О. Галущинская. Екатеринбург, 1985. — 25 с.
  42. , H.A. Политическая активность интеллектуалов Текст.: опыт социально-психологического исследования / H.A. Ганина, A.M. Эткинд // Психологический журнал. 1991. — Т.12, № 1. — С.22.
  43. , Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  44. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Текст.: пер. с англ. и фр. / сост.: Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. — М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
  45. , А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) Текст. / А.Г. Гогоберидзе- // Управление ДОУ. 2006. — № 1. -С.10−19.
  46. Год фру а, Ж. Что такое психология Текст.: в 2 т. Т.1 / Ж. Год фру а- под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Мир, 1992. — 491 с.
  47. , Э.А. Способности и индивидуальность Текст. / Э. А. Голубева. М., 1993. — 150 с.
  48. , В.А. Формирование поведения детей в детском саду Текст. / В. А. Горбачева. М.: АПН РСФСР, 1957. — 160 с.
  49. , В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании Текст. / В. А. Горский, Л. Н. Ходунова // Дополнительное образование. — 2003. № 3. — С. 20 — 29.
  50. А.Д. О различии в способности к волевой- регуляции действий у шестилетних школьников и дошкольников Текст. / А. Д. Грибанова, В. А. Иванников // Вестн. Моск. ун-та. 1992. — № 1.- С. 14−20.
  51. , И.С. Философский словарь Текст. / И. С. Гуревич. М.: ACT, 1997.-521 с.
  52. , В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 22−33.
  53. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4 т. Т. 1./В.И. Даль.-М.: Рус. яз., 1998.-1351 с.
  54. , E.H. Изучение ответственности детей дошкольного возраста в теории и практике образования / E.H. Данькова // Мир детства и образование: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2007. — С.89−92.
  55. , E.H. К вопросу о формировании ответственности детей дошкольного возраста / E.H. Данькова // Комплексное сопровождение образования дошкольников: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. П. Захарова. -Чебоксары, 2007. -С.80−84.
  56. , E.H. Личностно-деятельностный подход к формированию ответственности детей старшего дошкольного возраста / E.H. Данькова // Наука. Костанай, 2007. — № 3(сентябрь). — С.72−77.
  57. , E.H. Ответственность как личностное качество детей старшего дошкольного возраста: феноменологический аспект / E.H. Данькова
  58. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2007. № 7. — С.28−38.
  59. , E.H. О формировании ответственности как нравственного качества личности у детей старшего дошкольного возраста / E.H. Данькова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2008-№ 2.- С.25−35.
  60. , E.H. Педагогические условия становления социального опыта детей дошкольного возраста / E.H. Данькова // Наука. Костанай, 2007. № 1 (март). — С. 115−118.
  61. , E.H. Проблема формирования ответственности у детей дошкольного возраста / E.H. Данькова // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: сб. тр. молодых ученых / под ред. Т. А. Чичкановой. -Самара, 2007. С.45−51.
  62. , E.H. Социализация ребенка: педагогический аспект / E.H. Данькова // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Яковлева.- Челябинск, 2006. Вып. 11. — С. 29−35.
  63. , E.H. Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста: от теории к практике / E.H. Данькова // Актуальные проблемы управления качеством образования: сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Яковлева.- Челябинск, 2007.- Вып. 12. С.63−71.
  64. , E.H. Формирование ответственности личности старших дошкольников / E.H. Данькова // Начальная школа плюс До и После. 2008. -№ 5. — С.75−78.
  65. , B.C. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии Текст. / B.C. Данюшенков // Педагогика. -1993.-№ 3.-С. 29−33.
  66. , Л.И. Ответственность и индивидуальность: постановка и исследование проблемы Текст. / Л. И. Дементий // Теоретические и эмпирические исследования активности личности. Омск, 2001. — С.25−35.
  67. , Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / Л. И. Дементий. -М., 1990.-24 с.
  68. , Л.И. Типология ответственности личности Текст. / Л. И. Дементий // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. -С. 204−213.
  69. , В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре Текст. / В. А. Деркусанская. — М.: Пед. об-во России, 2005.- 128 с.
  70. , Ж. Философский словарь Текст.: пер. с фр. / Ж. Дидье. М.: Междунар. отношения, 2000. — 544 с.
  71. , С.А. Педагогика в терминах и понятиях Текст.: пособие-справочник для самообразования / С. А. Днепров, В. М. Кадневский. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 191с.
  72. , В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности Текст. / В. И. Долгова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2002. — 165 с.
  73. , Л .Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы Текст. / Л. Я. Дорфман. М., 1993. — 204 с.
  74. , Дж. Школа будущего Текст. / Дж. Дьюи, Эв. Дьюи // Народное образование. 2000. — № 8. — С. 244−265.
  75. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников Текст.: метод, рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / сост.: Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. — 74 с.
  76. , Н.С. Диагностика ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста Текст. / Н. С. Ежкова // Детский сад от, А до Я. -2006.-№ 5.-С. 152−156.
  77. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев. 3-е изд., испр. — М.: МПСИ, 2004. — 336 с.
  78. , И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / И. В .Житная. Ростов-н/Д., 1997. — 17 с.
  79. , А. Значимость игры в развитии человека Текст. / А. Жичкина // Дошкольное воспитание. 2002. — № 4. — С. 2−6.
  80. , Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников Текст. / Ж. Е. Завадская, Л. В. Шевченко. Минск.: Нар. асвета, 1961. — 152 с.
  81. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.
  82. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001. 192 с.
  83. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст.. 3-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2001. — 52 с.
  84. , Г. В. Психологическая ригидность в норме и патологии Текст. / Г. В. Залевский. Томск, 1993. — 20 с.
  85. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 1998. — 126 с.
  86. , Э.Ф. Методы исследования психологии профессий Текст. / Э. Ф. Зеер // Методы психологии. Ростов н/Д., 1997. — Т. З, Вып. 2. — С. 108 109.
  87. , Э.Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие1 / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1997. — 244 с.
  88. , В.П. Системный анализ в психологии Текст. / В. П. Зинченко // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 4. — С. 120−138.
  89. , В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания Текст. / В. В. Знаков // Психологический журнал. 1993. — Т.14. — С. 32−43.
  90. , С.М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6−7 лет на основе интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / С. М. Зырянова. Екатеринбург, 2003. — 23 с.
  91. , М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / М. А. Иваненко. Екатеринбург, 2005. — 23 с.
  92. , М.А. Социальное развитие ребенка в период детства Текст.: понятийно-терминологический словарь / М. А. Иваненко, Л. В. Моисеева. Екатеринбург, 2002. — 112 с.
  93. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. М., 1998. — 110 с.
  94. , Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации Текст. / Г. Йонас. М.: Айрис-Пресс, 2004. — 480 с.
  95. , Т. А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Т. А. Казимирская. М., 2002. — 25 с.
  96. , B.C. Природа нравственных убеждений Текст. / B.C. Калинин. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. — 148 с.
  97. , В.А. Миропонимание и этика ответственности Текст.: учеб. пособие для учащихся ст. кл. / В. А. Канке. Калуга: Гриф, 2004. — 200 с.
  98. , И. Сочинения Текст.: в 6 т. Т.4 Критика практического разума / И. Кант М.: Мысль, 1965. — 544 с.
  99. , Г. А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников Текст.: метод, рекомендации / Г. А. Карпова. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2001. — 32 с.
  100. , Н.С. Художественное слово в воспитании детей Текст. / Н. С. Карпинская. -М.: Педагогика, 1972. 151 с.
  101. , С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников Текст. / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 142 с.
  102. , К. О русском национальном характере Текст. / К. О. Касьянова. М., 1994. — 68 с.
  103. Кирикова, 3.3. Педагогическая технология: теоретические аспекты Текст. / 3.3. Кирикова. Екатеринбург, 2000. — 284 с.
  104. , A.B. Ориентация личности в мире ценностей Текст. / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1997. — 173 с.
  105. , M.B. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследовательских игр, дискуссий Текст.: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  106. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе Текст.: анализ зарубежного опыта/ М. В. Кларин. -М.: Знание. 1989. -80 с.
  107. , К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет Текст. / К. А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1968. — 353 с.
  108. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров: для студентов высш. и средних пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  109. , С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Текст. / С. А. Козлова. М.: Педагогика, 1988. — 104 с.
  110. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для учителей Текст. / А. К. Колеченко. М.: Интерпракс, 1994. — 206 с.
  111. , JI.B. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста Текст. / Л. В. Коломийченко. Пермь, 2002.- 115 с.
  112. , Е.С. Подготовка детей к школе Текст. / Е. С. Комарова, A.A. Тараданов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. -2006. -№ 11.- С.56−67- № 12. С. 35−41.
  113. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон // Хрестоматия по возрастной психологии / под. ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1994.-С. 237−244.
  114. , H.H. Детство Текст.: программа воспитания и развития в детском саду / H.H. Кондратьева, JI.M. Маневцова. СПб.: Акцидент, 1996.-224 с.
  115. Конституция Российской Федерации: комментарий Текст. / под общ. ред. Б. Н. Топарина [и др.]. М., 1994. — С. 12−45.
  116. Концепция дошкольного воспитания Текст. // Дошкольное воспитание. 1989. — № 5. — С. 10−35- № 9. — С. 48−69- № 10. — С. 3−12.
  117. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Наука и школа. 2003. — № 1. — С. 3−19.
  118. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе Текст. М.: Изд-во Федерального ин-та развития образования, 2007. — 23 с.
  119. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Электронный ресурс. // www.businesspravo.ru.
  120. , Н.И. Словарь-справочник практического психолога Текст. / Н. И. Конюхов. — Воронеж, 1996. 256 с.
  121. , И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения Текст. / И. Г. Корнилова. М.: Экзамен, 2004. — 159 с.
  122. , Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия Текст. / Е. В. Коротаева. М.: Профит Стайл, 2007. — 224 с.
  123. , В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников Текст. / В. К. Котырло. Киев: Рад. шк., 1971. — 200 с.
  124. , Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе Текст. / Е. Е. Кравцова. -М.: Педагогика, 1991. 150 с.
  125. , В.В. Методология педагогического исследования Текст. / В. В. Краевский. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  126. , С.Э. Общий курс философии Текст.: учеб. для студентов и аспирантов / С. Э. Крапивенский. Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998. — 472 с.
  127. , М.А. Ответственность в системе народного представительства Текст. / М. А. Краснов. М.: Наука, 1992. — 224 с.
  128. , А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности Текст. / А. И. Крупнов // Студент на пороге XXI века. М., 1990. -С. 31−38.
  129. , А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности Текст. / А. И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. М., 1995.- С. 9−23.
  130. , С.И. Психологические особенности проявления любознательности подростков Текст. / С. И. Кудинов // Формирование и развитие личности. М., 1993. — С. 30−32.
  131. , К.П. Формирование общественно направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Текст. / К. П. Кузовкова. Пермь, 1975. — 56 с.
  132. , И.А. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей Электронный ресурс. / И. А. Куренков: дис. .канд. психол. наук. М., 1994.
  133. , И.А. Психология ответственности Текст. / И. А. Куренков: учеб.- метод, пособие. Балашов: Изд-во БГПИ, 2002. — 60 с.
  134. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике Текст. / A.A. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  135. , B.C. Деятельностный подход к формированиюсодержания педагогического образования Текст. / B.C. Лазарев, Н. В. Коноплина // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 25−37.
  136. , Г. Ответственность инженера Текст. / Г. Ленк // Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — С. 70−73.
  137. , А.Н. Избр. психол. произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 2 т.
  138. , А.Н. О системном анализе в психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Психологический журнал. 1991.- Т.12, № 4. — С. 117−120.
  139. , В.Г. Мотив как системное образование личности Текст. / В. Г. Леонтьев // Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991.-С. 27−28.
  140. , Д.С. Письма о добром и прекрасном Текст. / Д. С. Лихачев. -М.: Дет. лит., 1989. 832 с.
  141. , Д. Мысли о воспитании Текст. / Д. Локк // Я. А. Коменский. Д. Локк. Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Песталоцци: пед. наследие / сост.: В. М. Кларин,
  142. A.Н. Джуринский. М., 1988. — С. 145−179.
  143. , В.И. Математические методы в психологии Текст. /
  144. B.И. Лупандин. Екатеринбург, 1996. — 124 с.
  145. , A.A. Детская психология Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / A.A. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  146. , И.А. Формирование активной социальной позиции школьников в процессе воспитания ответственного отношения к учению Текст. / И. А. Маврина // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — С. 83−90.
  147. , A.C. Проблемы школьного советского воспитания: соч. в 7 т. Текст. / A.C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — Т. 5. — 588 с.
  148. , Е.А. О социальной ответственности ученых Текст. / Е. А. Мамчур // Философские науки. 1990. — № 5. — С. 13−24.
  149. , П.Е. Моральные ценности Текст.: моногр. / П. Е. Матвеев. Владимир: Изд-во ВГУ, 2004. — 190 с.
  150. , М.В. Мотивация учения младших школьников Текст. / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  151. , М.В. Психология младшего школьника Текст. / М. В. Матюхина. М.: Просвещение, 1976. — 208 с.
  152. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  153. , Е.И. Технология обучения в системе высшего образования Текст. / Е. И. Машбиц, Ф. Янушевич. М., 1986. — 169 с.
  154. , Н.В. Психология нравственности Текст. / Н. В. Мельникова, О. В. Коновалова. Шадринск: Исеть, 2004. — 158 с.
  155. , Д.В. Воспитателю о детской игре Текст.: пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая- под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  156. , A.B. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе Текст. / A.B. Меренков, А. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание. 2001. — № 8. — С.27−34.
  157. Мещерикова, Б. Г. Большой психологический словарь Текст. / Б. Г. Мещерикова, В. П. Зинченко. -М.: Олма-пресс, 2003. 672 с.
  158. , Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ Текст. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Ю. В. Ярова. М.: Айрис-пресс, 2005.-96 с.
  159. , В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. 1991. — № 1.-С. 71−80.
  160. , H.A. Воспитание ответственностью Текст. / H.A. Минкина. М., 1990. — 167 с.
  161. , Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду Текст.: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, H.A. Короткова. 2-е изд., испр. — М.: ГНОМ и Д, 2001. — 96 с.
  162. , Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики Текст.: дис. .д-ра пед. наук / Е. А. Михайлычев. Бухара, 1991.- 155 с.
  163. , Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. А. Мичурина. Магнитогорск, 2005. — 23 с.
  164. Модернизация современного образования на основе духовно-личностной парадигмы (аспект оптимизации образовательного процесса) Текст.: моногр. / под ред. В. А. Черкасова. Челябинск: Образование, 2005. -274 с.
  165. , JI.B. Диагностические методики в системе экологического образования Текст. / JI.B. Моисеева [и др.]. Екатеринбург, 2002.-231 с.
  166. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев. Л.: Наука, 1983. — 239 с.
  167. , Г. Е. Стратегии проектирования образовательного процесса Текст. / Г. Е. Муравьева // Школьные технологии. 2002. — № 6. -С.124−131.
  168. , Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? Текст. / Т. С. Назарова // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  169. , А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам Текст. / А. Я. Найн. Челябинск, 2000. — 187 с.
  170. , Ф.М. Аксиологическая детерминация Текст. / Ф. М. Неганов, Ф. С. Файзуллин, И. Н. Ханов. Уфа: Гилем, 2004. — 132 с.
  171. , P.C. Психология Текст.: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика / P.C. Немов. -М.: Просвещение, 1995. -631с.
  172. , Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет Текст. / Н. И. Непомнящая. — М.: Педагогика, 1992. 160 с.
  173. , Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века Текст. / Н. Д. Никандров. М.: МИРОС, 1997. — 144 с.
  174. , С.Н. Теория и методика экологического образования детей Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. М.: Академия, 2002. — 336 с.
  175. , Ф. Сочинения Текст.: в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990.-2т.
  176. , A.M. Научно-исследовательская работа в образовательном учреждении Текст. / A.M. Новиков. М.: РАО, 1996. — 130 с.
  177. , В.И. Научно-теоретические основы формирования ответственности школьников в межличностных отношениях Текст. / В. И. Новосельцев. М.: Пед. о-во России, 2004. — 365 с.
  178. , А.Г. Использование ориентационного метода воспитания ответственного отношения школьников к учению Текст. / А. Г. Нудельман // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — С. 51−65.
  179. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения Текст.: учеб. пособие / под ред. А. Ф. Аменда, В. В. Латюшина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. — 517 с.
  180. , И.В. Научные основы реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст. / И. В. Опалева: автореф. дис. .канд. пед. наук. Ижевск, 2000. — 22 с.
  181. , M.А. Методы обучения как средство формирования у старшеклассников ответственного отношения к учению Текст. / М. А. Осипенко // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — С.73−83.
  182. , Л. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности Текст. / Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4. — С. 94−104.
  183. , А.Э. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте Текст. / А. Э. Пасниченко // Вестн. Моск. ун-та. 1991.- № 3.- С. 39−45.
  184. Педагогика Текст.: большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. — 720 с.
  185. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст.: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
  186. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / под ред. H.H. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Восток, 2003.-273 с.
  187. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Рос. энцикл., 2002. 528 с.
  188. , Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение Текст. / Е. М. Пеньков. М., 1990. — 138 с.
  189. , C.B. Теория и практика воспитания личностной культуры в период дошкольного детства Текст. /C.B. Петерина. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. — 164 с.
  190. , A.A. Социальная ответственность будущих офицеров: сущность и пути формирования Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук / A.A. Петров Харьков, 1990. — 24 с.
  191. , В.И. Нравственное воспитание в детском саду Текст.: программа и метод, рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 72 с.
  192. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 680 с.
  193. , В.Ю. Основы педагогических технологий Текст.: учеб.-практ. пособие / В. Ю. Питюков. М.: Тандем- Роспедагентство, 1997. — 176 с.
  194. Платон. Государство. Законы. Политик Текст. / Платон. — М.: Мысль, 1998. 798 с.
  195. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст.: учеб. пособие для учеб.1 заведений профтехобразования / К. К. Платонов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  196. Подходы к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе Текст.: метод, пособие / под ред. С. Ф. Багаутдиновой. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. — 66 с.
  197. , И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / И. А. Пономарева. М., 1994. — 21 с.
  198. , И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости личности студентов Текст. / И. А. Пономарева // Формирование и развитие личности. М., 1993. — С. 36−38.
  199. , Т.И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Т. И. Порошина. Пермь, 1997. — 24 с.
  200. , М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления Текст. / М. М. Поташник. М.: Пед. об-во России, 2002. — 352 с.
  201. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии Текст.: учеб. пособие / под ред. Л. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990. — 209 с. 1.1
  202. , А.О. Интегрирующая функция психических состояний Текст. / А. О. Прохоров // Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 3. — С. 136−145.
  203. , В.П. Диагностика ответственности Текст.: науч.- метод, пособие / В. П. Прядеин. Екатеринбург, 1995. — 291 с.
  204. , В.П. Фактор ответственности в многоуровневом педагогическом образовании Текст. / В. П. Прядеин // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1996. — С. 22−27.
  205. Психологическая диагностика: проблемы и исследования Текст. / под ред. K.M. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
  206. Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этические особенности Текст. / А. И. Крупнов [и др.]. М., 1995.-197 с.
  207. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. — 306 с.
  208. , А.Э. Сравнительный анализ психологической структуры инициативности студентов педагогического вуза и опытных учителей Электронный ресурс.: дис. .канд. психол. наук/ А. Э. Пятинин. М., 1996.
  209. Развитие Текст.: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: подготовительная к школе группа / под ред. О. М. Дьяченко. -М.: Гном-пресс, 1999. 96 с.
  210. Развитие социальной уверенности у дошкольников Текст.: пособие для педагогов дошкольных учреждений / фамилия первого [и др.]. -М.: ВЛАДОС, 2003. 224 с.
  211. , JI. Системный подход в психологии Текст. / Л. Раппопорт // Психологический журнал. -1994. Т. 15, № 3. — С. 3−16.
  212. , Т.А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека Текст. / Т. А. Ратанова. М., 1990. — 83 с.
  213. , А.З. Словарь справочник по нравологии Текст. / А. З. Рахимов. — Уфа: Творчество, 2000. — С.302−307.
  214. , Дж. Грамматика фантазии Текст.: введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари- пер. с ит. Ю. А. Добровольский. М.: Прогресс, 1978.-212 с.
  215. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / K.P. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 179 с.
  216. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. Т. 2: М-Я / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Рос. энцикл., 1998. — 350 с.
  217. , СЛ. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 2 т.
  218. , Л.И. Нравственное воспитание личности Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Изд-во МГУ, 1981.-184 с.
  219. , A.A. Опросник межличностных отношений Текст. / A.A. Рукавишников. Ярославль, 1992. — 92 с.
  220. , В.М. Опросник структуры темперамента Текст. / В. М. Русалов. М., 1992. — 89 с.
  221. , H.A. Развивающая среда дошкольных учреждений Текст.: из опыта работы / H.A. Рыжова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. — 192 с.
  222. , А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания Текст. / А. И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2002. — 160 с.
  223. , Р.Д. О модели выпускника школы Текст. / Р. Д. Сапжаева // Психология активности личности. Новосибирск, 1996. — С. 238−239.
  224. , Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей Текст. / Г. Н. Сартан. М.: Сфера, 1998.- 123 с.
  225. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр // Тошнота: избр. произведения. — М., 1994. -С. 433−469.
  226. , В.Г. Ответственность: психология и диагностика Текст. / В. Г. Сахарова. Владивосток: Морской гос. ун-т, 2004. — 217 с.
  227. , Н.В. Роль коммуникативных умений в формировании ответственного отношения школьников к учению Текст. / Н. В. Седова // Система форм и методов воспитания ответственного отношения школьников к учению. Омск, 1990. — С. 48−51.
  228. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  229. , Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / Ф. Селестен. М., 1990. — 362 с.
  230. , В.И. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов Текст. / В. И. Селиванов, С. А. Гаврилина // Психологический журнал. 1991. — Т.12, № 5. — С. 44−50.
  231. , В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли Текст. / В. И. Селиванов // Психологический журнал. 1991. — Т.7, № 6. — С. 110−121.
  232. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М., 1999. — 196 с.
  233. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
  234. , Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей Текст. / Л. С. Славина // Вопросы психологии. 1956. — № 4. — С.96−105.
  235. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижаков. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  236. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъектной реальности в онтогенезе Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Школьная Пресса, 2000. 311 с.
  237. Словарь по социальной педагогике Текст. / сост. JI.B. Мархадаев. М.: Академия, 2002. — 365 с.
  238. Словарь сочетаемости слов русского языка Текст. / ред.: П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. 3-е изд., испр. — М.: ACT- Астрель, 2005. — 813 с.
  239. , В.И. Общая педагогика Текст.: учеб. пособие / В. И. Смирнов. 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
  240. , Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания Текст.: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / Е. О. Смирнова. М.: ВЛАДОС, 2005. — 119с.
  241. , В.В. О межличностном влиянии в процессе общения Текст. / В. В. Собольников // Психология активности личности.-Новосибирск, 1996. С. 259−261.
  242. , В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности Текст. /В.В. Собольников. Новосибирск, 1997. — 270 с.
  243. Современная западная философия Текст.: слов. / сост.: B.C. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.
  244. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений Текст.: учеб. пособие для студентов высш. и средних пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000.-342 с.
  245. , Т.О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркологической зависимости Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. О. Сокова. М., 1999. — 22 с.
  246. , O.B. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста Текст.: метод, пособие / О. В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  247. , O.A. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений Текст.: метод, пособие / O.A. Соломенникова. М.: Айрис-Пресс, 2006. — 192 с.
  248. , E.H. Педагогу о современных подходах воспитания Текст. / E.H. Степанов, Л. И. Лузина. М.: Сфера, 2005. — 160 с.
  249. , C.B. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя Текст.: автореф. дис. .канд. наук / C.B. Субботин. Пермь, 1992. -21 с.
  250. , В.А. Разговор с молодым директором школы Текст. / В. А. Сухомлинский. Минск: Университетское, 1988. — 241с.
  251. Терминологический словарь по основам педагогической технологии Текст. / A.C. Белкин [и др.]. Шадринск, 1996. — 16 с.
  252. , Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками Текст. / Л. Л. Тимофеева. М.: Пед. о-во России, 2006. — 112 с.
  253. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: постановление Правительства РФ от 19 сент. 1997 г., № 1204 // Вестник образования. — 1998. -№ 1.-С. 80−89.
  254. , Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника Текст. / Л. В. Трубайчук. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.-251 с.
  255. , Л.В. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе Текст. / Л. В. Трубайчук. М.: Восток, 2001. — 83 с.
  256. , Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка Текст. / Г. Л. Тульчинский. Л., 1990.-218 с.
  257. , B.B. Методологические принципы исследования путей формирования социальной ответственности рабочего Текст. / В. В. Туренко. -Донецк, 1990.-126 с.
  258. , Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя Текст.: автореф. дис. .канд. психол. наук / Н. В. Тучак. М., 1993. — 23 с.
  259. , O.A. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / O.A. Тырнова. М., 1996. — 21 с.
  260. , Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников Текст. / Ю. В. Укке // Вопросы психологии. 1990. — № 5.-С. 150−157.
  261. , Г. А. Практикум по дошкольной психологии Текст.: пособие для студентов высш. и средних пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Академия, 2000. — 304 с.
  262. , О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста Текст.: учеб.- метод, пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М.: Владос, 2004. — 287 с.
  263. Фалах Расми, А. Р. Мохаммад. Этнопсихологические особенности ответственности у арабских студентов Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А.Р. М. Фалах Расми. М., 1997. — 21 с.
  264. , Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса Текст. / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. 1994.- № 10. — С. 38−46.
  265. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ Флиата. — 1999. — 670 с.
  266. , Д.И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М., 1994. — 319 с.
  267. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  268. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред.
  269. A.А.Ивина. М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
  270. Философский энциклопедический словарь Текст. / сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2002. — 576 с.
  271. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М., 1990.-219 с.
  272. , Л.М. Наглядность и моделирование в обучении Текст. / Л. М. Фридман. -М.: Знание, 1984. 80 с.
  273. , Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: ACT-ЛТД, 1998.-664 с.
  274. , М. Время и бытие Текст.: статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  275. , В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников Текст. /
  276. B.Б.Хозиев. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  277. , Т.М. О взаимосвязи природных свойств индивидуальности и специальных способностях учителя Текст. / Т. М. Хрусталева // Природа психического. Пермь, 1994. — С. 128−130.
  278. , Н.Л. Развитие человека и воспитывающая функция образования Текст.: моногр. в 2 т. / Н. Л. Худякова. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2002. 2 т.
  279. , В.А. Внедрение достижений педагогической науки в практику образовательных учреждений: функции, проблемы: аспект оптимизации образования Текст. / В. А. Черкасов, К. Г. Тротт, Э. С. Черкасова. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1995. — 183 с.
  280. , М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе Текст. / М. А. Чошанов. Казань, 1996. -314 с.
  281. , P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / P.M. Чумичева. Ростов н/Д., 1995. — 47 с.
  282. , P.M. Ребенок в мире культуры Текст. / P.M. Чумичева. Ставрополь, 1998. — 558 с.
  283. , P.M. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) Текст. / P.M. Чумичева, O. JL Ведмедь, H.A. Платохина. Ростов н/Д., 2005. — 311 с.
  284. , С. Игротехнология и социализация Текст. / С. Шаронова//Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 71−81.
  285. , Ф.Н. Профессионально-нравственная культура Текст. / Ф. Н. Щербак. М.: Знание, 1985. — 114 с.
  286. , В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности Текст.: автореф. дис.. .канд. пед. наук / В. В. Щетинина. М., 2006. — 26 с.
  287. , Н.Е. Педагогическая технология Текст., / Н. Е. Щуркова. 2-е изд., доп. — М.: Пед. о-во России, 2005. — 256 с.
  288. , Д.Б. Избранные психологические педагогические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-221 с.
  289. Эмоциональное развитие дошкольников Текст.: пособие для воспитателей детского сада / под. ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.- 172 с.
  290. Эстетическое образование в период детства Текст.: моногр. / отв. ред. А. Ф. Яфальян. — Екатеринбург, 2003. 282 с.
  291. , П.А. Принципы модульного обучения Текст. / П. А. Юцявичене // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.55−60.
  292. , И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31 — 42.
  293. , П.М. Общение людей как социально-педагогическая проблема Текст. / П. М. Якобсон. М., 1973. — 241 с.
  294. , С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения Текст. / С. Г. Якобсон // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 320−337.
  295. , Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006.-239 с.
  296. , Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты Текст.: моногр. / Н. О. Яковлева. М.: АТИ-СО, 2002.-196 с.
  297. , В.А. История и психология формирования экологической культуры Текст. / В. А. Ясвин. -М.: Наука, 1999. 100 с.
  298. Kohlberg, L. The philosophy of moral development: moralstudes and the idea of justice / L. Kohlberg. San-Francisko, 1981. — V.l. — 44 lp.
  299. Rotter, J.B. Social Learning and Clinical Psychology / J.B. Rotter. -New York: Englewood Cliffs, 1954. 466 p.
Заполнить форму текущей работой