Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные факторы стресса в работе среднего медперсонала

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование физических упражнений. Люди, находящиеся в хорошей физической форме, испытывают меньшее напряжение, более уверены в себе и в меньшей степени подвержены влиянию стрессов и депрессии. Ряд компаний приобретают для своих менеджеров абонементы в фитнес-центры, поощряют их посещать семинары и тренинги по преодолению стрессов, вести здоровый образ жизни. Нужно заметить, что во многих… Читать ещё >

Основные факторы стресса в работе среднего медперсонала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа среднего медперсонала (медицинской сестры) имеет массу отличий от труда врачей, инженеров и прочих специалистов, так как в работе сестринского персонала имеется большое количество факторов, которые могут как усилить отдачу медицинских сестер, так и ухудшить ее. Стрессовая ситуация в виде эустресса может быть полезна для человека, так как она заставляет его быстрее думать, искать нестандартные решения, выявляя скрытые резервы организма. Напротив, дистресс, а также продолжительные стрессовые воздействия снижают эффективность работы и отрицательно влияют на самочувствие индивида, ухудшая результаты деятельности организации.

Работа медсестры является довольно сложной и напряженной, а наиболее распространенными стрессовыми факторами в ее работе является следующие.

  • 1. Невысокий статус профессии, местами сводимый до положения санитарки.
  • 2. Низкая заработная плата, что заставляет ее искать дополнительный заработок, в том числе выполняя работу младшего медперсонала.
  • 3. Неопределенность роли — отсутствует представление об уровне ее полномочий и ответственности: до сих пор медсестра одновременно выполняет свою работу, работу помощника врача, а также лица, на которое можно возложить выполнение разнообразных обязанностей (типа «принеси-унеси»), включая работу младшего медперсонала.
  • 4. Множественная подчиненность заставляет медсестру выполнять указания различных лиц: заведующего отделением, врача, главной и старшей медсестры, что порождает фрустрацию.
  • 5. Конфликт ролей проявляется в том, что медсестра может получать противоречивую информацию относительно своих обязанностей.
  • 6. Интриги и зависть — в основном сестринский коллектив является женским, в котором слухи, интриги, жалобы, «подсиживания» и зависть встречаются чаще, чем в мужском.
  • 7. Физические и психические перегрузки — частые ночные дежурства и повышенный объем работы, которые вынуждена брать на себя медсестра, чтобы увеличить свой заработок, явно не способствуют повышению уровня здоровья.
  • 8. Несоответствие уровня образования занимаемой должности. В ряде УЗ должности старших медицинских сестер занимали лица пенсионного возраста, получившие медицинское образование на РОККовских курсах[1], а медсестры, имеющие более высокое образование могли и не продвинуться по карьерной лестнице. Получение же медсестрой высшего медицинского образования — еще не гарантия того, что она займет желаемую должность.
  • 9. Недостаток возможностей для продвижения по службе. В больнице имеется всего лишь одна должность главной медсестры и по одной старшей медсестре на отделение.
  • 10. Несправедливое вознаграждение. Можно работать с большим напряжением, но премию получит, как всегда, симпатичная коллега за ее «красивые глазки».
  • 11. Отсутствие средств малой механизации. Медсестра нередко переносит ощутимые тяжести: фляги, бутыли с растворами, бачки с едой, разнообразное оборудование, а также тяжелых пациентов.
  • 12. Высокая ответственность за состояние здоровья пациента. Необходимость постоянно думать о тяжелых больных и регулярно контролировать их состояние создает плохую психологическую доминанту.
  • 13. Конфликтные пациенты являются еще одним фактором, провоцирующим стресс. Во-первых, «клиент всегда прав», а во-вторых, больные люди зачастую ведут себя неадекватно и вызывают скандалы.
  • 14. Сексуальные домогательства. Так как должности медсестер занимают, в основном женщины, то они могут являться объектом сексуальных притязаний со стороны мужской части коллектива.
  • 15. Угроза инфицирования ВИЧ-инфекцией, гепатитом и риск получить профессиональные заболевания явно не способствует психологическому комфорту.
  • 16. Слабые коммуникации. Напряженная работа, например, в процедурном кабинете, дает медсестре мало возможностей контактировать с коллегами.
  • 17. Недостаток соучастия и поддержки. Нередко ни старшая медсестра, ни заведующий отделением, ни главная медсестра не обращают внимания на проблемы своих подчиненных.
  • 18. Опасные условия труда. Особенно это проявляется в психиатрических и наркологических учреждениях. Известно большое количество случаев нападения хулиганов и наркоманов на выездные бригады скорой помощи.
  • 19. Страх потерять работу. В полной мере это проявляется в небольших УЗ, особенно там, где имеется избыток медсестер, работающих не по специальности.
20. Оценка качества работы. Получение негативного отзыва и угрозы со стороны начальства может вызвать соответствующее уменьшение денежного дохода, и даже увольнение с занимаемой должности.

Перечисленные факторы могут привести к ряду проблем: повышенной утомляемости, тревоге, хронической усталости, снижению работоспособности, опасности медицинской ошибки, невозможности сосредоточиться на работе, сложности принятия решений, опозданиям на работу, прогулам, временной нетрудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности, снижению эффективности труда, неудовлетворенности работой, конфликтам, текучести кадров. Все это усугубляется физиологическими изменениями организма: повышением артериального давления, нарушениями сна, тахикардией, тошнотой, расстройством аппетита, сексуальной дисфункцией.

Стрессовые факторы должны находиться в поле зрения руководителя, если он хочет иметь здоровый климат в коллективе и высокую производительность труда. Менеджер здравоохранения должен использовать весь доступный ему арсенал для снижения последствий дистресса, как у вверенного ему персонала, так и у себя.

Для снижения последствий стресса необходимо проявлять участие в решении проблем подчиненных. Существует ряд методов, способствующих снижению стресса у персонала.

  • 1. Использование физических упражнений. Люди, находящиеся в хорошей физической форме, испытывают меньшее напряжение, более уверены в себе и в меньшей степени подвержены влиянию стрессов и депрессии. Ряд компаний приобретают для своих менеджеров абонементы в фитнес-центры, поощряют их посещать семинары и тренинги по преодолению стрессов, вести здоровый образ жизни. Нужно заметить, что во многих медицинских организациях имеются кабинеты лечебной физкультуры и специалисты по ее проведению, которых можно подключить к реализации данного метода.
  • 2. Методы релаксации включают в себя и специальные упражнения по релаксации, и кратковременные перерывы в работе для снятия чрезмерного напряжения, и продолжительный отпуск. В штате ряда УЗ есть врачи-психотерапевты, способные проводить сеансы психоэмоциональной разгрузки.
  • 3. Создание групп поддержки, в которых человек получает возможность обсудить свои стрессовые ситуации с другими участниками группы и с помощью модератора совместными усилиями выработать альтернативные стратегии по преодолению различных стресс-факторов, выявленных в ходе группового обсуждения.
  • 4. Разработка программ помощи семьям сотрудников (помощь в поисках подходящего детсада, поддержка родителей больных детей, семинары по воспитанию детей и гармонизации супружеских отношений). Такие программы помогают сотрудникам преодолевать личные стрессы, которые отражаются на качестве их работы.

Чтобы достичь эффективной работы, уменьшить организационные факторы стресса у себя и подчиненных, избежать текучести кадров и снизить затраты, которые могут быть при временной нетрудоспособности и инвалидности, менеджеры должны предотвращать возникновение чрезмерного стресса при работе и грамотно управлять им.

  • [1] Ранее в СССР существовали трехмесячные сокращенные курсы Российского общества Красного Креста (РОКК), по окончании которых присваивалась квалификация медсестры (прим. авт.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой