Планирование социальной ответственности бизнеса
Современная мировая наука, обобщающая историю этого явления, начиная из трактовки Г. Боуэна (1953 г.), определяет корпоративную социальную ответственность (КСО) как «добровольный взнос бизнеса в развитие общества в социальную, экономическую и экологическую сферы, непосредственно связанные с основной деятельностью, тем не менее, которые выходят за рамки определенного законом минимума… Читать ещё >
Планирование социальной ответственности бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из того, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция РФ, ст. 7), любые преобразования в экономике, в том числе инновационные, должны быть тесно связаны с повышением уровня социальной ответственности бизнеса, в основе которой лежат взаимозависимость и взаимообусловленность экономической и социальной сторон деятельности организации (табл. 5.17).
В зарубежных источниках информации социальная ответственность часто трактуется как обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом[1].
Институт исследований Всемирного банка социальную ответственность понимает двояко:
- • как комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообщества и окружающей среды;
- • как нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.
Европейская комиссия в своих документах опирается на самое широкое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды» .
Таблица 5.17
Основные доводы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса в России[2]
Доводы против социальной ответственности. | Доводы за социальную ответственность. |
|
|
Современная мировая наука, обобщающая историю этого явления, начиная из трактовки Г. Боуэна[3] (1953 г.), определяет корпоративную социальную ответственность (КСО) как «добровольный взнос бизнеса в развитие общества в социальную, экономическую и экологическую сферы, непосредственно связанные с основной деятельностью, тем не менее, которые выходят за рамки определенного законом минимума»[4].
Сегодня концепцию корпоративной социальной ответственности стараются интегрировать в свою деловую активность прежде всего все большие российские компании и предприятия. Как показала практика, она имеет существенное влияние также на малый и средний бизнес.
Но при этом следует отметить, что в современных условиях существует широкое расхождение взглядов и отсутствие общей логической базы и трактовке и понимании КСО. Своеобразным ядром служит концепция КСО, выдвинутая А. Кэроллом[5], согласно которой главным критерием деления выступает уровень восприятия собственниками и руководителями идеи социальной ответственности предприятия. При этом выделяют три подхода к пониманию корпоративной социальной ответственности (рис. 5.14).
Рис. 5.14. Классификация подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности предприятия[6]
Ключевым элементом понятия корпоративной социальной ответственности является осознанный, добровольный характер социально-ответственной деятельности, т. е. это добровольное со стороны бизнесменов проводение такой политики, принятие таких решений и следование таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого — способствовать благу всего общества. Предприятие добровольно принимает на себя обязательства относительно реализации мероприятий, направленных на улучшение ситуации в сферах, которые непосредственно не связаны с его коммерческой деятельностью. То есть в данном случае речь идет о деятельности, которая превышает определенные в законодательстве требования к работе предприятия.
В понятие корпоративной социальной ответственности традиционно включают:
- • ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами;
- • ответственность в отношении потребителей;
- • ответственную политику в отношении работников;
- • экологическую ответственность;
- • ответственность компании перед обществом в целом.
Необходимо заметить, что бо? льшая часть ответственности компаний соотносится со взаимодействием с людьми (работниками, поставщиками, потребителями) и обществом как социальным институтом.
Социально-ответственный бизнес в своих стратегических целях в первую очередь должен быть сориентирован на программы социальных инвестиций в персонал, и только после их реализации — на разрешение экологических и общечеловеческих проблем.
Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.
- 1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная уплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
- 2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями нс только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван корпоративной ответственностью.
- 3. Третий (высший) уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
- • безопасность труда;
- • стабильность заработной платы;
- • поддержание социально значимой заработной платы;
- • дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;
- • развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;
- • оказание помощи работникам в критических ситуациях.
Матрица анализа эффективности социальных инвестиций для субъектов локального рынка труда представлена в приложении 8.
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
- • спонсорство и корпоративную благотворительность;
- • содействие охране окружающей среды;
- • взаимодействие с местным сообществом и местной властью;
- • готовность участвовать в кризисных ситуациях;
- • ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Недавно пережитый мировой экономический кризис подчеркнул насущность усиления программ корпоративной социальной ответственности и их превращения в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности: они перешли из разряда перспективных инновационных проектов в стратегическую необходимость. Социально устойчивая организация в долгосрочном периоде является более конкурентоспособной во внешней организационной среде и более привлекательной для потенциальных клиентов, поставщиков и персонала организации. Модель формирования социальной ответственности бизнеса представлена на рис. 5.15.
- [1] Документы Всемирного банка по проблемам социальной ответственности бизнеса (URL: wordbank.org). Корпоративная ответственность перед обществом (Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров, 2005. URL: amr.ru).
- [2] Вестник РЭЛ. 2012. № 1. С. 99.
- [3] URL: post economics. Harvard.edu
- [4] Интернет-энциклопедия. URL: ru.wikipedia.org
- [5] Carroll A. В. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. Business and Society, 1999. 38 (3). P. 268−295.
- [6] Грицина Л. А. Эволюция формирования концепции корпоративной социальной ответственности предприятия. Днепропетровск: Наука света, 2007. Т. 2. С. 33.