Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование социальной ответственности бизнеса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная мировая наука, обобщающая историю этого явления, начиная из трактовки Г. Боуэна (1953 г.), определяет корпоративную социальную ответственность (КСО) как «добровольный взнос бизнеса в развитие общества в социальную, экономическую и экологическую сферы, непосредственно связанные с основной деятельностью, тем не менее, которые выходят за рамки определенного законом минимума… Читать ещё >

Планирование социальной ответственности бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из того, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция РФ, ст. 7), любые преобразования в экономике, в том числе инновационные, должны быть тесно связаны с повышением уровня социальной ответственности бизнеса, в основе которой лежат взаимозависимость и взаимообусловленность экономической и социальной сторон деятельности организации (табл. 5.17).

В зарубежных источниках информации социальная ответственность часто трактуется как обязательство бизнеса, взятое на себя самостоятельно, поддерживать устойчивое экономическое развитие через работу с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом с целью улучшения качества жизни путем действий, полезных как для бизнеса, так и для развития общества в целом[1].

Институт исследований Всемирного банка социальную ответственность понимает двояко:

  • • как комплекс направлений политики и действий, связанных с ключевыми стейкхолдерами, ценностями и выполняющих требования законности, а также учитывающих интересы людей, сообщества и окружающей среды;
  • • как нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.

Европейская комиссия в своих документах опирается на самое широкое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды» .

Таблица 5.17

Основные доводы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса в России[2]

Доводы против социальной ответственности.

Доводы за социальную ответственность.

  • 1. Снижение прибыли в краткосрочной перспективе.
  • 2. Уменьшение размеров дивидендов.
  • 3. Отвлечение ресурсов от основного бизнеса.
  • 4. Увеличение затрат на производство.
  • 5. Возможное снижение уровня заработной платы для компенсации затрат на социальные проекты.
  • 6. Иностранные конкуренты нс несут подобных издержек, что ослабляет конкурентные позиции национальных предприятий.
  • 7. Низкая активность населения страны в решении социальных проблем
  • 1. Высокая роль корпораций в развитии регионов.
  • 2. Недостаток собственных ресурсов государства для проведения полноценной социальной политики.
  • 3. Глобализация, заставляющая предприятия соблюдать международные нормы и стандарты.
  • 4. Развитие партнерства и сотрудничества государства и бизнеса.
  • 5. Усиление роли гражданского общества в государственном масштабе.
  • 6. Усиление конкуренции, в том числе международной.
  • 7. Глобализация рынка труда.
  • 8. Усиление интереса потребителей к поведению компании в обществе.
  • 9. Рост общественного движения и мероприятий правительства по защите окружающей среды.
  • 10. Фактическое вмешательство корпораций в социально-политическую жизнь общества

Современная мировая наука, обобщающая историю этого явления, начиная из трактовки Г. Боуэна[3] (1953 г.), определяет корпоративную социальную ответственность (КСО) как «добровольный взнос бизнеса в развитие общества в социальную, экономическую и экологическую сферы, непосредственно связанные с основной деятельностью, тем не менее, которые выходят за рамки определенного законом минимума»[4].

Сегодня концепцию корпоративной социальной ответственности стараются интегрировать в свою деловую активность прежде всего все большие российские компании и предприятия. Как показала практика, она имеет существенное влияние также на малый и средний бизнес.

Но при этом следует отметить, что в современных условиях существует широкое расхождение взглядов и отсутствие общей логической базы и трактовке и понимании КСО. Своеобразным ядром служит концепция КСО, выдвинутая А. Кэроллом[5], согласно которой главным критерием деления выступает уровень восприятия собственниками и руководителями идеи социальной ответственности предприятия. При этом выделяют три подхода к пониманию корпоративной социальной ответственности (рис. 5.14).

Классификация подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности предприятия.

Рис. 5.14. Классификация подходов к пониманию корпоративной социальной ответственности предприятия[6]

Ключевым элементом понятия корпоративной социальной ответственности является осознанный, добровольный характер социально-ответственной деятельности, т. е. это добровольное со стороны бизнесменов проводение такой политики, принятие таких решений и следование таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Иными словами, это своеобразный общественный договор между бизнесом, потребителями и властью, цель которого — способствовать благу всего общества. Предприятие добровольно принимает на себя обязательства относительно реализации мероприятий, направленных на улучшение ситуации в сферах, которые непосредственно не связаны с его коммерческой деятельностью. То есть в данном случае речь идет о деятельности, которая превышает определенные в законодательстве требования к работе предприятия.

В понятие корпоративной социальной ответственности традиционно включают:

  • • ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами;
  • • ответственность в отношении потребителей;
  • • ответственную политику в отношении работников;
  • • экологическую ответственность;
  • • ответственность компании перед обществом в целом.

Необходимо заметить, что бо? льшая часть ответственности компаний соотносится со взаимодействием с людьми (работниками, поставщиками, потребителями) и обществом как социальным институтом.

Социально-ответственный бизнес в своих стратегических целях в первую очередь должен быть сориентирован на программы социальных инвестиций в персонал, и только после их реализации — на разрешение экологических и общечеловеческих проблем.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.

  • 1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная уплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
  • 2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями нс только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван корпоративной ответственностью.
  • 3. Третий (высший) уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

  • • безопасность труда;
  • • стабильность заработной платы;
  • • поддержание социально значимой заработной платы;
  • • дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников;
  • • развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;
  • • оказание помощи работникам в критических ситуациях.

Матрица анализа эффективности социальных инвестиций для субъектов локального рынка труда представлена в приложении 8.

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

  • • спонсорство и корпоративную благотворительность;
  • • содействие охране окружающей среды;
  • • взаимодействие с местным сообществом и местной властью;
  • • готовность участвовать в кризисных ситуациях;
  • • ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Недавно пережитый мировой экономический кризис подчеркнул насущность усиления программ корпоративной социальной ответственности и их превращения в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности: они перешли из разряда перспективных инновационных проектов в стратегическую необходимость. Социально устойчивая организация в долгосрочном периоде является более конкурентоспособной во внешней организационной среде и более привлекательной для потенциальных клиентов, поставщиков и персонала организации. Модель формирования социальной ответственности бизнеса представлена на рис. 5.15.

  • [1] Документы Всемирного банка по проблемам социальной ответственности бизнеса (URL: wordbank.org). Корпоративная ответственность перед обществом (Корпоративный социальный отчет. Рекомендации Ассоциации менеджеров, 2005. URL: amr.ru).
  • [2] Вестник РЭЛ. 2012. № 1. С. 99.
  • [3] URL: post economics. Harvard.edu
  • [4] Интернет-энциклопедия. URL: ru.wikipedia.org
  • [5] Carroll A. В. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. Business and Society, 1999. 38 (3). P. 268−295.
  • [6] Грицина Л. А. Эволюция формирования концепции корпоративной социальной ответственности предприятия. Днепропетровск: Наука света, 2007. Т. 2. С. 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой