Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стирание индивидуальных различий между людьми

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следствием такого упоения властью, вседозволенностью может стать свобода проявления таких желаний и инстинктов у которым участник толпы никогда бы не дал волю, когда бывает один. В толпе некоторые участники утрачивают чувство ответственности, потому что чувствуют свою анонимность, отсюда и большая склонность рисковать и действовать не задумываясь. Подражание другим и чувство анонимности открывают… Читать ещё >

Стирание индивидуальных различий между людьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В толпе происходит стирание индивидуальных различий между людьми, поэтому у них снимаются многие барьеры, сдерживающие их в обычной жизни (категории Изобилия, Добра, норма юридическая, социальная и пр.).

А. М. Зимичев, 1993

Под воздействием порыва паники мозг участника толпы начинает сильнее реагировать на самые нейтральные сигналы. Значим этот сигнал на самом деле или нет — выяснится позже, а пока любой шорох в условиях, например, переживания страха и тревоги будет интерпретироваться как угроза. Спасением в такой ситуации становится для человека подражательное поведение: как все, так безопасно. В результате участник панической толпы отказывается от внутреннего самоконтроля в пользу внешних образцов спасительного поведения. Все программы оценки ситуации, принятия решений, составляющие основу индивидуального способа реагирования, подводятся под один инстинктивный знаменатель. Представляется, что именно в панической толпе этот феномен, называемый психологами «деиндивидуализация», проявляется ярче всего. Отметим, что пребывание далеко не в любой толпе будет оборачиваться утратой индивидуальных особенностей[1]. Характер панического реагирования также связан с индивидуальными особенностями. Этот момент принципиально важен для квалификации индивидуальной ответственности участников толпы как субъекта массовых беспорядков. В противном случае ни о какой ответственности не могло бы быть и речи.

Индивид в толпе начинает осознавать себя частью большого целого и отождествлять себя с этим целым (Я это МЫ). Это дает отдельному участнику ощущение силы и непобедимости, а значит — безнаказанности. Толпа становится источником легитимности собственных действий: мы народу мы власть. По словам С. Сигеле, «численность предоставляет всем членам толпы ощущение их неожиданной и чрезвычайной мощи. Они знают, что могут бесконтрольно проявлять эту мощь, ее нельзя будет ни осудить, ни наказать, и эта уверенность побуждает их совершать поступки, которые они сами позже осуждают, понимая их несправедливость»[2].

Следствием такого упоения властью, вседозволенностью может стать свобода проявления таких желаний и инстинктов у которым участник толпы никогда бы не дал волю, когда бывает один. В толпе некоторые участники утрачивают чувство ответственности, потому что чувствуют свою анонимность, отсюда и большая склонность рисковать и действовать не задумываясь. Подражание другим и чувство анонимности открывают для них возможность преступить социальные и юридические нормы. Такая возможность обеспечивается приказом вожака, лидера, принявшего ответственность на себя, наличием группы эмоциональной поддержки, образцами поведения большинства, отдельных групп или участников. Как писал в связи с этим Г. Тард: «Многие думают, что человек производит то или другое преступление исключительно по строго взвешенным логическим соображениям; а между тем ближайший анализ действий и поступков преступника нередко открывает нам, что, несмотря на многочисленные колебания с его стороны, достаточно было одного подбадривающего слова кого-либо из окружающих или примера, действующего подобно внушению, чтобы все колебания были сразу устранены и преступление оказалось неизбежным»[3].

  • [1] См. Иваненко К. Л. Психология толпы: границы изменчивости мнений // Обозреватель-Observer. 2013. № 4 (279). С. 110−119.
  • [2] Сигеле С. Преступная толпа.
  • [3] Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступлениятолпы. С. 359.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой