Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие «педагогические технологии» в теории и практике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализуя современные идеи гуманизации образования, сам педагог должен быть творческой личностью, способной к самореализации, самораскрытию и самосовершенствованию, чему способствуют ПТ. Важным оказывается не просто декларация гуманистических идей, а возможность на этой основе «технологизировать процесс гуманизации», что и позволяет рассматривать процесс использования ПТ, как ориентирующий… Читать ещё >

Понятие «педагогические технологии» в теории и практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эволюционный взгляд на проблему ПТ показывает использование этого термина еще в 1920;е гг. Как уже отмечалось, термин постепенно менялся: «педагогическая техника», «педагогические техники», «технологии образования», «образовательные технологии», «технологии обучения». В конце XX в. вновь возвращается термин «педагогические технологии». О наиболее интенсивном изучении проблемы ПТ, пожалуй, следует говорить после Международного семинара по технологии обучения, который проходил в Будапеште в 1976 г. В этом семинаре принимала участие и советская делегация. Позиция советской дидактики была представлена в докладе академика С. Г. Шаповаленко и профессора Т. В. Ильиной. К сожалению, мы не имеем сведений о личных позициях ученых по этому вопросу в тот период. Позиция СССР была представлена следующим образом.

«В СССР термин «технология обучения» не применяется, так как-то, что включается в ее сферу, осуществляется теорией воспитания, дидактикой, методиками преподавания учебных предметов, педагогической психологией. Эти науки дают учителю научно-обоснованные рекомендации по разработке программ управления процессом обучения и реализации их на практике:

  • — определяют задачи изучения каждого учебного предмета; рекомендуют способы элементарного анализа содержания учебных программ и учебников;
  • — инструктируют по вопросам определения исходного и конечного состояния учащихся, структурирования логической последовательности предъявления содержания обучения ученикам, разделения этого процесса на шаги, моделирования познавательной деятельности учителя на каждом шагу и осуществления обратной связи;
  • — вооружают принципами отбора средств обучения для реализации каждого шага, подсказывают правильные способы установления связи их между собою, а также методику и технику применения;
  • — разъясняют способы введения учеников в процесс учения (мотивация, возбуждение интереса и внимания, постановка проблемы и т. п.);
  • — предлагают способы выполнения программы управления процессом обучения и коррекции его на основе статистически обработанных и математически интерпретированных материалов обратной связи (контрольных работ, тестов, бесед с учащимися и т. д.).

Так как все, что было перечислено выше, составляет в других странах содержание технологии обучения, то можно сказать, что, хотя в нашей стране не применяется этот термин, но по существу мы серьезно занимаемся разработкой ее проблем.

Из всего сказанного выше следует сделать вывод, что введение в общеобразовательные школы ТС[1], ДВУМ и технологии обучения является сложной, крупномасштабной, весьма важной социальной проблемой, которая требует вложения значительных финансовых средств, привлечения больших производственных и людских ресурсов, но, в конечном счете, сберегает значительные средства тем, что, не удлиняя сроки обучения, достигается подъем уровня образования подрастающего поколения соответственно требованиям научно-технического и социального прогресса".

(Из выступления С. Г. Шаповаленко на Международном семинаре по технологии обучения. Будапешт, 1976 г. «Заключительный документ»).

Позднее в работе «Альтернативные методы внедрения, технологии обучения в рамках обязательного школьного образования»[2] С. Г. Шаповаленко дает определение технологиям обучения как способу применения технических и аудиовизуальных средств во взаимодействии с совершенствуемыми при этом традиционными средствами и методами обучения. По мнению Шаповаленко, ПТ включают как минимум три показателя: 1) знание и совершенное владение техникой; 2) знакомство с фондом аудиовизуальных учебных материалов; 3) владение методикой эффективного их использования, включающей развитие творческого подхода в реализации ее рекомендаций.

На семинаре обозначилось выделение двух подходов к рассмотрению ПТ: трактовка ПТ в узком понимании этого явления, а также в широком, которое только начинало развиваться. В узком понимании технология рассматривались как способ применения ТСО в образовательном процессе (у этой позиции были и противники). Определение ПТ, связанных со средствами обучения мы обнаруживаем и в Педагогической энциклопедии 1927 г. издания, где дается такое определение: «К технологии педагогической относится также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия»[3].

Позднее, в ответ на призыв реализации гуманистической концепции образования, личностно-ориентированной парадигмы в деятельности образовательного учреждения, развивая идеи академика С. Г. Шаповаленко, появляется и проектировочная составляющая ПТ. В работах члена-корреспондента РАО Т С. Назаровой и ее школы рассматриваются аспекты проектирования ПТ в деятельности педагога, реализующих идею Киркегора «…о человеке, конструирующим самого себя».

И. Я. Лернер отмечает, что педагогическая технология «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых». Автор пишет: «Педагогические технологии понимаются нами как совокупность необходимой и воспроизводимой последовательности педагогических действий учителя и учащихся их средствами, вызывающей предусматриваемый механизм усвоения содержания образования, ведущий к искомой и воспроизводящей успешности обучения учащихся».

Современные исследования в области ПТ в большей степени обращают внимание на деятельностную составляющую ПТ. Так, Г. Ф. Гурова отмечает, что предметом обучающих технологий является практическое взаимодействие преподавателей и студентов в учебной деятельности, в то время как М. В. Кларин в качестве предмета выделяет конструирование систем школьного обучения и профессиональной подготовки.

С. Я. Батышев дает трактовку ПТ в широком, можно даже сказать философском понимании, следующим образом: «…это радикальное обновление инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и школьной практики». Автор при этом приводит в обобщенном виде разнообразные подходы к пониманию сущности ПТ:

  • — «это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния;
  • — это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека;
  • — это интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей;
  • — это совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов;
  • — это организованное, целенаправленное преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс;
  • — это содержательная техника реализации учебного процесса;
  • — это средство гарантированного достижения целей обучения;
  • — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
  • — это проект определенной педагогической деятельности;
  • — это минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании».

М. Чошанов также подчеркивает проектировочную составляющую технологии, обозначая характерные признаки технологии:

  • — технология — категория процессуальная;
  • — технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта;
  • — технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. Наряду с этими признаками автор выделяет наиболее существенные признаки, присущие именно педагогической технологии: диагностичное целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация.

Рассматривая различные направления, раскрывающие отдельные стороны ПТ можно отметить, что разработка новых технологий ведется по нескольким направлениям:

  • — заимствование из других систем обучения;
  • — модификация и адаптация инновационного опыта обучения;
  • — авторские проекты и методические системы;
  • — интеграция отдельных элементов различных ПТ или элементов ПТ и элементов классно-урочной системы.

М. П. Сибирская отмечает, что ПТ феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики. Подводя итог анализу содержательной составляющей категории, автор отмечает, что «ПТ следует понимать, как инструментальное средство, включающее в себя потребности, цели и средства их достижения посредством ориентации на обучающихся и управление обучением».

Многие исследователи ПТ акцентируют внимание на процессе создания, а не только применения конкретных методов и организационных форм (в отличие от позиции в методике):

  • — ПТ представляют собой некоторую методологическую основу методики, поскольку методика как данность находит в технологии свое обоснование и процесс построения;
  • — ПТ позволяет рассматривать процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные факторы;
  • — ПТ направлены на универсализацию подходов к изучению учебного материала, а не ориентированы на один учебный предмет, на достижение одной цели;
  • — ПТ ориентированы на обучающихся, в то время как методика в основном направлена на преподавателей;
  • — ПТ отражают процессуальный, динамичный характер процесса обучения и не ставят цели давать вполне определенные, конкретные рекомендации.

Основное назначение ПТ заключается в том, что ПТ позволяют перевести процесс обучения на путь предварительного его проектирования с последующим воспроизведением. ПТ направлены на обеспечение достижения целей за счет развития личности в целом, постановки целей и объективного контроля качества усвоения учебного материала, способствуют реализации развивающей функции обучения и личностно-ориентированной парадигмы.

Т. В. Галаркина, Ю. Н. Галаркин, В. Н. Ретунский определяют технологию обучения как совершенствование знаний о способах и средствах реализации процесса на основе выделения процедуры, приемов, операций профессиональной деятельности учителя, а также формирования умений их практического применения. Авторы отмечают правомерность существования множества технологий: технологии педагогического общения, технологии педагогического требования, технологии информативно-речевого воздействия, технологии саморегуляции, технологии саморазвития, технологии решения педагогических проблем и т. д., констатируя тем самым необходимость уделять пристальное внимание технологическому подходу в подготовке педагогических кадров. В данном случае речь идет о микротехнологиях.

В условиях личностно-ориентированной парадигмы интенсивно стала развиваться и такая сторона ПТ как реализация их возможностей, направленных на обеспечение процесса индивидуально-образовательных маршрутов обучающихся, самореализацию, самоуправление, творческую деятельность личности. Личностно-ориентированное обучение реализуется в специально организованной деятельности, а ПТ содержат такой резерв, который позволяет организации творческой деятельности личности, что предполагает:

  • — самостоятельную постановку цели;
  • — нравственный выбор;
  • — ощущение собственной значимости для других людей;
  • — самоанализ и самооценку;
  • — отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей;
  • — осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности.

Педагогические технологии становятся инструментом в реализации личностно-ориентированной парадигмы. Именно вопросы обращения к проблеме ПТ поставили вопрос становления культуротворческой педагогики, осмысления существовавшей долгое время нормативнорегулируемой педагогики.

В условиях культуротворческой педагогики составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками (субъект-субъектные отношения), учитель-информатор уступает место учителю-организатору учебной деятельности, учителю-консультанту, учителю — управленцу учебной деятельностью, учителю-модератору, учителю-супервизору, учителюфасилитатору и др. Меняется ориентация от усредненного ученика к дифференцированным, индивидуальным образовательным программам, чему легко по своей организации способствуют ПТ. Это все приводит к диалогу различных педагогических систем, технологий, обмену опытом, апробированию новых форм, методов как составных ПТ.

Анализ педагогической литературы последних лет, практической деятельности образовательных учреждений показал, что наиболее широко внедряются в практику технологии, позволяющие реализовать именно личностно-ориентированную парадигму.

Объединяет все перечисленные технологии ряд признаков, реализация которых в практической деятельности показывает существенное отличие от организации образовательного процесса на основе классноурочной системы. К таким признакам можно отнести:

  • — изменение характера деятельности педагога;
  • — изменение характера деятельности обучающегося;
  • — увеличение доли учебного времени на самостоятельную образовательную деятельность;
  • — предоставление возможности выбора обучаться темпом, соответствующим способностям ученика;
  • — предоставление права выбора способа учения;
  • — обучение по индивидуальной образовательной траектории и др.

Все это в совокупности ставит вопрос об изменении той системы организации учебного процесса, которая действует уже более трехсот лет.

Исследования последних лет, связанные с разработкой ПТ, позволяют посмотреть на индивидуальный опыт педагога, с одной стороны, как на целостную и систематическую деятельность, не сводимую к набору методических приемов, а с другой стороны, в силу ее уникальности, не позволяющую применять к ней мерки обобщенного опыта или иных, не авторских, концептуальных установок по ее организации.

Реализуя современные идеи гуманизации образования, сам педагог должен быть творческой личностью, способной к самореализации, самораскрытию и самосовершенствованию, чему способствуют ПТ. Важным оказывается не просто декларация гуманистических идей, а возможность на этой основе «технологизировать процесс гуманизации», что и позволяет рассматривать процесс использования ПТ, как ориентирующий на проектировочную деятельность педагога. В этом контексте ПТ, конечно, не могут пониматься как просто совокупность методик. В. М. Зайцев отмечает, что ПТ — это не то же, что хорошая методика, это понятие более широкое. Педагогическая технология имеет четыре составляющие: 1) оценку; 2) результативность признака; 3) диагностику как выделение главных факторов; 4) методику, построенную с учетом результатов диагностики и средства интенсификации обучения. В таком контексте ПТ приближаются по содержанию к «техническому» пониманию технологии, при котором на первый план выходят такие ее характеристики, как воспроизводимость, устойчивость результатов, возможность передачи другому, этапность и алгоритмичность осуществления и др.

Полная алгоритмизация педагогической технологии практически нереализуема в силу неопределенности педагогической деятельности, синергетического эффекта в педагогическом процессе и присутствия в ней многих «если», таких как: разные ученики, разные ситуации с одними и теми же учениками, разные учителя, разное методическое и иное обеспечение образовательного процесса и многие другие, связанные с ее вероятностным характером.

Полной алгоритмизации формализованных критериев выбора оптимальных ПТ из имеющегося огромного арсенала для каждого типа конкретных условий, по-видимому, вообще не существует. Сегодня это полностью вопрос компетентности, опыта, здравого смысла, чутья, самосознания, самовыражения учителя, целевых установок в школе, в том числе установок на личностно-ориентированное обучение. В проектировочные умения, необходимые для самовыражения, саморазвития личности в процессе ПТ, входят:

  • — умения удерживать профессиональную педагогическую позицию, реализовывать и развивать свои способности, управлять своим эмоциональным состоянием, воспринимать позитивные возможности, как собственные, так и учащихся, овладевать «эталонами» труда;
  • — осуществлять творческий план, осознавать перспективу своего профессионального развития;
  • — определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Оптимальным вариантом для современного педагога является способность проектировать индивидуальную педагогическую технологию, т. е. ту технологию, которая в руках педагога способствует саморазвитию, самоизменению, гибкой адаптации к конкретным условиям обучения, приводит к большему успеху обучающихся, а значит и самого педагога.

С позиций современной методологии педагогики школа рассматривается как сообщество обучающихся. Диалог, индивидуальные образовательные маршруты, использование новых информационных технологий в процессе обучения любой дисциплины и другие средства легко встраиваются в ПТ, способствуют актуализации программного материала и выходу на индивидуальное и коллективное творчество, выводя педагога на новый более высокий уровень.

Что же понимают под ПТ в теории педагогики?

Обратимся к позициям различных авторов.

Макаренко А. С. в «Педагогической поэме» отмечал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браки».

Бордовская Н. В. предлагает определение ПТ: «Поэтапная реализация того или иного метода или принципа с помощью определенных форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии его реализации… Единицей в определении специфики технологии можно считать метод достижения поставленной цели и его структуру, а принцип, которым при этом руководствуются, выводит на теоретический уровень понимания этого феномена в ходе проектирования системы действий, структура которого адекватна выбранному методу».

Беспалько В. П. пишет: «Процессы внутри педагогических систем — педагогические технологии».

Селевко Г. К. отмечает, что «педагогические технологии в буквальном переводе означают учение о педагогическом искусстве и мастерстве». Автор говорит о рассмотрении ПТ с четырех позиций: педагогические технологии как средство…, педагогические технологии как способ…, педагогические технологии как научное направление…, педагогические технологии как многомерное понятие…

Капустин Н. П. утверждает, что «педагогическая технология — это фиксируемая система социально-проверенных и упорядоченных норм и правил, отражающих закономерности развивающегося процесса в тех или иных образовательных формах, которым следует педагог, управляя развитием, как самого процесса, так и его участников. Технология — это некоторая жесткая основа (логика) процесса, следуя которой педагог достигает запланированного результата».

Питюков В. Ю. отмечает: «Педагогическая технология как система научного знания призвана оптимизировать и обеспечить субъектность воспитательного процесса, который, как известно, может рассматриваться в широком и в узком смысле этого слова».

Суртаева Н. Н. считает, что технологии — «системный способ организации совместной деятельности субъектов образования, направленный на достижение обозначенных целевых установок, с привлечением всего арсенала дидактических средств обучения, создающий условия для реализации индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов как для обучающихся, так и для обучающих с учетом их индивидуально-личностных характеристик».

Чошанов М. говорит, что «технология — категория процессуальная; технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов». «Технология обучения всегда предполагает предельную, или почти предельную результативность в заданных условиях. В общеупотребительном значении технология всегда тяготеет к оптимальности».

В International Annual on educational technology: «Педагогические технологии — разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Кларин М. В., ссылаясь на зарубежный опыт, пишет: «…Педагогические технологии — устойчивый способ работы учителя с четкой целевой направленностью обучения и весьма своеобразным подходом к построению учебного процесса»; «…приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания…». Автор дает определение технологии обучения и ПТ: «технология обучения — конструирование систем массового обучения и профессиональной подготовки». Педагогические технологии — это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов.

Гузеев В. В. использует термин «образовательные технологии» с целью отделения от проблем воспитания, которые, по его мнению, описываются педагогическими технологиями. В содержание понятия «образовательные технологии» автор вкладывает «комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий».

Алексеев Н. А. считает: «Понятие „технология“ характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного „продукта“. Педагогические технологии — это специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития учащихся и учет личных возможностей педагога».

Башарин В. Ф.: «Педагогическая технология — это педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных потенциально воспроизводимых, запланированных педагогических результатов, включающих формирование знаний и умений, путем специально переработанного содержания, строго реализуемого на основе научной организации труда и поэтапного тестирования».

Шепелъ В. М"…Педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируется на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента".

Бим-Бад Б. М. считает, что «педагогические технологии — есть единство ориентирующего в культуре компонента с творчески деятельностным компонентом, что отвечает глубинным потребностям человека в счастье, т. е. эффективной деятельности в призвании и признании».

Щуркова Н. Е. отмечает: «Педагогическая технология исключает цели манипулирования личностью (например, „как завоевывать друзей“), она научно обосновывает воздействия с позиции приобщения ребенка к ценностям общечеловеческой культуры».

Куинов И., Шопова Д. в своих работах пишут: «Под дидактической технологией мы понимаем трансформацию абстрактных теоретических постановок и обобщений дидактики и методики преподавания в практическую деятельность (процедуры)».

В документах ЮНЕСКО дается следующее определение: «ПТ — это систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».

Как видим, диапазон представлений о ПТ весьма разнообразен. Предлагаем вам определиться в своей позиции.

Вопросы и задания

  • 1. Какие отечественные ученые занимались исследованием различных аспектов ПТ?
  • 2. Какие направления в трактовке понятия «педагогические технологии» в научной литературе можно выделить?
  • 3. Что понимается под «технологией» в широком и узком смысле слова?
  • 4. Определите содержание следующих понятий: «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии обучения», «технологии воспитания», «технологии поддержки», «технологии сопровождения», «нетрадиционные технологии», «современные технологии», «дидактические технологии», «гуманистические технологии».

Заполните следующую таблицу.

Вид технологий

Основная сущность педагогической технологии

Гуманистические технологии

Личностно-ориентированные технологии

Технология социально-педагогической поддержки и сопровождения

Нетрадиционные технологии

Образовательные технологии

Воспитательные технологии

Дидактические технологии

Педагогические технологии

Технологии обучения

Современные технологии

Человековедческие технологии

Дополните…

Заполните таблицу «Определения понятия „Педагогическая технология“».

ФИО автора

Основная сущность трактовки понятия «педагогические технологии»

5. Составьте схему определения понятия «педагогические технологии» на уровне ключевых слов.

Педагогические технологии:

  • — конгломерат методических идей;
  • — системный способ;
  • 6. Воспроизведите историю вхождения ПТ в образовательную практику.
  • 7. Какие технологии наиболее часто встречаются в современной педагогической практике?
  • 8. Составьте собственное суждение о содержании сущности понятия «педагогические технологии».
  • 9. Прокомментируйте следующие определения гуманитарным технологиям.

Гуманитарные технологии рассматриваются как систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.

Гуманитарные технологии есть практическое использование гуманитарного знания в сфере социального взаимодействия. Их отличает существование, наряду с алгоритмизацией коммуникативного действия, возможности импровизационного характера применения.

Гуманитарные технологии есть деятельность профессионального коллективного субъекта по решению сложных проблем и задач в условиях неполной информации и коллективного действия, направленные на достижения консенсуса.

Гуманитарные технологии вбирают в себя множество идей гуманитарного характера, таких как:

  • — идею диалога как постоянного общения в культуре;
  • — идею скрытого адресата или оппонента в тексте;
  • — идею «производства смысла деятельности», обусловленную возрастанием потребности в практическом использовании гуманитарного знания;
  • — идею межкультурной коммуникации.

Гуманитарными технологии называются потому, что составляющими в них являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п.

  • [1] ТС — технические средства.
  • [2] См.: Международный семинар по технологии обучения. Заключительный документ. Будапешт: ТАТЭРТ, 1978.
  • [3] Педагогическая энциклопедия / под ред. А. Г. Калашникова. М., 1927. С. 478.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой