Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовое планирование в страховании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика показывает, что механизмы адаптации планов компании к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергетический эффект: сформированные… Читать ещё >

Финансовое планирование в страховании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения и использования финансовых ресурсов в компании, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса. Главными его этапами являются:

  • • анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
  • • прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
  • • обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений;
  • • оценка достигнутых результатов в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование определяет условия обеспечения важнейших показателей, пропорций и темпов развития бизнеса и является основной формой реализации стратегии. Перспективное планирование — важная часть финансовой стратегии предприятия, и включающая в себя разработку и прогнозирование его финансовой деятельности на весь стратегический период на основе одного из методов бюджетирования или их совокупности.

Метод гибкого бюджета предусматривает определение инвестиционных затрат по отдельным разделам стратегии развития, но не в виде фиксированных сумм, а в зависимости от достигаемых показателей доходов и финансового результата компании.

Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли в зависимости от запланированных объемов продаж. В качестве отправных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.

Метод безубыточности (break-even-point), или метод анализа точки разрыва, позволяет определить объемы продаж, которые удовлетворяют условиям безубыточности (неразорсния — см. гл. 3).

Методы управления расходами применительно к коммерческой страховой деятельности были подробно рассмотрены в гл. 4.

Практика показывает, что механизмы адаптации планов компании к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергетический эффект: сформированные в результате льготы и преференции для компании ведут в конечном счете к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость населения, развитие потенциала компании).

Финансовое планирование опирается на маркетинговый, производственный и другие планы компании, подчиняется ее миссии и общей стратегии. Финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы не станут реальностью, если недостижимы поставленные маркетинговые цели; финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для компании в долгосрочном периоде. Общая идеология и последовательность финансового планирования представлена на рис. 6.3.

Основополагающие цели (миссия) компании и цели планирования являются отправной точкой составления плана и оценки его исполнения, а также затрат времени и денег на процедуру планирования. Без определения видения и миссии у менеджмента исчезает точка опоры для планирования.

Комплексный характер финансового планирования.

Рис. 6.3. Комплексный характер финансового планирования.

Важнейшим условием успешности планирования является контроль выполнения планов и последующая корректировка планов и целей планирования в зависимости от получаемых результатов. Такая обратная связь необходима в любой системе управления бизнесом.

С точки зрения срока (горизонта) планирования можно выделить долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное финансовое планирование. При этом краткосрочное планирование основывается на результатах среднесрочного и долгосрочного планирования. Однако планирование на длительные сроки в условиях трансформации экономики, характерной для современных российских условий, малоэффективно, поскольку не позволяет объективно учесть изменения макроэкономической среды. Лишь относительно недавно в национальной экономике были восстановлены сроки планирования на три года, в то время как в СССР пятилетние планы были нормой, начиная с 1930;х гг. Глобальные экономические кризисы 2008 и 2014 гг. выявили проблемы надежности среднесрочного планирования и в развитых экономиках. При этом в России, в отличие от развитых стран, стабильностью не отличается и законодательство.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три главных условия финансового планирования:

  • 1) надежность прогноза. Прогноз может основываться на исторической информации с использованием методов математической статистики, моделирования, экспертных оценок и пр.;
  • 2) выбор оптимального финансового плана. При этом необходимо понимать, что пока не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и интуиции руководителя;
  • 3) контроль исполнения финансового плана.

Финансовый план — это набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, включая отчет о прибыли, отчет о доходах и расходах и отчет о движении денежных средств. Как правило, используются следующие технологические принципы финансового планирования.

Принцип соответствия сроков предстоящих затрат и источников их покрытия состоит в том, что получение «коротких» средств на текущие нужды, например покрытие временных кассовых разрывов, следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников, например кредитов, а «длинных» средств на модернизацию, стратегическое развитие — из долгосрочных (увеличение уставного капитала, выпуск облигаций и т. п.).

Принцип постоянной потребности в денежных средствах сводится к тому, что в прогнозируемом балансе текущее значение суммы страховых резервов и собственных средств страховщика должно быть не меньше суммы его ожидаемых выплат по всем договорам страхования и расходам на ведение дела. Этот принцип мы учитывали в решении задачи неразорения страховщика (см. параграф 3.2).

Принцип резервирования предполагает необходимость создания финансового резерва из полученной страховой премии и выделения средств на ведение дела, а также достаточности собственных средств для обеспечения платежеспособности.

При разработке финансовых планов па среднесрочную перспективу менеджер использует математические, статистические и другие методы для прогнозирования будущей ситуации. Безусловно, чем точнее прогноз, тем эффективнее исполнение плана, но основываться только на результатах прогноза было бы неразумно. Во-первых, долгосрочные прогнозы отличаются невысокой точностью. Во-вторых, никакой прогноз не сможет предсказать нестандартное развитие событий. В-третьих, прогноз, основанный на наиболее вероятных событиях, своим результатом предполагает конкретный финансовый план, который теряет свою актуальность уже после первого маловероятного события, и возникает необходимость в разработке нового финансового плана. Поэтому все чаще применяют ситуационный анализ по принципу «что будет, если???».

Основные положения ситуационного анализа состоят в следующем:

  • • существует достаточно большое множество независящих от компании внешних факторов, влияющих на ее финансовое состояние в плановом периоде;
  • • некоторые из этих факторов не поддаются или трудно поддаются количественной оценке;
  • • надежность финансового плана увеличивается, если рассматривать не дискретные значения факторов, а определенный диапазон значений.

Суть ситуационного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о плановых объемах продаж, тарифах и др., мы анализируем конечные результаты планирования, оцениваем риски и определяем оптимальный вариант действий.

Ситуационный анализ практически невозможно провести без вычислительной техники, поскольку финансовый план — это большой документ со сложными арифметическими и статистическими расчетами. Даже составление одного варианта финансового плана вручную, без специальных компьютерных программ, является сложным процессом, а ситуационное моделирование предполагает составление десятков и более вариантов финансовых планов.

Большинство финансовых моделей направлены на прогнозирование последствий альтернативных финансовых стратегий при разных исходных допущениях. Это модели как общего характера, практически не очень сложные, так и модели, содержащие сотни уравнений и взаимосвязанных переменных.

Итог всего процесса планирования — составление финансового плана. Однако процесс разработки плана ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве альтернативных в случае появления неожиданных обстоятельств.

С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы всех предприятий и приобрело системный характер, выразившийся в бизнес-планировании. Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего развития коммерческого предприятия на планируемый период, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы и сроки их решения и необходимые для этого ресурсы.

В общем случае бизнес-план включает резюме, описание компании, анализ рынка, описания проекта (программы развития, страхового продукта или услуги и т. п.), способ и необходимые средства для продвижения на рынок продукта, финансовый план (источник финансирования, бюджет расходов и доходов, план движения денежных средств), анализ рисков проекта, оценку экономической эффективности проекта и необходимые приложения.

Резюме — это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме читают все потенциальные инвесторы и руководитель компании. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте, его целях и ожидаемых результатах. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора или руководителя: необходимость внешних заимствований, их размеры, цели, условия и сроки погашения, гарантии, собственные средства проекта, сроки окупаемости проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают объективность и правильность расчетов.

Маркетинговый анализ — самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим его разделом является оценка потребностей и объемов продажи страховых услуг, доли рынка конкурентов, определение мотивации потенциальных страхователей. Основная задача маркетингового анализа — дать ответ на вопросы, сколько и каких услуг требует рынок, по какой цене и почему именно эту услугу готовы покупать.

Описание страховой услуги включает информацию о его основных характеристиках, потребителях, потребительских и сервисных свойствах, отличиях от существующих аналогов. В описании стратегии продвижения страховых услуг основным является определение приоритетного рыночного сегмента, методов и каналов продажи. Дополнительно приводится информация о стратегии рекламирования услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, тарифной и андеррайтерской политике. Этот раздел бизнес-плана часто оказывается его самым слабым местом.

Данный раздел необходимо дополнить описанием организационной структуры и управления новыми подразделениями, потребностей в персонале, его количестве и квалификации, офисном оборудовании, /Г-средствах и т. д.

Финансовый план — самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения. Он показывает, какие финансовые ресурсы потребуются для реализации бизнес-плана и в какие периоды времени, а также достигнутый финансовый результат при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки страховщика — затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль. При необходимости внешних заимствований приводятся расчеты окупаемости с учетом инфляции.

В разделе анализа рисков дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится описание мер по их минимизации.

Приложения к бизнес-плану — это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, описания страховых продуктов, результаты статистических исследований планируемых к страхованию рисков (если они отличаются от стандартных), развернутые характеристики конкурентов и их услуг, прайс-листы, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.

Обычно бизнес-план составляется планово-экономической службой, но в сложных случаях не исключается привлечение внешних специалистов.

Для небольших проектов и внутреннего текущего планирования работы отдельных подразделений применяют упрощенные бизнес-планы, включающие план мероприятий и бюджеты доходов и расходов для их выполнения на планируемый период. Пример такого плана приведен в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Бизнес-план филиала страховщика на 2017 г. (извлечение).

Мероприятие.

Планируемый показатель.

Соисполнители.

Сроки.

Примеча;

ние.

начало.

оконча ние.

1. Страховая деятельность. Продажи.

ОСАГО.

30,0 млн руб.

Департамент автострахова;

ния.

Январь 2017 г.

Декабрь 2017 г.

Автокаско.

2500 млн руб.

Участие в конкурсах.

Заключение

государственного контракта на 1 млн руб.

Юридическое управление.

Февраль 2017 г.

Март 2017 г.

При условии победы.

Кадровое обеспечение.

Пять страховых агентов.

Управление кадров.

Июль 2017 г.

Сентябрь 2017 г.

Центр обучения.

Каждое из основных мероприятий бизнес-плана может при необходимости детализироваться в подобной таблице. Вопросы бюджетирования доходов и расходов на выполнение мероприятий конкретных бизнес-плана и в целом мы рассмотрим в следующем параграфе.

При необходимости выбора варианта технологического и технического обеспечения бизнес-плана составляется технико-экономическое обоснование, которое содержит информацию о причинах выбора предлагаемых технологий и решений, принятых в проекте, результаты, получаемые от их внедрения и экономические расчеты эффективности.

Примерная структура технико-экономического обоснования включает исходные положения, описание потребности в увеличении масштабов деятельности, смены технологии и обоснование ее выбора, расчеты потребностей в ресурсах, экономические расчеты и выводы и предложения, в которых дается общая оценка экономической целесообразности и перспектив от внедрения проекта.

По сути, технико-экономическое обоснование — сильно урезанная версия бизнес-плана.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой