Особенности государственного и социального страхования на примере (Россия, Германия и т. д.)
Механизм общественного самоуправления предполагает демократическую выборность руководства публично-правовым органом. В системе социального страхования этот принцип реализуется через систему социальных выборов, которые проходят каждые шесть лет. Последние социальные выборы состоялись в 1999 году. В ходе этих выборов формируется высший управленческий уровень органов социального страхования — своего… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Особенности государственного и социального страхования на примере России
- 1. 1. Социальное страхование
- 1. 2. Социальная защита и социальная помощь
- 1. 3. Единый социальный налог
- 1. 4. Особенности современной системы пенсионного страхования
- 2. Особенности государственного и социального страхования на примере Германии
- 2. 1. Системы социального страхования
- 2. 2. Пенсионная система Германии
- Заключение
- Список используемой литературы
Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей государственного и социального страхования.
Задачами данной работы являются: 1) Особенности государственного и социального страхования на примере России; а) Социальное страхование; б) Социальная защита и социальная помощь; в) Единый социальный налог; 4) Особенности современной системы пенсионного страхования; 2) Особенности государственного и социального страхования на примере Германии; а) Системы социального страхования; б) Пенсионная система Германии
Актуальность работы. В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни — весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию — коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности.
Кроме того, практически отсутствовала защита от других видов социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным, к тому же оно было дорогим; в результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а нередко и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете.
Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10−20 и более лет.
Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей и стариков. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.
Круг проблем, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах.
Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения.
Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование — это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся.
Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество — не роскошь, а необходимое условие эффективно функционирующей экономики. Образно говоря, социальное страхование без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.
При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества — личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется; в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается.
Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.
На наш взгляд, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Вместе с тем очевидно, что форсированное формирование этого многоаспектного института — отнюдь не гарантия успеха: нужен комплекс экономических, социальных, организационных и правовых условий. Большую роль могут сыграть подготовка кадров специалистов и разъяснительная работа среди населения, нацеленные на формирование «культуры» социального страхования.
Почти 80-летний период «замороженного» состояния социального страхования в СССР объясняет остановку в теоретическом и методологическом развитии данной дисциплины. Наличие крайне ограниченного числа публикаций, в которых в основном освещаются отдельные прикладные нормативные аспекты социального страхования, вызывает необходимость системного изложения предмета социального страхования.
1. Особенности государственного и социального страхования в России
1.1. Социальное страхование
Главное отличие социального страхвания от других видов государственной защиты состоит в том, что его средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают главным образом в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.
До 2001 г. тарифы страховых отчислений утверждались специальным федеральным законом. В соответствии с этим документом в текущем году страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для большинства работодателей составляют 28% по отношению к начисленному фонду оплаты труда, для наемных работников — 1% заработка. Средства Фонда расходуются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. При этом существенная часть выплат финансируется за счет государственных ассигнований, в частности, пенсии и пособия военнослужащим, детское пособие, социальная пенсия.
Страховые отчисления в фонды обязательного медицинского страхования составляют 3,6% начисленного фонда оплаты труда, большая часть которых поступает в территориальные фонды (3,2%). Их основная задача заключается в финансовом обеспечении прав граждан на обязательную медицинскую помощь.
Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ соответствуют 1,5% начисленного фонда оплаты труда. Кроме этого, каждое предприятие, в зависимости от численности постоянных работников, обязано трудоустроить определенное количество инвалидов или несовершеннолетних. В случае нарушения установленного квотирования рабочих мест, работодатель обязан ежегодно отчислять Фонду определенную компенсацию. Главными направлениями использования полученных средств являются выплата пособий по безработице, финансирование мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке безработных, мероприятий по сохранению и созданию новых рабочих мест, организация общественных работ.
Важную роль, с точки зрения становления системы социального страхования в России, сыграл принятый в 1999 г. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Он заложил первый камень принципиально нового для России, цивилизованного института защиты населения. Среди основных принципов страхования, закрепленных данным документом, присутствуют: эквивалентность страхового обеспечения и страховых взносов, всеобщий обязательный характер социального страхования, автономность его финансовой системы, паритетность участия представителей субъектов обязательного страхования в органах управления, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных. Перечень страхуемых рисков очень широк и включает: необходимость получения медицинской помощи;
временную нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потерю кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
В новом законе прописаны права и обязанности застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, причем организационно-правовая форма последних может варьировать. Оговаривается лишь, что страховщик должен быть некоммерческой организацией. Это фактически открывает доступ к социальному страхованию неправительственным организациям. В документе подробно прописаны государственные гарантии финансовой устойчивости системы обязательного страхования. В частности, в случае нехватки денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и некоторых иных расходов Правительство Российской Федерации дотирует их в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты.
Хотя принятый закон четко зафиксировал прогрессивное видение института обязательного страхования и уровень его значимости, он является рамочным, а значит, нуждается в дальнейшей конкретизации. Это был важный, но только первый шаг и фактическую ситуацию он не изменил. Действующая в настоящий момент система социального страхования по-прежнему далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков: обязательное участие застрахованных минимизировано;
при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией «сбора-распределения средств»;
все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
Список литературы
- Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Изд.: «Финансы и статистика», М., 2004.
- Финансы / Под ред. А. М. Ковалевой. Изд.: «Финансы и статистика», М., 2005.
- Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. Изд.: «Финансы и статистика», М., 2005.
- Финансы и кредит: Учебник. / Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. Изд.: «ЮНИТИ», М., 2006.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. Изд.: «Проспект», М., 2007.
- Финансы, деньги, кредит. Учебник/ Под ред. доц. О. В. Соколовой. Изд.: «Дрофа» М., 2006.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Л. А. Дробозиной. Изд.: «ЮНИТИ», М., 2004.
- Финансы: Учебник. / Под. ред. В. М. Родионовой. Изд.: «Дрофа», — Таганрог, 2007.