Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние установок на психику и поведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеризуя влияние таких установок на психику и поведение человека, Д. Н. Узнадзе подчеркивал два момента, которые, на первый взгляд, кажутся противоположными, не совместимыми друг с другом. С одной стороны, Узнадзе обращал внимание на то, что установка представляет собой общее состояние организма, его единый «модус». С другой стороны, он указывал на то, что практически все виды изученных… Читать ещё >

Влияние установок на психику и поведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отвергая постулат непосредственности и признавая, что между психическими процессами, свойствами личности и поведением человека действует установка как психическое состояние, которое опосредствует влияние соответствующих психологических образований на поведение, можно заключить, что от самой установки деятельность человека зависит непосредственным образом. Этот, на первый взгляд, очевидный вывод подвергается сомнению, уточняется в данном, заключительном параграфе главы. В его решение вносятся дополнения, связанные с тем, что выше было сказано об установках и обсуждалось в предыдущем параграфе главы.

Вопрос о влиянии установок на психику и поведение человека следует решать с учетом разделения мотивации деятельности на смыслообразующую, побудительную, организующую и стабилизирующую. Такое разделение показывает, что все эти функции мотивации деятельности одними установками не обеспечиваются. Кроме установок необходимо также ввести в научный оборот — и в контекст психологического объяснения поведения человека — ряд других понятий.

Побудительный и смыслообразующий аспекты регуляции деятельности человека реализуются, по А. Н. Леонтьеву, мотивом деятельности. Поэтому применительно к общей схеме психологической регуляции деятельности установка выполняет лишь организующую и стабилизирующую роль. Организующая функция установки заключается в том, что она программирует деятельность или ее отдельные составляющие — действия и операции.

Многоуровневая и динамичная система установок человека, о которой говорил А. Г. Асмолов, включает в себя программу осуществления деятельности, инициированной мотивом, на всех ее уровнях. Цель или конечный результат этой программы задаются мотивом соответствующей деятельности. Стабилизирующая функция установки проявляется в том, что она делает деятельность человека устойчивой и последовательной на всех ее уровнях, не позволяет деятельности нарушаться и отклоняться настолько, чтобы утратить конечную цель деятельности — ее мотив.

Организующую и стабилизирующую функции установок следует, кроме того, определять и обсуждать, но отношению ко всей системе установок человека, включая смысловые, целевые и операциональные установки. В работах Д. Н. Узнадзе и его последователей экспериментальным путем изучались в основном операциональные и, частично, целевые установки. Смыслообразующие и целевые установки по понятным причинам (эти причины связаны со сравнительно простыми задачами, которые ставились перед испытуемыми) оказались вне сферы внимания исследователей установок и их последователей.

В связи со сказанным дальнейший анализ роли установок в регуляции психики и поведения человека будет разделен и проведен нами следующим образом. Пользуясь материалом, представленным в трудах Д. II. Узнадзе и полученным экспериментальным путем, мы будем обсуждать только операциональные установки с точки зрения их возможного влияния на психику и поведение человека. Воздействие на деятельность человека целевых и особенно смысловых установок будет пока что, в отсутствие достаточного количества достоверных экспериментальных данных, обсуждаться лишь в гипотетическом ключе. Начнем, соответственно, с фиксированных операциональных установок.

Характеризуя влияние таких установок на психику и поведение человека, Д. Н. Узнадзе подчеркивал два момента, которые, на первый взгляд, кажутся противоположными, не совместимыми друг с другом. С одной стороны, Узнадзе обращал внимание на то, что установка представляет собой общее состояние организма, его единый «модус». С другой стороны, он указывал на то, что практически все виды изученных им и сто сотрудниками установок проявлялись индивидуально своеобразно у различных людей, т. е. на то, что существуют значительные индивидуальные различия как в динамике возникновения, так и в устойчивости и проявлении разнообразных фиксированных установок.

Эти факты можно понимать по-разному. С одной стороны, из них можно сделать вывод о том, что фиксированные установки у разных людей являются одинаковыми, если иметь в виду их связь с жизнедеятельностью человека. С другой стороны, из существования значительных индивидуальных различий между людьми в проявлениях одних и тех же установок следует вывод о том, что они у разных людей не являются одинаковыми. Данную проблему можно удовлетворительно разрешить следующим образом: при феноменологической одинаковости установки как целостного психического состояния человека, она у разных людей может проявляться по-разному в зависимости от их индивидуальных особенностей.

В своих работах Д. II. Узнадзе также ставил и обсуждал вопрос о дифференциально-психологическом рассмотрении установок, т. е. вопрос о существовании устойчивых индивидуальных различий в установках людей — таких, которые должны рассматриваться в психологии на равных основаниях с другими известными индивидуальными различиями. Иными словами, люди отличаются друг от друга по своим установкам и, соответственно, фиксированные установки могут характеризовать индивидуальное своеобразие каждого человека как личности.

Особое значение в возникновении и изменении установок, а также их влиянии на поведение человека имеет речь. Установка может быть создана или практически моментально зафиксирована (превратиться в фиксированную установку) в результате прямого словесного воздействия одного человека на другого. В связи со способом формирования фиксированных установок Д. Н. Узнадзе отмечал, что подобная установка является слабо возбудимой, неустойчивой, чрезвычайно динамичной и дифференцированной (действует лишь в пределах значений или смыслов порождающих ее слов). Тем самым Д. Н. Узнадзе косвенно признавал приоритет смыслообразующей регуляции деятельности над ее установочной регуляцией, поскольку в слова человек может вкладывать различный смысл в зависимости от мотива, лежащего в основе соответствующей деятельности.

Слово, как полагал Д. Н. Узнадзе, представляет собой специфическую человеческую сферу действительности, на основе которой создается «новый слой» установочных состояний человека, обусловливающих и определяющих его поведение. Благодаря слову у человека появляется возможность действовать в условиях «вторично отраженной действительности», в условиях, говоря современным языком, виртуальной (представляемой, воображаемой), а не только реальной действительности.

В соответствии с характером личностных установок людей их можно разделить на следующие группы: динамичные, статичные, вариабельно-стабильные, вариабельно-лабильные.

Динамичные индивиды[1] характеризуются средней возбудимостью фиксированной установки (за 10—15 предъявлений установочных стимулов), которая у них выступает как пластичная, динамичная и устойчивая. Иррадиация (распространение) установки из одной области в другую у них происходит достаточно быстро. У таких индивидов, кроме того, имеется выраженная способность к объективации, т. е. к переключению внимания с одной цели на другую. Статичные индивиды отличаются несколько большей возбудимостью фиксированной установки, чем предыдущая группа людей (им требуется 5—10 предъявлений установочного стимула). Установка у них является грубой и статичной. Она иррадиирует в больших масштабах, чем у предыдущей группы людей.

Деятельность таких людей, по словам Узнадзе, протекает по преимуществу «под бдительным контролем сознания». Вариабельно-стабильные люди редко или почти никогда не обнаруживают признаков устойчивости своих установок. Время от времени их установки варьируют, выступая в разнообразных формах. 11ри этом установка может достаточно долго сохранять свое содержание, а ее вариабельность (изменчивость) ограничена определенными рамками. Акты объективации у таких людей совершаются достаточно легко, однако волевые усилия, необходимые для реализации соответствующих актов, у них слабо развиты. Вариабельно-лабильные люди отличаются слабой выраженностью их потребностей. На их установки больше воздействует сложившаяся ситуация, чем собственные потребности. Установка у таких людей не распространяется на другие чувственные области, иррадиирует слабо и сохраняется сравнительно недолго.

Все эти соображения, касающиеся связи психики и поведения человека как личности с его установками, были высказаны Д. Н. Узнадзе на основе анализа и обобщения экспериментальных данных, касающихся изучения фиксированных (по терминологии А. Г. Асмолова — операциональных) установок. Более существенное и другое по сути влияние на психику и поведение (деятельность) человека могут оказывать целевые и смысловые установки.

В то время, когда актуализируется определенный мотив деятельности, на его основе у человека возникает соответствующая смысловая установка, т. е. настрой на действия, направленные на удовлетворение данного мотива. Под влиянием смысловой установки каждое совершаемое человеком действие оценивается с точки зрения быстроты и точности его продвижения к конечной цели деятельности, а также с точки зрения того, каких затрат человеку будет стоить выполнение данного действия.

Сознание и мышление человека под влиянием смысловой установки настраиваются на избирательное внимание именно к тем аспектам деятельности, в которых выражается ее смысл. Человек начинает избирательно, с повышенным вниманием воспринимать и реагировать на них. Этому способствует систематическая постановка человеком и нахождение ответа на вопрос типа: «Почему мне следует в данный момент делать именно это?» Смысловая установка настраивает человека на то, чтобы все, что он делает или собирается делать, соотносилось с мотивом деятельности. Предпочитая те или иные действия, человек всякий раз для себя решает вопрос о том, в какой степени предпринимаемые им действия соответствуют или не соответствуют мотиву деятельности. Иногда этот процесс приобретает осознанную, иногда — неосознанную форму, поскольку, согласно определению А. Н. Леонтьева, мотивы деятельности могут быть как осознаваемыми, так и не осознаваемыми.

Когда мы имеем дело с целевой установкой, то речь идет уже не о регуляции деятельности в целом со стороны соответствующей установки, как это происходит в случае смысловой установки, а об управлении отдельными действиями, входящими в структуру деятельности. На выполнение таких действий влияют и установка как неосознаваемое психическое явление, и цель как результат действия, представленный в сознании человека.

Таким образом, действия, входящие в состав деятельности, имеют двойную психологическую регуляцию: сознательную и бессознательную одновременно. Сознательная регуляция обеспечивается целью данного действия, а бессознательная — мотивом деятельности. Соответственно, действие одновременно может управляться как минимум двумя разными установками: смысловой и целевой, причем первая соответствует смыслу (мотиву) деятельности, а вторая — конечному результату или цели выполняемого в данный момент действия.

Подводя итог тому, что обсуждалось, можно констатировать следующее.

  • 1. Существуют аспекты деятельности человека, регулируемые установками и мотивами, причем они представляются различными.
  • 2. Установки по отношению к деятельности выполняют организующие и стабилизирующие функции (А. Г. Асмолов).
  • 3. Имеются индивидуальные особенности проявления фиксированных установок у разных людей.
  • 4. Речь человека и его установки определенным образом взаимосвязаны.
  • 5. Динамичные, статичные, вариабельно-стабильные, вариабельнолабильные установки можно рассматривать как свойства личности.
  • 6. Для более глубокого понимания деятельности человека необходимо использовать не фиксированные установки (по Д. II. Узнадзе), а смысловые и целевые установки (по А. Г. Асмолову).
  • [1] Описывая личностные установки, свойственные разным людям, Д. Н. Узнадзе порой характеризует не столько установки как таковые, сколько людей, которые подобными установками обладают.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой