Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и обслуживание рабочих мест

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В организационных документах должно быть зафиксировано кто и кого обслуживает, в каком объеме и в какое время. Критерием выбора оптимальной системы обслуживания рабочих мест является минимум ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего. Преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной систем организации обслуживания рабочих мест представлены в табл. 4.1. 3] При выборе… Читать ещё >

Организация и обслуживание рабочих мест (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рабочее место, в соответствии со ст. 209 ТК РФ, — место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под рабочим местом понимается зона трудовой деятельности одного или группы работников, оснащенная средствами труда, необходимыми для выполнения работы.

Организация рабочего места — это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению. Рациональная организация рабочих мест предполагает правильную их планировку.

Планировка рабочих мест — это пространственное размещение рабочих мест, элементов их оснащения — оборудования, технологической и организационной оснастки, а также предметов труда и самого работника. Рациональная планировка рабочих мест обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальной траектории движений работника и движений предметов труда, соблюдение строгой последовательности, при которой один элемент работы плавно переходит в другой.

Для планировки рабочих мест пользуются следующими правилами[1]:

  • • для каждого предмета должно быть отведено определенное место;
  • • предметы, которыми пользуются во время работы чаще, должны располагаться ближе к работнику и по возможности на уровне рабочей зоны;
  • • предметы необходимо размещать так, чтобы трудовые движения работника свести к движениям предплечья, кистей и пальцев рук;
  • • все, что берется левой рукой, располагается слева, все, что правой, — справа, материалы и инструменты, которые берутся обеими руками, располагаются с той стороны, куда во время работы обращен корпус работника.

Рабочая зона — пространство на стационарном рабочем месте в горизонтальной или вертикальной плоскостях, в пределах которых работник, не перемещаясь, может выполнять работу. Различают нормальную и максимальную зоны. Нормальная рабочая зона в горизонтальной плоскости занимает около 1 м по фронту и 30 см в глубину. Здесь располагаются часто используемые средства и предметы труда, выполняется основная работа. В максимальной рабочей зоне в горизонтальной плоскости работник действует вытянутыми руками, здесь располагаются средства труда, используемые реже.

Рабочая поза — положение корпуса и конечностей по отношению к столу, оборудованию. Рациональной считается такая рабочая поза, при которой не возникает преждевременного утомления.

Для совершенствования организации рабочих мест на предприятиях НГК внедряются новые информационные технологии. Например: в ПАО «Сургутнефтегаз»[2] для определения рационального пути от места выезда автомобильного транспорта из гаража (стоянки) до места работы используется автоматизированный Атлас автомобильных дорог ПАО «Сургутнефтегаз». С помощью данного Атласа рассчитывается оптимальный маршрут для перевозки грузов и проезда технологического транспорта. Информационная программа «АльфаБурение» позволяет мастеру вести контроль процесса бурения скважин, осуществлять сбор, обработку и хранение оперативной информации, поступающей из различных источников, формировать необходимую отчетность, оперативно принимать управленческие решения, направленные на поддержание и улучшение производственных показателей, осуществлять анализ внештатных ситуаций, анализ качества и соблюдения технологии строительства скважин в соответствии с проектом.

Организация обслуживания рабочего места — это установление системы взаимодействия рабочего места и работника с рабочими местами и работниками, обеспечивающими его бесперебойную и качественную работу. По характеру данная функция близка к кооперации труда. Различие в том, что вспомогательные службы помогают работникам выполнять производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе они заняты. Недостатки в организации обслуживания рабочих мест являются причиной большинства внутрисменных потерь рабочего времени.

Для качественного обслуживания рабочего места должны быть решены следующие основные задачи:

  • • комплектование и доставка на рабочие места материалов, технической документации, инструментов;
  • • наладка инструмента и оборудования;
  • • обслуживание и ремонт оборудования;
  • • технический контроль качества выполненных работ (продукции);
  • • поддержание чистоты и порядка на рабочем месте, обеспечение хозяйственным инвентарем.

В организационных документах должно быть зафиксировано кто и кого обслуживает, в каком объеме и в какое время. Критерием выбора оптимальной системы обслуживания рабочих мест является минимум ресурсов на обслуживание при высоком качестве последнего. Преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной систем организации обслуживания рабочих мест представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.7.

Преимущества и недостатки систем организации обслуживания рабочих мест.

Суть системы организации обслуживания рабочих мест

Преимущества

Недостатки

Децентрализованная система: функции обслуживания выполняются рабочими (основными или вспомогательными), находящимися в подразделениях.

Полная автономность отдельных подразделений. Руководитель подразделения имеет в своем непосредственном подчинении вспомогательных работников (все вспомогательные работы выполняются своими силами).

Вспомогательный персонал используется с низкой эффективностью:

  • 1) в автономном подразделении практически невозможно иметь набор всех необходимых специалистов разной квалификации для выполнения разнообразных работ;
  • 2) довольно трудно обеспечить стабильную занятость всех вспомогательных работников

Централизованная система: обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Существенные экономические и организационные преимущества за счет возможности маневрирования персоналом: в необходимый момент можно более рационально использовать обслуживание работников, концентрируя их усилия на определенных участках, эффективно механизировать их труд. Улучшается возможность для организации внутрипроизводственного планирования работ по обслуживанию, что повышает качество обслуживания, его надежность, своевременность, экономичность.

Требует высокой организации труда и производства.

Примечание: составлено по [73].

При смешанной (комбинированной) системе одни функции обслуживания выполняются централизованно, другие — децентрализованно. Такая система получила наибольшее распространение на предприятиях. Применение конкретной формы организации обслуживания рабочих мест обусловлено типом производства (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Преимущества и недостатки форм организации обслуживания рабочих мест.

Суть формы организации обслуживания рабочих мест.

Преимущества.

Недостатки.

Тип производства.

Дежурное обслуживание по мере необходимости (обязательное условие — наличие оперативной связи рабочих мест со вспомогательными службами и диспетчерским пунктом).

Относительная простота.

Не гарантирует своевременность, допускает возможность остановок производственного процесса, непроизводительных потерь рабочего времени.

Единичное, мелкосерийное.

Планово-предупредительное обслуживание: предварительное комплектование рабочей документации, инструмента, приспособлений, заготовок, проведение ремонтных, наладочных, других работ; все комплекты в соответствии с календарными планами-графиками основного производства заблаговременно доставляются на рабочие места.

Характеризуется четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев рабочих мест из-за несвоевременности обслуживания.

Требует большой подготовительной работы.

Серийное.

Стандартное (регламентированное) обслуживание: строго увязывает работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства.

Наиболее совершенная форма организации обслуживания рабочих мест, характеризуется высокой экономичностью, отсутствием простоев по вине обслуживания рабочих.

Требует четкой организации основного производства.

Массовое, крупносерийное.

Примечание: составлено по [73].

Дополнительная литература

1. Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда: учебник / М. И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2016.

  • 2. Бычин, В. Б. Организация и нормирование труда: учеб, пособие / В. Б. Бычин, С. В. Малинин, Е. В. Шубенкова. М.: ИНФРА-М, 2018.
  • 3. Рофе, А.И. Организация и нормирование труда: учеб. пособие/А. И. Рофе. М.: КНОРУС, 2016.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Определите, что такое рабочее место с социальной, экономической и технологической точек зрения?
  • 2. Каковы понятие «планировка рабочего места» и критерии ее оптимизации?
  • 3. Что такое постоянные и переменные предметы оснащения рабочего места? Каково их назначение в организации и обслуживании рабочих мест?
  • 4. Какие существуют системы организации обслуживания рабочих мест, каковы их достоинства и недостатки?
  • 5. Какие формы организации обслуживания рабочих мест используются на предприятиях?
  • 6. Что понимается под рационализацией рабочих мест, и каково ее значение?
  • 7. В чем заключается организация работы по рационализации рабочих мест?

Тестовые задания

  • 1. Рабочее место — это:
  • 1) место, где работник должен находиться в связи с его работой;
  • 2) место, куда работнику необходимо прибыть в связи с его работой;
  • 3) место, где работник прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
  • 4) 1,2;
  • 5) 1,2,3.
  • 2. По уровню механизации различают следующие виды рабочих мест (укажите неверный ответ):
  • 1) рабочие места ручной работы;
  • 2) машинно-ручные рабочие места;
  • 3) аппаратурные рабочие места;
  • 4) автоматизированные рабочие места;
  • 5) одностаночные рабочие места.
  • 3. В организационную оснастку входят:
  • 1) рабочая мебель, стеллажи, производственная тара;
  • 2) средства освещения, сигнализации и связи;
  • 3) средства обеспечения безопасности работника и поддержания нормальных условий труда;
  • 4) вспомогательные приспособления и средства для ухода за оборудованием;
  • 5) все ответы правильные.[3]
  • 3) соответствие конструктивных данных и габаритов организационной оснастки эргономическим требованиям с учетом антропометрических показателей;
  • 4) все ответы правильные;
  • 5) нет правильного ответа.
  • 5. В организационную оснастку не входят:
  • 1) предметы, необходимые работнику для обеспечения удобной рабочей позы, а также для укладки и хранения приспособлений;
  • 2) средства освещения, сигнализации и связи;
  • 3) средства обеспечения безопасности работника и поддержания нормальных условий труда;
  • 4) зажимные приспособления;
  • 5) краны.
  • 6. Обслуживание рабочих мест включает в себя:
  • 1) своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;
  • 2) бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, инструментами и приспособлениями;
  • 3) ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах;
  • 4) все ответы правильные;
  • 5) все ответы неправильные.
  • 7. Децентрализованная система обслуживания:
  • 1) позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства;
  • 2) находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов, приспособлений, проведении ремонтных, наладочных и других работ;
  • 3) характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний;
  • 4) предполагает, что функции обслуживания выполняются производственными либо обслуживающими рабочими, находящимися в соответствующих подразделениях.
  • 8. Смешанная (комбинированная) система обслуживания:
  • 1) предполагает, что часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть — децентрализованно;
  • 2) позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования;
  • 3) находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов, приспособлений, проведении ремонтных, наладочных и других работ;
  • 4) характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний;
  • 5) обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.[4]
  • 2) позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования;
  • 3) находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов, приспособлений, проведении ремонтных, наладочных и других работ;
  • 4) характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний;
  • 5) предполагает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях.
  • 10. Стандартное (регламентированное) обслуживание:
  • 1) предполагает, что часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть — децентрализованно;
  • 2) позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования;
  • 3) находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов, приспособлений, проведении ремонтных, наладочных и других работ;
  • 4) характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний;
  • 5) предполагает, что функции обслуживания выполняются производственными либо обслуживающими рабочими, находящимися в соответствующих подразделениях.
  • 11. Планово-предупредительное обслуживание:
  • 1) предполагает, что часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть — децентрализованно;
  • 2) позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства;
  • 3) находит выражение в предварительном комплектовании рабочей документации, инструментов, приспособлений, проведении ремонтных, наладочных и других работ;
  • 4) характеризуется отсутствием заранее разработанных графиков и расписаний;
  • 5) предполагает, что функции обслуживания выполняются производственными либо обслуживающими рабочими, находящимися в соответствующих подразделениях.
  • [1] Краснова Л. Н., Гинзбург М. Ю. Организация, нормирование и оплата трудана предприятиях нефтяной и газовой промышленности: учеб, пособие. М.: КНОРУС, 2013. С. 85.
  • [2] Методические рекомендации для мастеров производственных участков (бригад)по вопросам организации оплаты труда / под ред. А. О. Атепаева. Сургут: НефтьПриобья, 2013. С. 20.
  • [3] При выборе организационной оснастки для любого рабочего места необходимо обеспечивать: 1) наиболее полное соответствие вида оснастки ее функциональному назначению, прочность и устойчивость конструкции, соблюдение правил; 2) экономичность использования производственной площади, соблюдениетребований производственной эстетики и соответствие общему интерьерурабочего места;
  • [4] Дежурное обслуживание: 1) предполагает, что часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть — децентрализованно;
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой