Средства и методы спортивной психологии
![Реферат: Средства и методы спортивной психологии](https://westud.ru/work/6442584/cover.png)
Психодиагностика как отрасль психологии, которая занимается созданием и совершенствованием методов изучения психики, является самостоятельным и активно развивающимся направлением. Использование диагностических методик — неотъемлемая часть профессиональной деятельности психолога в любой сфере. За период становления психодиагностики разработаны десятки тестов, карт наблюдения, опросников… Читать ещё >
Средства и методы спортивной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основы спортивной психодиагностики
Психодиагностика как отрасль психологии, которая занимается созданием и совершенствованием методов изучения психики, является самостоятельным и активно развивающимся направлением. Использование диагностических методик — неотъемлемая часть профессиональной деятельности психолога в любой сфере. За период становления психодиагностики разработаны десятки тестов, карт наблюдения, опросников, но динамичные изменения условий нашей жизни требуют новых подходов, идей и разработок. Однако простой перенос даже очень эффективной методики из одной сферы деятельности в другую может быть не только бесполезным, но и вредным, когда на основе полученных данных, неадекватно отражающих особенности условий или испытуемых, планируются различные воздействия и прогнозируется успешность. Только понимание закономерностей психической активности и принципов работы диагностических процедур позволяют выбрать или разработать такие методики исследования, которые помогут получить объективную информацию о психике спортсмена и станут эффективным инструментом спортивного психолога. Ниже мы рассмотрим основы психодиагностики и примеры ее использования в подготовке спортсменов.
Еще в 40-е гг. XX в. С. Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. В 1977 г. Б. Г. Ананьев предложил другую классификацию методов, которая, на наш взгляд, перспективна и для современного состояния спортивной психологии. Все методы психологического исследования, с точки зрения автора, являются системами операций с психологическими объектами, и можно выделить пять уровней.
- 1) Уровень методики.
- 2) Уровень методического приема.
- 3) Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
- 4) Уровень организации исследования.
- 5) Уровень методологического подхода.
В классификации Б. Г. Ананьева выделяются: организационные, эмпирические методы; способы обработки данных; интерпретационные методы. И каждая группа одинаково значима для успешного проведения исследования. Например, одноразовый срез показателей психического состояния спортсмена будет неинформативным для оценки динамики его подготовленности и не позволит объективно прогнозировать успешность выступления на соревновании, а неудачная организация исследования может нарушить тренерские планы подготовки.
В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат.
Эмпирические методы служат для сбора фактов (указан модифицированный вариант классификации Б. Г. Ананьева):
- 1) обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения);
- 2) эксперимент (естественный и лабораторный, модельный, констатирующий или формирующий и т. п.);
- 3) тесты (бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные, проективные, личностные опросники и т. д.);
- 4) опрос (анкеты, интервью, беседа);
- 5) праксиметрические (анализ процессов и продуктов деятельности — хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка выполнения упражнения);
- 6) моделирование (физическое, математическое, имитационное и т. п.);
- 7) биографические (анализ фактов, событий жизненного пути, спортивных достижений, документации, свидетельств и т. п.).
Методы обработки экспериментальных данных можно разделить на количественные и качественные. К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации. Ко вторым — описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, но и являющихся исключением или нарушением общих правил. В процессе обработки результатов исследования количественные данные получают качественную характеристику (например, фраза «оценка внимания — 45 баллов» требует сравнения с максимальным показателем или нормой для дополнения: «что соответствует высокому уровню развития данного качества»). В свою очередь, качественные результаты получают количественное выражение (например, «хорошее выполнение задания» двумя испытуемыми может быть дифференцировано по 10-балльной шкале как выполнение на «7» и «8»).
Интерпретационные методы определяют направленность анализа результатов и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический и социогенетический, рассматривающие объект исследования в динамике его развития, например, подготовленность спортсмена) и структурные (т.е. изучающие взаимоотношения отдельных компонентов системы: например, выделение модельных характеристик победителей соревнований).
Непосредственным инструментом в процессе психодиагностики являются методики, среди которых специалисты предлагают выделять методики высокого уровня формализации, к которым относят тесты, пробы, опросники и малоформализированные: наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности и т. п.
Особенности высокоформализованных методик диагностики:
- — жесткая регламентация процедуры обследования;
- — точное соблюдение инструкции;
- — строго определенные способы предъявления стимульного материала;
- — невмешательство исследователя в деятельность испытуемого;
- — стандартизация (наличие норм);
- — надежность;
- — валидность.
Наблюдение, для того чтобы его можно было рассматривать как метод исследования, должно иметь программу (перечень наблюдаемых показателей) и критерии оценки («успех-ошибка», «плохо-хорошо-отлично», числовая оценка и т. п.), а также проводиться экспертом, т. е. специалистом, способным дифференцировать наблюдаемые показатели. Для уменьшения субъективности обычно используют группу экспертов, а результатом будет их суммарная или средняя оценка. Примером наблюдения как метода исследования может служить система судейства во многих видах спорта — фигурном катании, прыжках в воду, гимнастике, акробатике и т. д.
Тесты как стандартизированные испытания, разделяют по различным критериям:
- — форме проведения: индивидуальные и групповые;
- — форме ответов: устные и письменные;
- — материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные;
- — характеру стимульного материала: вербальные и невербальные;
- — содержанию: интеллекта, способностей, достижений, личности и т. д.;
- — цели: определение готовности, уровня развития качества, оценка знаний или умений, консультирование, изучение проблем, отбор и т. д.
Ниже мы подробнее рассмотрим особенности разработки тестов, в том числе и для спортивной деятельности.
Если остановиться на формах и содержании эксперимента, который тоже традиционно относится к эмпирическим методам исследования, то при ближайшем рассмотрении не все оказывается столь однозначно.
Одна из форм применения данного метода предполагает создание ситуации, в которой при воспроизведении будет изменяться определенное условие (задание, объем или форма предъявления стимульного материала, варианты ответа испытуемого и т. д.). В спортивной психологии такие эксперименты проводятся для изучения особенностей оперативного мышления, вероятностного прогнозирования, сенсомоторных реакций, антиципации и других качеств. В табл. 6.1 представлен пример исследования, проводимого для оценки тактических способностей в спортсменов в единоборствах и спортивных играх. Этот вариант эксперимента широко применяется не только в психологии, но также в биологии, физике, химии и других естественных науках, и отнесение его к эмпирическим методам исследования полностью оправдано.
Таблица 6.1. План экспериментов по изучению тактических способностей
Исследуемое качество | Тестовое задание | ||
Оперативное мышление. | Решение задачи на перестановку фишек в 5 ходов. | Решение задачи на перестановку фишек в 12 ходов. | Решение задачи на перестановку фишек в 24 хода. |
Вероятностное прогнозирование. | Прогнозирование вероятностной стратегии соперника. | Прогнозирование детерминированной стратегии соперника. | Прогнозирование рефлексивной стратегии соперника. |
Перцептивная антиципация. (РДО). | Реакция на движущийся объект в стандартных условиях. | Реакция на движущийся объект с помехой. | Реакция на движущийся объект с ускорением движения объекта. |
В социологических и гуманитарных науках более распространена другая форма эксперимента, предполагающая выделение контрольной и экспериментальной группы. На рис. 6.1 представлена схема психолого-педагогического эксперимента, традиционно используемая для проверки эффективности новой методики обучения или развития определенных качеств. В приведенном примере в качестве основного метода статистической обработки результатов предлагается оценка достоверности различий (например, по (-критерию Стьюдента).
При этом этапами психолого-педагогического эксперимента будут:
- — формирование репрезентативной выборки;
- — разделение выборки на экспериментальную и контрольную группы и проверка адекватности этого разделения (1);
- — выполнение работы по методике с получением значимых различий (2);
- — проверка наличия достоверных различий в показателях экспериментальной и контрольной групп (3).
Могут использоваться и другие методы, например, факторный или дисперсионный анализ для оценки степени влияния новой методики на полученный результат, выделение отдельных факторов влияния и т. д.
В рассмотренном варианте исследования конкретные эмпирические данные могут быть получены с помощью наблюдения, опроса, тестирования и т. д., поэтому эксперимент выступает скорее организационным, чем эмпирическим методом. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в других видах эксперимента, используемых в научных исследованиях: констатирующем, формирующем, модельном и т. д.
![Организация психолого-педагогического эксперимента для проверки эффективности новой методики тренировки.](/img/s/8/71/1551571_1.jpg)
Рис. 6.1. Организация психолого-педагогического эксперимента для проверки эффективности новой методики тренировки.