ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ эффСкта ΠΈΠΌ Π±Ρ‹Π» сформулирован ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ: «Π›ΡŽΠ±ΠΎΠ΅ дСйствиС, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ассоциируСтся с Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуациСй Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½Π° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ вновь, появлСниС этого дСйствия становится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ вСроятным, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅. Напротив, любоС дСйствиС, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ дискомфорт, отдСляСтся ΠΎΡ‚ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ вновь, появлСниС этого дСйствия… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ понятия

ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ обусловливаниС — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° научСния, исслСдованная И. П. ΠŸΠ°Π²Π»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ. Π₯арактСризуСтся Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ вмСстС со ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΎΠΌ, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ, подаСтся Π½Π΅ΠΉΡ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ стимул. Π’ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ этот стимул ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ условного раздраТитСля, автоматичСски Π·Π°ΠΏΡƒΡΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Ρƒ ΠΆΠ΅ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ.

ΠžΠΏΠ΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ основС Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ дСйствия («ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ») ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдС. Если ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅-Ρ‚ΠΎ спонтанноС дСйствиС оказываСтся ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹ΠΌ для достиТСния Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΎΠ½ΠΎ подкрСпляСтся достигнутым Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ.

ΠŸΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Π² Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — дСйствиС Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΊΡƒ стимула, благодаря ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ стимул ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΅ΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ. ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Π½Π° подкрСплСния Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΡƒΠ³Π°ΡΠ°Π½ΠΈΡŽ условного рСфлСкса, хотя Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ нСрвная связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ассоциированными стимулами сохраняСтся Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ.

Π Π΅Ρ†ΠΈΠΏΡ€ΠΎΠΊΠ½ΠΎΠ΅ Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ — процСсс Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмС, основанный Π½Π° Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ Π°Ρ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ осущСствляСтся Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠΊ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· посрСдство вставочных Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½ΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΠΊ.

Бвободная ассоциация — ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π²ΡŒΡŽΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ рСспондСнт поощряСтся ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ исслСдоватСлСм стимулы, ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π° Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹.

Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ адаптация — ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствиС с Π³ΠΎΡΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ общСствС, классС, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ систСмой Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ. ΠžΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ социализации, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ контроля, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ общСствСнного ΠΈ Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ принуТдСния.

ВСория ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ научСния — ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСская тСория, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡŽΡ‰Π°Ρ процСсс приобрСтСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° посрСдством ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… влияний ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… с Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ.

Ѐобия — навязчивоС состояниС страха. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΡΡ€ΠΈΡ‚Ρ€ΠΎΡ„ΠΎΠ±ΠΈΡŽ, Π°Π³Π°Ρ€ΠΎΡ„ΠΎΠ±ΠΈΡŽ, ΠΊΠ»Π°ΡƒΡΡ‚Ρ€ΠΎΡ„ΠΎΠ±ΠΈΡŽ, Ρ‚Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΡ„ΠΎΠ±ΠΈΡŽ ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ вопросы

  • 1. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ повСдСнчСскиС психологичСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ.
  • 2. ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-повСдСнчСскиС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.
  • 3. ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ модСль Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ повСдСнчСскиС психологичСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ

ΠŸΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΠΈ достаточно ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ классичСского обусловливания, Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ научСния ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ научСния.

Π­Π΄Π²Π°Ρ€Π΄ Π›ΠΈ Π’ΠΎΡ€Π½Π΄Π°ΠΉΠΊ (1874−1949)

Π­. Π›. Π’ΠΎΡ€Π½Π΄Π°ΠΉΠΊ исслСдовал ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ обучСния людСй ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…. Π‘ΠΎΠ·Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ самим ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ «ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ ящик», ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ ряд Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ: Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ эффСкта, упраТнСния, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ ассоциативного сдвига ΠΈ Π΄Ρ€.

Π—Π°ΠΊΠΎΠ½ эффСкта ΠΈΠΌ Π±Ρ‹Π» сформулирован ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ: «Π›ΡŽΠ±ΠΎΠ΅ дСйствиС, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ассоциируСтся с Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуациСй Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½Π° Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ вновь, появлСниС этого дСйствия становится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ вСроятным, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅. Напротив, любоС дСйствиС, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ дискомфорт, отдСляСтся ΠΎΡ‚ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ вновь, появлСниС этого дСйствия становится ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ вСроятным» .

Богласно Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρƒ ассоциативного сдвига, Ссли ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ появлСнии Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ, Ρ‚ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Ρƒ ΠΆΠ΅ ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΡŽ.

Π­. Π›. Π’ΠΎΡ€Π½Π΄Π°ΠΉΠΊ с ΠΌΠ΅Ρ…анистичСско-биологичСских ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» основы повСдСнчСской психологии.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ