Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности работы психолога в школе

Практическая работаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное… Читать ещё >

Особенности работы психолога в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практика — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Он открыл свои двери в 1901 г. на улице Думной (ныне Февральская, д. 65). Лицей № 5 — одно из старейших учреждений г. Подольска. 19 октября является днем рождения женской прогимназии, правопреемниками которой являются: женская прогимназия, 1-я Советская школа, 2-я мужская, средняя школа № 5, а теперь муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5».

Менялись названия, проходили годы, но неизменным осталось его кредо — выпускать в свет достойных членов нашего общества, многие из которых в разные годы вписали не одну страницу в историю нашего города. Ведь практически в каждой подольской семье кто-то учился в школе № 5, и, наверное, в каждой отрасли народного хозяйства, науки и культуры оставили они свой след.

С 1953;54 учебного года и по сегодняшний день школа выпустила 3954 ученика, из них 92 золотых медалиста, 152 серебряных. Этот лицей одно из старейших учреждений г. Подольска. Он открыл свои двери в 1901 году.

Школьный психолог — Мусатова Наталья Юрьевна, психолог высшей категории. Стаж работы 36 лет, стаж работы психологом — 17 лет.

Цель данной практики — определить школьную мотивацию учеников начальных классов, овладеть навыками работы психолога — диагноста и подтвердить профессиональную пригодность к выполнению обязанностей по данной специальности.

педагог психолог подросток семья

1. Особенности работы психолога в школе

Видами профессиональной деятельности школьного психолога являются:

коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая Основные задачи.

Выполнение Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних».

Диагностика и оказание психокоррекционной и консультативной помощи детям и их родителям.

Оказание помощи воспитанникам, родителям или лицам их заменяющим, педагогам в решении конкретных проблем.

Помощь учащимся в выборе специальности или работы, наиболее соответствующей их интересам и способностям, Психологическая поддержка учащихся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации.

Разработка наиболее эффективных методов обучения.

Помощью преподавателям в освоении психологических и социальных навыков, позволяющих создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.

2. Права педагога-психолога Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения, возложенных на него функций предоставлено право:

Знакомиться с документами по вопросам охраны труда, вопросам жизнедеятельности школы, нормативными документами/письмами департамента образования Краснодарского края.

Иметь доступ к документам, касающимся несовершеннолетних.

Ответственность.

Педагог-психолог несет ответственность:

за конфиденциальность информации, полученной о несовершеннолетнем ученике школы;

за объективность информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей.

Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т. д. Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.

3. Организация работы школьного психолога Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.

Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5×6×3 м.

В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.

Дневник практики

Дата

Содержание практики

Вопросы, возникшие в ходе практики

Примечания

16.02.2011

Составление индивидуального плана работы на время практики. Соотнесение плана работы с требованиями к отчетной документации.

17.02.2011

Изучение материала по особенностям работы психолога в школе

17.02.2011

Подбор методик для исследования школьной мотивации

18.02.2011

Подбор методик для исследования познавательной активности школьников

21.02.2011

Подбор методик для исследования оценки успешности учеников 5 класса

22.02.2011

Подбор методик для исследования мотивации учащихся

23.02.2011

Подбор методик для исследования удовлетворенностью общением в семье

24.02.2011

Проведение тестирования для исследования познавательной активности школьников

25.02.2011

Проведение тестирования по выбранной методике «шкала успешности»

25.02.2011

Проведение диагностики по подобранным методикам для исследования познавательной активности и самооценки успешности

02.03.

Проведение тестирования по методике определения школьной мотивации

04.03.

Проведение диагностики с целью определения школьной мотивации

09.03.2011

Проведена методика для определения удовлетворенностью взаимоотношениями в семье

11.03.2011

Анализ проведенного тестирования по исследованию удовлетворенностью взаимоотношениями в семье

14.03.2011

Написание отчета

15.03.2011

Оформление отчетной документации.

4. Психодиагностическое исследование

Цель исследования: изучение реальной мотивации учения, уровня интеллектуальных особенностей младших подростков и определение путей развития мотивов учебной деятельности.

Для решения проблемы использованы следующие методики:

1. Методика «Отношение к предметам». Под редакцией И.В. Дубровиной

2. Методика «Шкала успешности»

3. Методика определения школьной мотивации. А.Г. Лускановой

4. Методика «Удовлетворенность взаимоотношениями в семье» Х. Г. Галямовой Объект исследования: учащиеся 5 класса лицея № 5

Исследование проводилось в феврале — марте 2011 г.

Проблема учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важна в младшем подростковом возрасте. Учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается мотивами, идущими от самой учебной деятельности и мотивами, вызываемыми позицией школьника.

Снижение успеваемости, повышенная тревожность, часто наблюдаемые у младших подростков, может быть порождены самыми разными причинами.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учения.

Несформированность положительно устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости детей и несформированности их познавательной сферы, т. е. снижение интеллектуальных способностей. Трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Создание ситуации успеха может способствовать преодолению неуверенности в себе, снятию тревожности и повышению учебной активности подростка.

При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т. е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное — процесс становления мотивации, зону ее «ближайшего развития».

Формирование мотивов учения — это создание в школе условий для развития мотивов, целей, интересов в учении, осознание их учеником и дальнейшее развитие им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо подходить к формированию мотивации учения, снятию тревожности с оптимистической гипотезой, т. е. определить оптимальную зону, где ученик, несмотря на внешне небольшие успехи, добивается несколько лучших результатов.

Успешному развитию мотивов учения у конкретного ученика будет способствовать определение у него зоны «ближайшего развития».

Напряженная умственная деятельность, положительная эмоциональная атмосфера учения, включение ребенка в различные виды деятельности и общения способствуют развитию мотивации учения. Чтобы мотивация была устойчивой, важно подчеркивать все положительные сдвиги, передвижение в освоении учеником учебного материала, выявлять пути устранения недостатков. Для определения школьной тревожности необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки младших подростков, на развитие реального отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на получение новых знаний.

Пути становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление индивидуальной мотивации и познавательных процессов и помочь подростку в этом становлении.

5. Методики

Психодиагностическое исследование проведено в 5 классе, состоящем из шестнадцати человек.

1. Методика «Отношение к предметам»

Под редакцией И.В. Дубровиной

Цель: Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.

Инструкция:

Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:

Красный — предмет нравится (к) Черный — не нравится (ч) Зеленый — иногда нравится, иногда не нравится (з) В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов.

Обработка результатов:

Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой результат: красный — 9, черный — 1, (9−1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:

Высокий уровень: 8−10 баллов Средний уровень: 4−7 баллов Низкий уровень: от 3 и ниже Результаты по данной методике:

Процентное соотношение показателей учащихся 5 класса по познавательной активности.

Для детей 5 класса характерен средний уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности.

Этим ученикам нравятся от 4 до 7 учебных предметов.

У трех ребят низкий уровень познавательной активности. Этим детям не нравятся многие учебные предметы.

У 19% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на высоком уровне.

6. Методика «Шкала успешности»

Цель: Определить уровень самооценки учащихся в учебной деятельности

Инструкция:

Методика проводится на том же самом листе со списком изучаемых испытуемыми школьных предметов. Преподаватель предлагает определить насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым предметом поставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя успешными. Ниже приводится шкала ответов:

1. — очень успешен

3. — достаточно успешен

5. — не успешен совсем После предлагается еще варианты 2 и 4, промежуточные варианты, если ребенок не может сказать точно.

Обработка результатов:

Подсчитывается только ответы 1 и 2 или 5. Числа 1 и 2 записываются первыми, например (9 — 1), а сумма пятерок вторыми (9−1).

Сравнивается первое число из методики «Отношение к предметам» и из методики «Шкала успешности». Если оба числа равны или близки друг к другу (разница в 1−2 единицы), то самооценка успешности адекватная.

Если показатель из методики «Отношение к предметам» меньше показателя методики «Шкала успешности» на 3 и более единиц, то самооценка испытуемого завышенная.

Если же показатель методики «Отношение к предметам» больше чем показатель методики «Шкала успешности», то самооценка испытуемого заниженная.

Может быть вариант, что оба показателя низкие, это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая.

Результат по данной методике:

Самооценка успешности учебной деятельности Адекватная самооценка учебной деятельности сформирована у 81% учащихся класса. Это говорит о том, что дети правильно оценивают свои успехи, возможности и неудачи. Они адекватно относятся к требованиям, замечаниям учителей, делают правильные выводы с целью изменения ситуации.

Для 19% детей характерна заниженная самооценка. Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах, иногда успехи расценивают как случайность, делают акцент на неудачи в учебной деятельности, переживают по поводу получения неудовлетворительных оценок.

7. Методика определения школьной мотивации. А.Г. Лускановой

Цель: Данная методика позволяет определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.

Инструкция:

Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже:

1. Тебе нравится в школе?

а) да б) иногда в) нет

2. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?

а) иду с радостью б) бывает по-разному

в) чаще хочется остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) пошел бы в школу б) не знаю в) остался бы дома

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

а) не хотел бы б) не знаю в) хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) нет б) не знаю в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

а) мне нравится наш учитель б) точно не знаю в) хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) да б) мало в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б) не очень в) не нравятся Обработка результатов:

За проставленные буквы начисляются следующие баллы:

а — 3 балла б — 2 балла в — 0 баллов Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу:

21 — 30 баллов высокий уровень школьной мотивации

15 — 20 баллов средний уровень школьной мотивации

14 и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации

Результаты по данной методике:

Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлен у 19% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.

У 75% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.

Для мальчика № 14 характерно проявление низкого уровня мотивации.

8. Методика «Удовлетворенность взаимоотношениями в семье» Х.Г. Галямовой

Цель: Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.

Инструкция:

Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:

а) да б) иногда в) нет Ниже приведены вопросы по данной методике:

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?

2. Говорите ли вы с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?

3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

4. Знают ли родители ваших друзей?

5. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

6. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?

7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

9. «Детские праздники» — предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?

10. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?

14. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?

Обработка результатов:

Подсчитываются баллы за буквы:

а) — 2 балла б) — 1 балл в) — 0 баллов Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:

20 — 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

14 — 19 баллов средний уровень удовлетворенности

13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

Результаты по данной методике:

В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 19% учеников. 62% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники.

Заключение

Учитывая психолого-педагогическое исследование, учащиеся младшего подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой — повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания.

Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.

Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.

Проблемное, развивающее обучение на достаточном уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал.

Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному предмету, который сам является мотивом учения, можно развивать широкие познавательные мотивы и снимать тревожность. Изучение преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.

Учителям необходимо развивать у подростков ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл учебной деятельности, потому что основной причиной потери интереса к учебе является отсутствие цели в учении.

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования.

Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Мусатовой Наталье Юрьевне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.

Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.

Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

1. Психодиагностические методы изучения личности — Ратанова Т. А., Шляхта Н.Ф.

2. Венгер А. Л., Г. А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. — М.: «Владос — пресс», 2003. 160с

3. Овчарова Р. В. Практическая психология в школе. М., — 1999.

4. Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону: Феникс, 2005. — 415с.

5. Флэйк — Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ-Пресс, 1998. — 314с.

Сводная таблица психодиагностических исследований 5 класса

Имя

Познавательная активность

Самооценка успешности

Мотивация

Удовлетворенность общением в семье

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1. Алиса С.

4−4

с

3−1

ад

с

с

2. Эдуард П.

5−1

с

5−2

ад

с

с

3. Марина Л.

6−1

с

6−2

ад

в

с

4. Наталья С.

5−1

с

6−0

ад

с

в

5. Сергей А.

4−5

с

3−3

ад

с

с

6. Марина Н.

6−2

н

2−1

зан

в

в

7. Алла К.

5−4

с

4−2

ад

с

с

8. Наталья Р.

3−1

н

4−0

ад

с

с

9. Анна Б.

8−1

в

9−0

ад

с

с

10. Дмитрий С.

3−2

н

4−1

ад

с

н

11. Петр Г.

5−1

с

1−0

зан

с

н

12. Оля Т.

8−0

в

7−2

ад

с

в

13. Саша М.

9−1

в

3−2

зан

в

н

14. Ваня К.

6−3

с

6−0

ад

н

с

15. Дмитрий Д.

7−0

с

5−4

ад

с

с

16. Татьяна К.

4−2

с

6−2

ад

с

с

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой